Рецензия на «Безумного Макса: Дорога Ярости»
Как видно из первого абзаца, фильм произвел на меня сильное впечатление. С «обзорной» частью статьи, предназначенной для решающих, идти ли им в кино, давайте покончим сразу же. Идите. Еще лучше – бегите. В кинотеатр с самым качественным тридэ.
Миллер создал знаковый фильм нового тысячелетия. И дело не только в том, что экшена такого уровня постановки, съемки и креативности попросту не было за все сто с лишним лет существования кинематографа, а в том, что Джордж смог сделать то, что никому не удавалось уже давно – снять блокбастер, который остается искусством, а не просто аттракционом для глазок и ушек.
Фильм красив и величественен до дрожи. Да, он потерял тот грязно-натуралистичный, земной вид, который прельщал в предыдущих фильмах, теперь это больше похоже на кошмар спящего Макса – красочный и гиперболизированный.
В фильме, на 95% состоящем из практически непрерывной экшен-сцены, он смог показать удивительный мир, раскрыть персонажей и выдать несколько глубоких мыслей, которые дойдут до многих далеко не сразу. Но когда дойдут… Oh, my.
Придраться, конечно же, есть к чему. И многие, возможно, ожидали, что именно этим я и займусь, подобно тому, как я тыкал палкой в мертворожденные в философском плане фильмы.
Но тут и кроется отличие. Я начинаю копаться в недостатках картины только тогда, когда она не справляется с тем, чтобы влюбить в себя, заставить уважать за некий внутренний стержень: за идею, осмысленность, экзистенциональную оправданность. За некую донесенную правду. Но когда фильм все же пробивает и раскрывается в голове ясным и четным высказыванием, говорить про недостатки нет особого смысла.
Да, я вышел из кинотеатра обеспокоенным. Мне показалось, что Миллер упустил из вида особенности восприятия, не учел, что бесконечный экшен притупляет восприятие, несмотря на то, что он – подчеркиваю – абсолютно богоподобен и заставляет «Мстителей» и какие-нибудь «Форсажи» выглядеть просто смешно (Как «Рейд» заставил выглядеть все американские сцены драк).
Самое интересное в Максе то, что он малодушный мудак. Герой, который отказывается геройствовать.
Нам сложно удержаться в состоянии адреналинового напряжения слишком долго, поэтому динамичные сцены в кино и чередуются со спокойными, чтобы дать нам выдохнуть и выстроить напряжение перед следующей решающей сценой.
Здесь таких спокойных моментов явно недостаточно для того, чтобы мозг успевал освежиться, поэтому под конец воспринимать экшен с таким же уровнем переживаний становится сложно.
Это мешает, но я все равно не могу назвать это минусом фильма, скорее, минусом восприятия. Когда мы идем на балет, мы тоже можем сказать, что тяжело три часа воспринимать историю без диалога с постоянными танцами и однообразными белыми костюмами. Но называть это минусом балета будет странно.
Миллер тоже создает свой балет из огня, крови и стали, наслаждаясь которым, сложно не восхититься уровнем продуманности каждого кадра, величием и грандиозностью сцен. Отличительная черта всех фильмов о Максе – безумие на экране, которое выглядит осмысленным и достоверным. Оно не производит впечатления мультяшного экшена а-ля «Форсаж». Мотивация и действия всех, даже безумных на вид, персонажей легко считываются, и мы всегда понимаем, что происходит и почему.
Мой вердикт прост – это нужно увидеть в кинотеатре. Ничего подобного еще не было и еще долго не будет. Поразительно эффектная цветокоррекция и восхитительная работа оператора: общие планы обволакивают, крупные – будоражат, никакой трясучки и неразличимых в суматохе деталей.
Фильм красив и величественен до дрожи. Да, он потерял тот грязно-натуралистичный, земной вид, который прельщал в предыдущих фильмах, теперь это больше похоже на кошмар спящего Макса – красочный и гиперболизированный.
И все же, учитывая, что Миллер все фильмы этой серии делал очень разными, «Дорога Ярости» вписывается в квадрологию как влитая, несмотря на очевидные отличия.
