Рецензия на фильм «Артемис Фаул». Тысяча и одно магическое недоразумение
Артемис Фаул (дебютант Фердия Шоу) — гениальный подросток. Его отца вечно нет дома, поэтому воспитанием и одновременно охраной парня занимается домовой Дворецки (Нонсо Анози — «Прачечная», «Золушка»). С детства Артемис изучал фантастический, как ему казалось, волшебный мир, который населяют гномы, эльфы, кентавры и другие сказочные создания. Знания парень черпал от отца в те редкие моменты, когда тот был дома.
Неожиданно Артемис Фаул старший (Колин Фаррелл — «Джентльмены», «Дамбо», «Вдовы») исчезает, а с мальчиком связывается таинственный похититель Опал Кобой (Хонг Чау — «Подъезды», «Врожденный порок»), требующий принести ему Акулос — артефакт эльфов, способный открывать порталы между мирами. «Ты умный, как-нибудь разберешься», — завершает диалог с парнем главный антагонист фильма.
Побывавшая в производственном аду экранизация мчится со скоростью гоночного автомобиля. Действие скачет так быстро, что разобраться, кто здесь кто, не представляется возможным. Конечно, те зрители, что читали книги про Артемиса Фаула, оперативно адаптируются в стремительном водовороте событий. Для остальных Кеннет Брана и его команда не предлагают ничего, что могло бы хоть как-то ввести в курс дела.
Хронометража в 90 минут «Артемису Фаулу» попросту не хватает, чтобы как следует раскрыть хитросплетения первых двух книг из серии Колфера. Зрителю перечисляют имена и локации, знакомят с представителями разных народов волшебного мира. Но за всем этим нет ни предыстории, ни объемного характера. В итоге испытать эмпатию к происходящему на экране попросту невозможно.
Серия книг про Артемиса Фаула могла бы стать неплохим сериалом, который также выпустили бы на Disney+. За примером далеко ходить не надо — у «Темных начал» на HBO, снятых на основе трилогии Филипа Пулмана, ведь все получилось. Работа Кеннета Браны напоминает «Валериана и город тысячи планет» Люка Бессона, также страдавшего от сумбурного и запутанного повествования. О внятной драматургии Брана, видимо, позабыл.
За сценарий картины отвечал Майкл Голденберг — один из сценаристов печально известного «Зеленого Фонаря» и пятой части франшизы о Гарри Поттере. Миру магии и волшебства Голденберг уделил меньше всего времени. Никаких объяснений иерархий, никакой характеристики законов устройства этого мира, никакой связи между разными народами. Вероятно, Голденберг ознакомился лишь с кратким содержанием первых двух книг Колфера и решил, что этого достаточно.
Беда здесь и с персонажами, образы которых максимально архетипичны. Ни о какой индивидульности речи не идет. Артемис Фаул косплеит «Людей в черном», до звания криминального гения подростку с травмированной психикой как до Луны.
Офицер Элфи Малой старается походить на Падме Амидалу из «Звездных войн», Мульч Рытвинг — еще один Хагрид с уродским CGI, благодаря которому мы узнали, как поступает в организм гномов земля и откуда она выходит. Колину Фарреллу вообще дают всего 5 минут хронометража. Кажется, его пригласили в проект лишь ради фамилии звездного актера на красочном постере.
У этого кино целый комплекс проблем. Нельзя повесить ярлык «виновен» только на режиссера, Disney или COVID-19, благодаря которому мы смотрим фильм на Disney+, а не в кинотеатре. Финальный монолог Фаула оставляет надежду на продолжение (у Колфера еще 6 романов в закромах). Должно произойти чудо, чтобы хоть кто-то рискнул после такого провала достойно экранизировать «Артемис Фаул. Код вечности» и/или «Артемис Фаул. Ответный удар». Версия Фаула от Кеннета Браны — яркий, буквально кричащий пример экранизации, которой лучше бы вовсе не существовать.