Рецензия на «Душу» от Pixar. Как «Головоломка» встретилась с «Ла-Ла Лендом» в загробной жизни
Анимация – один из самых универсальных и изобретательных форматов киноискусства. Но бизнес-сторона дела не может не влиять на то, какими выходят мультфильмы. После перехода под начало Disney студия Pixar явно стала иначе относиться к своим работам.
Проще говоря, они стали ярче, насыщеннее, «сказочнее», но почему-то не стали при этом интереснее. «Тайна Коко», сорвавшая множество наград в 2017 году, отличный пример – в ней есть прекрасные декорации и безотказно работающие темы взросления и семьи. А глубины почему-то нет совсем. О сиквелах «Суперсемейки» и очередном продолжении «Истории игрушек» вообще стоит говорить отдельно.
На этом фоне простота «Души» очень радует. Да, нет интересного и насыщенного волшебством мира, как в успешном «Вперед» 2020 года или старенькой «Корпорации монстров». Мульт вряд ли подарит таких известных массовой культуре героев, как Базз Светик или Дори. Но благодаря этому минимализму каждый фрагмент мультфильма работает.
Главный герой «Души» — горе-музыкант Джо Гарднер. Он с детства мечтал профессионально играть джаз; половина жизни промелькнула перед его глазами, а успеха все нет. Вместо сцены Джо довольствуется работой школьного учителя по музыке.
Неожиданно ему выпадает шанс подменить пианиста в известном коллективе. Окрыленный, Джо невнимательно смотрит по сторонам и падает в канализационный люк. Герой приходит в себя уже в загробном мире: его душа стоит, фактически, на распутье.
Не желая сдаваться, Джо пытается вернуться на Землю с помощью другой души – строптивой и скептичной 22, которой еще только предстоит родиться. И тут раскрывается настоящая концепция мультфильма: он не так одномерен, как кажется на первый взгляд. В нем гораздо больше тем, а тот фрагмент загробной жизни, что создатели решили нам показать, прекрасно проработан.
Джо, его пламенная любовь к музыке и уверенность в своем таланте складываются в очень узнаваемый образ. Даром, что озвучивает его все-таки не Райан Гослинг. Но нотки «Ла-Ла Ленда» здесь не только в главном герое: мультфильм виртуозно раскрывает тему вечной погони за своей судьбой.
На контрасте с ним 22-я ничего общего не хочет иметь ни с музыкой, ни с земной жизнью. Ее слегка детский, но довольно здоровый скептицизм – дополнительная линза, которая немного преломляет происходящее. Так ее приключения с Джо чувствуются более значимыми и настоящими: они на глазах меняют обоих.
Подробно рассказывать, как именно «Душа» въедается зрителю в подкорку, не хочется. Лучшие работы Pixar сильны именно этим; выворачивать нас наизнанку – красивый, длинный и увлекательный процесс.
Казалось бы, главный герой получился практически воплощением американской мечты. Несмотря на суровую реальность, он не забывает о своих желаниях, стремится к большему. Именно этот концепт «Душа» переворачивает, чтобы посмотреть на него под другим углом. Смерть – довольно банальный повод для таких размышлений, и все-таки взгляд создателей передан отлично.
Четкая постановка целей и постоянное стремление к чему-то – очень полезные вещи. Но это — не вся жизнь, а лишь ее часть. И с одной стороны, Pixar говорит об этом почти открытым текстом, с другой — такие напутствия отлично работают в анимации, а контекст полностью их объясняет.
«Головоломка» тоже не скупилась на прописные истины, да и концепция ее вполне умещается в пару предложений. И все-таки они вместе с «Душой» хороши в мелочах, в почти не заметных дополнительных подтекстах. Умение показывать, а не говорить выгодно отличает их от «Тайны Коко» и других сравнительно свежих творений Pixar.
Новый фильм выйдет в прокат в России только в конце января – и это немного удручает. Потому что «Душу» было бы идеально посмотреть именно сейчас, когда все охвачены новогодней суетой, загоняют себя до крайней усталости ради праздников и ставят грандиозные цели на год вперед. Ведь у нее довольно простой посыл: в жизни нужно уметь замедлиться.