[Далее встречаются незначительные спойлеры, но бояться их вряд ли стоит, это не тот фильм, что можно испортить]
Furiosa
Многих удивило то, что Императрица Фьюриоса (Шарлиз Терон) в итоге выглядит чуть ли не главным героем фильма. И действительно, именно ее воля и решимость приводят сюжет в действие.
У истоков событий лежит ее выбор. Макса же эти события захватывают и, буквально, тащат за собой на цепи. Если бы не имя героя в названии и не история франшизы, на которые новые зрители могут и не обратить внимания, Макса вполне можно принять за персонажа второго плана.
Нимфы-модели, играющие «кобылиц» жен тирана, здесь не просто для того, чтобы выглядеть потрясающе в своих сексапильных обмотках.
Все это так, но никакой проблемы в этом нет. Многие удивились, никто не пожаловался, потому что каждый персонаж здесь находится на своем месте. Миллер задумывал этот фильм как историю о двух воинах дороги, свой собственный своеобразный «Бэтман против Супермена», где встречаются, сражаются, а затем срабатываются два крутых профессионала. Фьюриоса, к слову, действительно ни в чем не уступает Максу, даже без руки, что и показала их короткая стычка.
Императрица в исполнении Терон может стать новой Сарой Коннор, новой Рипли, Ларой Крофт или Маи Хасегава (не играли в Oni? Жаль), особенно, если пятый фильм, посвященный ей, выйдет не хуже четвертого.
The Wives
Уидон считается борцом за равноправие женщин и автором сильных женских персонажей, но по сравнению с Миллером он выглядит сексистом.
В «Максе» женщины довольно откровенно представляют собой добро. Все они – положительные персонажи, тогда как мужчины представлены уродливыми, фанатичными, эгоцентричными, жестокими. Даже Макс, который так же пытается помыкать ими, дерется с Фьюриосой и подчиняет ее в итоге. Он ничем не лучше других.
Женщины в белых одеждах олицетворяют красоту, чистоту, жизнь и будущее (Ангарад беременна, бабушка везет семена растений, регулярно пытаясь их высаживать в радиоактивную почву), они проявляют храбрость и готовы заслонять друг друга телами, они рискуют всем, лишь бы не быть вещами, инкубаторами для наследников Иммортана.
Неважно, кто ты: красивая женщина, некрасивая женщина, старая женщина, маленький мальчик, чернокожий, гей, карлик, фанатик с промытыми мозгами и изуродованным радиацией телом – ты волен сам выбирать свою судьбу.
Нимфы-модели, играющие «кобылиц» жен тирана, здесь не просто для того, чтобы выглядеть потрясающе в своих сексапильных обмотках. Миллер показывает их способными не только постоять за себя, но и проявить милосердие к врагу (не просто пощадить, а понять, простить, шагнуть навстречу), заботиться о будущем цивилизации.
И помимо этого… О, да, они прекрасны, как сон в летнюю ночь, и не модельными телами, а горящим взглядом, чарующей пластикой, силой воли и готовности на все, ради свободы. Я уже и забыл, когда красивые женщины в кино умудрялись вызывать подобные чувства. Милое личико и точеная фигура в кино на каждом углу и впечатляют не больше софы из мореного дуба.
А каковы имена! Великолепная Ангарад (Та самая Роузи, так нелепо смотревшаяся в «Трансформерах 3», здесь прожигает сердце одним взглядом), Тост Мудрая, Чидо Хрупкая и девушка с говорящим именем Способная (не пошлое Skillful a именно Capable). Имя Dag, правда, загнало меня в тупик. На шведском это означает «День», на английском – человек, не заботящийся о моде. Звать ее «Классикой»?
Еще в первых фильмах Миллер не стеснялся показывать женщин и как домохозяек (жена Макса) и как жертв (множество изнасилований), и как воинов (поселенка во второй части, глава племени в третьей), и как лидеров (Тетушка Энтити). В «Дороге ярости» он просто уходит в полный empowerment, но это все равно не выглядит дикой переменой.
