Рецензия на «День курка» (Boss Level). Блестящий, умный боевик от большого мастера жанра
Сценарий Boss Level был написан еще в 2010-м, когда боевик по «Дню сурка» казался оригинальной идеей. То, что фильм отлично смотрится даже в современных условиях, выдерживая любые сравнения, — лучшее доказательство таланта Кэрнэхэна. Прежде всего — как автора сценария.
Мне страшно представить, как выглядел бы Boss Level у бездарных сценаристов вроде Ретта Риза и Пола Верника («Дэдпул») или Дерека Кольстада («Джон Уик»). Впрочем, понятно, как: они только и могут, что смаковать насилие на экране, во втором акте представить нам собственную мастурбационную фантазию в виде подружки героя, а в третьем вдруг начать требовать от нас сопереживания красивому актеру и красивой актрисе только потому, что они, мол, любят друг друга.
Как и «Дэдпул» или «Уик», фильм был бы довольно успешным у довольно большой категории зрителей, которые тоже не способны на эмпатию, сопереживание главному персонажу, для которых все это — не более чем экшен-фигурки, отпускающие шуточки и режущие друг друга в куски.
Собственно, таким и был сценарий Boss Level от пары никому не известных авторов, пока он не попал в руки Джо Кэрнэхэна — большого мастера, опытного человека и настоящего художника. В его руках и главный герой Рой, и его возлюбленная Джемма (Наоми Уоттс) стали живыми людьми с настоящими проблемами, с личным прошлым и профессиональными знаниями, которые очевидны по каждому диалогу и действию персонажей.
Это высочайший класс сценарной работы — концепция, которая опирается на сильную пару героев, герои, которые интересны даже вне контекста петли времени, и экшен, который нужен не для того, чтобы опрыскать экран кровью, а чтобы фантастическая и эмоциональная составляющие сложились наконец в одну точку — горизонт событий, за которым — только финальные титры.
При этом экшена в фильме тоже хватает. Рою противостоит команда разношерстных киллеров в духе «Козырных тузов», убивать которую придется по несколько раз, да сам Мэл Гибсон в роли финального босса. Его, если без спойлеров, тоже придется убивать неоднократно.
Это уже вопрос таланта Кэрнэхэна-режиссера, который у него не такой выдающийся, как талант сценариста. Боевые сцены сняты творчески, чисто и внятно, но в фильме нет какого-то «шоу-стоппера», грандиозной драки или перестрелки, ради которой его стоило бы пересматривать. Это даже не «Грань будущего», не говоря уж о «Матрице» или хотя бы «Хардкоре» Ильи Найшуллера. Это представитель той редкой категории боевиков, где история и работа с героями впечатляют больше, чем рукопашные, взрывы и пальба на экране. В итоге фильм одноразовый — но доставляющий огромное удовольствие от просмотра.
Несмотря на все шутки про 40-летних мужиков, увлекающихся ретро-видеоиграми, Boss Level очень тонко переносит на экран игровую реальность, включая самые абсурдные моменты дизайна виртуальных миров. Тут досталось и стелсу, и мини-боссам, и пикам сложности.
Последняя треть фильма — попытки героя грубой силой выполнить миссию из Hitman или Metal Gear Solid, а самый нелепый, но по-своему впечатляющий ее момент — девушка с мечом, которую спецназовец Грилло почему-то никак не может убить из пары «Узи». Нет, этот момент можно решить только прокачкой персонажа, точнее даже — «качем» определенного скилла.
Джо Кэрнэхэн — большой геймер, он даже работал над экранизацией Uncharted. Поэтому помимо очевидных заимствований из игр тут есть и действительно глубокие наблюдения. Скажем, в той же сцене с девушкой-фехтовальщицей показываются сложные BDSM-отношения, которые завязываются у каждого увлекающегося сложными играми человека с определенными боссами (в основном в играх From Software). А кульминация фильма вообще — гимн спидранам, попыткам сломать игровой дизайн ради того, чтобы выполнить какие-то особенные, поставленные самому себе цели.
При этом Кэрнэхэна не интересуют философские, экзистенциальные вопросы, которые волей-неволей поднимает такая концепция. По меркам фильмов о петлях времени Boss Level — очень сжатое и камерное произведение.
На все «прохождение» у героя уходит что-то порядка 200 пронумерованных попыток — тут нет того ужаса, который ощущаешь в лучших моментах «Палм Спрингс» или «Грани будущего», когда ты понимаешь, что персонаж может повторять все эти действия даже не тысячи и не сотни тысяч, а миллионы или миллиарды раз, что он в буквальном смысле мог провести в очередном Дне Сурка целую вечность.
На фоне этого «День курка» прост, как две копейки или российская «адаптация» оригинального названия: зашел в петлю, много раз умер, вышел из петли. Впечатляют прежде всего интеллект, четкость видения режиссера-сценариста. Это умный фильм, который не требует, чтобы зритель отключал мозг при его просмотре. Мозги вставлялись в человеческие организмы не для того, чтобы их отключали (при любых обстоятельствах), так что появление фильмов в духе Boss Level — каждый раз очень приятное событие.