Empowerment сложно перевести лаконично – это возвышение, возвращение достоинства и прав, а если совсем буквально, то «наделение силой». Чаще всего это слово связано с представлением женщин сильными, способными, равными или превосходящими мужчин.
Но шутка в том, что Миллер не останавливается на женщинах. Он показывает, что сильными могут быть не только мужчины и женщины в расцвете лет, черные и белые, геи и натуралы. В его фильмах встречают бабушки с ружьями, которые умеют за себя постоять, и мальцы, сносящие головы бандитов бумерангом, не моргнув глазом.
Императрица в исполнении Терон может стать новой Сарой Коннор, новой Рипли.
Объективизация женщин здесь возведена в абсолют – их доят (буквально), держат в цепях ради секса и выращивания наследников. Выглядит не слишком «феминистично», но нужно это Миллеру лишь для того, чтобы показать: даже в мире, где права некой группы по факту перестали существовать, эти люди все равно способны отвоевать свою свободу, достоинство и право на счастливую жизнь. Та же Фьюриоса, в конце концов, дослужилась до позиции уважаемого военачальника.
Неважно, кто ты, красивая женщина, некрасивая женщина, старая женщина, маленький мальчик, чернокожий, гей, карлик, фанатик с промытыми мозгами и изуродованным радиацией телом – ты волен сам выбирать свою судьбу. Даже в мире, скатившемся в ад, есть место милосердию, самопожертвованию, величию – для всех, никто не уйдет обиженным.
Max
Самой интересной чертой Макса как «героя нашего времени» были не скилы водителя, не дробовик, брекеты и рукав, не его badassery, которая выдается каждому герою боевиков по дефолту. Самое интересное в нем то, что он малодушный мудак. Герой, который отказывается геройствовать.
Фраза Макса «Надежда – это ловушка» раскрывает его собственное проклятие. Раз за разом он выбирает бежать, не ввязываться, проходить мимо страждущих, разумно выбирая выживание – и расплачиваясь за это. Настоящая ловушка, его ловушка – безнадежность. Именно то, что он опустил руки и отказался от надежды и борьбы, стало причиной его лишений.
Макс явно не Давид, выходящий на битву с Голиафом, каким его хотел видеть Гус в первом фильме, не добрый самаритянин, который был нужен поселенцам во втором фильме и не Моисей, способный увести детей в лучший мир, которым его представляло племя в третьей ленте.
Раз за разом Макс решает помочь людям слишком поздно, ему удается спасти кого-то, но он неизбежно остается один. Люди, стремящиеся в «прекрасное далеко» попадают туда благодаря ему, но без него.
Из библейских персонажей Макс больше всего похож на Агасфера, Вечного Жида (как ни смешно это звучит в контексте взглядов Мэла Гибсона). Этот тот неразумный, что не просто отказался помогать Иисусу нести крест, но и погнал его прочь, не дав отдохнуть, за что и был проклят им на вечные скитания по земле в тщетных поисках искупления и смерти.
Если вы не смотрели старую трилогию о «Безумном Максе» или подзабыли детали, во вчерашней статье я пересказывал ключевые моменты первых трех фильмов. В каждом из них Макс пытается уклониться от помощи другим, от того, чтобы поступить правильно. Не только от «удела героя», но даже от долга «служить и защищать», который он взял на себя при поступлении в полицию.
В трилогии Миллер не заостряет внимание на том, что Макс чувствует по этому поводу. Он однозначно не превратился в бездушную машину окончательно – мы видим проблески сочувствия, симпатии, героизма, но не более. В итоге, он поступает «по совести» только когда иного выбора уже не остается.
Immortan Joe
Злодей «Дороги Ярости», Иммортан Джо, привлек внимание фанатов из-за своей тайны личности. Лицо его всегда скрыто маской (как и у Тома Харди в роли Бейна), его играет тот же актер, что и злодея первого фильма – Пальцереза, а тело покрыто шрамами и ожогами, дышать без маски он может с трудом.
Интересуют фанатов, конечно, не очевидные параллели с Бейном и Вейдером, а связь с предыдущими злодеями серии. Может, Пальцерез чудом пережил ту аварию, но сильно покалечился? Или это все же возвращение обгоревшего Гуса, задуманное еще для второго фильма, но так и не случившееся? Или, может, это Лорд Хьюмангос, который тоже был обгоревшим, не снимал маски и, в отличие от Гуса, у него, как и у Иммортана, все пальцы на руках были на месте. Так на кого из них намекает Миллер?
Мне кажется, дело тут несколько тоньше столь прямых параллелей. Миллер показал, что его куда больше волнуют тематические и идейные переклички, чем логичная и четкая причинно-следственная связь.
Главным героем становится не тот, кто больше всех геройствует или лучше стреляет, мы смотрим на Макса потому, что это все еще история о демонах прошлого, сломленности, попытках искупления и перерождения.
Да, травмы Макса скрупулезно переносятся из фильма в фильм, но при этом на вопрос «где хронологически находится четвертый фильм по отношению к первым трем?» Миллер ответил: «Они едины по духу. Для меня это как возвращение в знакомые места. Фильмы мало связаны между собой». И дальше уходит в разговор о том, как постапокалиптическая пустошь – это взгляд «вперед в прошлое», так как такое будущее на самом деле возвращает нас в средневековье, что отлично подходит для притч о морали.
Учитывая такие приоритеты, глупо предполагать, что режиссер намекал на то, что Иммортан – это буквально Гус, Пальцерез или Лорд Хьюмангос. Скорее, Миллер высказывает более общую мысль – о том, что все злодеи Макса – это его демоны, один и тот же кошмар, преследующий его после того, как он отрекся от Гуса и сбежал (в первом фильме, увидев изуродованного пожаром напарника, Макс сказал: «То, что там лежит – это не Гус, не может быть Гусом»).
Чувство вины Макса раз за разом возвращается в одном и том же образе, чтобы мучить его. Но одновременно – и давать новый шанс на искупление.
Лишь в четвертом фильме эти вещи, наконец, проговариваются открыто. Нам впервые открываются видения Макса – его преследуют призраки людей, которых он не смог спасти. Знакомых лиц в этих видениях нет, разве что ребенок мог быть погибшим младенецем Макса, который вырос в его воображении.
Но скорее это действительно абсолютно новые жертвы равнодушия Макса, которых мы не видели в фильмах. Так Миллер мог подчеркнуть, что своим бездействием Макс сгубил еще больше народа, чем нам было известно.
Все люди, окружающие Макса, герои куда больше, чем он сам.
Само слово «искупление» здесь тоже говорится впервые. Фьюриоса тоже ищет его, хотя мы и не знаем, что именно она натворила, чтобы чувствовать вину, подобно Максу.
В «Воине дороги», в котором Макс произносит всего 16 реплик, были другие, кто сказал все важное за него – ключевое для понимания франшизы.
И в этом урагане распада обычные люди терпели поражение и гибли. Такие как Макс, воин Макс. Под рёв моторов он потерял всё… от человека осталась только оболочка… остальное выгорело без следа. Человек, преследуемый демонами из прошлого. Человек, который ушёл в пустыню. Именно здесь, в этой дикой глуши, он научился жить заново.
И, наверное, самая важная реплика всех фильмов принадлежала Папагалло:
Что ты ищешь? Колись, Макс, все что-нибудь да ищут. Ты там счастлив? А? Скитаясь? Один день перетекает в другой… Ты стервятник, Макс. Личинка. Ты это осознаешь? Ты кормишься с трупа этого мира. Расскажи мне свою историю, Макс. Давай, расскажи мне свою историю. Что тебя выжгло? Убил на одного человека больше, чем следовало? Насмотрелся, как люди умирали? Потерял семью? О, вот оно что, потерял семью? И это делает тебя особенным, так? Все мы здесь прошли через это, но мы не сдались. Мы по-прежнему человеческие существа – с достоинством. А ты? Ты – там, вместе с мусором. Ты – ничто.
Все люди, окружающие Макса, герои куда больше, чем он сам. Они самоотверженнее, великодушнее и готовы сражаться за свои идеалы, даже рискуя всем, что осталось. Гус, Паппагалло, Капитан Ког, предводительница племени детей, Фьюриоса и куча второстепенных персонажей.
Уникальная особенность истории Безумного Макса в том, что его роль не в том, чтоб быть ролевой моделью, круто выглядеть, спасать мир. Его роль – быть самым наглядным продуктом этого жестокого мира – обычным человеком, которого страдания превратили в равнодушную скотину, заботящуюся лишь о своем выживании.
Его совесть и желание помогать нуждающимся еще не совсем мертвы, он не стал злодеем или ходячим трупом, но раз за разом их не хватает для того, чтобы сделать правильный выбор и сделать его вовремя. В этом его трагедия и его ценность, из-за которой именно он был и остается центральным персонажем квадрологии, и «Дороги Ярости» в том числе.
Главным героем становится не тот, кто больше всех геройствует или лучше стреляет, мы смотрим на Макса потому, что это все еще история о демонах прошлого, сломленности, попытках искупления и перерождения.
Раз за разом Макс решает помочь людям слишком поздно, ему удается спасти кого-то, но он неизбежно остается один. Люди, стремящиеся в «прекрасное далеко» попадают туда благодаря ему, но без него.
Во втором фильме он отвлекает внимание, пока поселенцы едут в другую сторону. В третьем – расчищает путь улетающим детям. В четвертом он впервые не остается позади вынужденно, но все равно уходит, растворяясь в толпе, и этот момент пробирает.
Во вчерашней статье я писал, что смотреть старую трилогию для понимая «Дороги Ярости» необязательно, но теперь осознаю, что это лишь отчасти правда.
Макс, наконец, получил шанс на свое «прекрасное далеко», но все равно ушел. Демоны все еще идут за ним, он не чувствует искупления и не может позволить себе этот рай (самое близкое к раю, что может быть в этом мире).
Столько эмоций смешивается во взгляде Фьюриосы на исчезающего в людском потоке Макса. Не ее эмоций – наших. Эмоций самой квадрологии по отношению к своему персонажу. Сама-то Императрица прекрасно понимает, почему он уходит, так как ей знакома жажда искупления и муки совести.
Во вчерашней статье я писал, что смотреть старую трилогию для понимания «Дороги Ярости» необязательно, но теперь осознаю, что это лишь отчасти правда. Конечно, новые зрители не запутаются и смогут получить удовольствие от гениально снятого экшена, но вот заложенной в ленту философии Миллера они, скорее всего, не уловят. Мне кажется, это огромное упущение и поэтому я все же советую всем, кто не видел первые фильмы посмотреть их – до или после «Дороги Ярости» не столь критично, главное получить полную картину.
Миллер, к слову, дает 5 почти дословных цитат самого себя, вставляя отсылки к трилогии: (не читайте, если не хотите портить сюрприз) музыкальная шкатулка, бабушка с ружьем, Макс, находящий «тот самый обрез», который не менее канонично дает осечку, затем – прикованная конечность и попытка ее отпилить/отстрелить, чтобы освободиться. И последнее – мальчик, утаскивающий волосы Макса, пока его стригут. Я явно мог что-то пропустить, поэтому напишите в комментариях, если вспомните еще подобные аллюзии.
Специально для этой статьи я составил тест из 12 вопросов на знание первой трилогии. Тест сложный, но пройти его я предлагаю всем, включая тех, кто даже не смотрел всех фильмов. Во-первых, потому что я постарался сделать его как можно забавнее, во-вторых – чтобы проверить, насколько вы способны угадать варианты исходя из здравого смысла. Удачи!
Другие материалы по фильму:
Миллер хочет показать нам черно-белую и немую версию «Дороги Ярости»
Все, что нужно знать о трилогии «Безумного Макса»
«Дорога Ярости» как пример правильного феминизма
Галерея машин, кадров и постеров к «Безумному Максу: Дорога Ярости»
Критики превозносят «Безумного Макса: Дорога Ярости» до небес