14 сентября 2022Аниме
Обновлено 30.12.2022

Рецензия на аниме Cyberpunk: Edgerunners — динамичная и красивая адаптация игры, близкая к идеалу

Обложка и фото в материале: кадры из сериала Cyberpunk: Edgerunners // Netflix Media Center
Обложка и фото в материале: кадры из сериала Cyberpunk: Edgerunners // Netflix Media Center

Cyberpunk 2077 успел вытерпеть много критики: проект разругали за «сырость» после его выхода в 2022 году, и доработка не сильно спасла ситуацию. Но студия CD PROJEKT RED все равно активно развивает вселенную Майка Пондсмита. И первый этап – это новая история в рамках Найт-Сити. Автор «Канобу» Руслан Ярсанаев посмотрел весь сезон аниме «Киберпанк: Бегущие по краю» (Cyberpunk: Edgerunners) и рассказал, почему считает его практически идеальной адаптацией игры.

Рецензия на аниме Cyberpunk: Edgerunners — динамичная и красивая адаптация игры, близкая к идеалу - фото 1

Наследие настольной игры и термин «Киберпанк»

В главном американском городе Найт-Сити, где людские надежды и мечты идут об руку с высоким уровнем преступности, всегда что-то происходит. Банды делят территорию, крупные компании вершат судьбы людей, мирные граждане становятся жертвами этой системы, а кто-то решает воспротивиться этому и стать по ту сторону закона. Часть таких людей присоединяется к различным группировкам, в честь которой они получают свои прозвища, других же называют «эджраннерами» (от англ. edgerunners, «бегущие по краю»).

Лор вселенной Cyberpunk пришёл из настольной игры Майка Пондсмита, в которой «эджраннерами» именовали всех персонажей игроков. Cyberpunk 2013 вышел в 1988 году и описывал мрачное альтернативное будущее (для нас уже прошлое), в котором всё пошло под откос. США перенесли тяжёлый экономический кризис, удары ядерным оружием, появление мегакорпораций, сектантские восстания и множество других потрясений. Этот сеттинг воплотил самые актуальные страхи большинства людей того времени.

Позже вышло дополненное издание Cyberpunk 2020, в котором больше внимания уделили интригам и заговорам мегакорпораций. Двумя главными оппонентами в четвёртой корпоративной войне были Милитех и Арасака, которые, в свою очередь, втянули в конфликт бывшего ветерана Джонни Силверхенда. Будучи рокером с кучей фанатов, Джонни мелочиться не стал: он взорвал башню Арасака в знак протеста похищению своей подруги-нетранера Альт Кеннингем и вседозволенности корпораций. Долгое время Сильверхенд и его последователи считались погибшими, о чём детальнее рассказывается в игре Cyberpunk 2077.

Но Найт-Сити призван быть “проклятым” городом, в котором человеческие жизни ничего не стоят. В отличие от различных киберимплантов, авторских прав или любых других материальных благ. Поэтому на момент 2077 года старые шрамы заросли, имена некогда знаменитых людей канули в небытие, а город вернулся к свойственному ему бесчеловечному формату существования. Кое-кто продолжал придерживаться наследия Силверхенда, другие купились на блага мегакорпораций – и старые конфликты вспыхнули заново.

Рецензия на аниме Cyberpunk: Edgerunners — динамичная и красивая адаптация игры, близкая к идеалу - фото 2

Аниме по вселенной Cyberpunk делал по-настоящему звёздный состав. За производство сериала отвечала японская студия Trigger, основанная выходцами из именитой компании Gainax. Авторы завоевали любовь зрителей несколькими успешными произведениями, например, Kill la Kill, Little Witch Academia и «Любимый во Франксе» (DARLING in the FRANXX). Производство курировала сама CD Projekt RED, за распространение отвечал стриминг-сервис Netflix, оригинальный саундтрек написал Акира Ямаока, опенинг исполнила группа Franz Ferdinand, а над озвучкой работали знаменитые актёры, например, Джанкарло Эспозито («Во все тяжкие», Far Cry 6).

Главный герой, Дэвид Мартинез, обычный юноша из небогатой семьи, который поступает в академию Арасаки. Уже на этом моменте можно подумать, что сериал просто перенесёт надоевшие аниме-штампы в хладнокровный мир «Киберпанка». Но авторы прекрасно понимают, о чём эта история, потому и показывают развитие героя с самого начала. Несмотря на проживание в безумном городе, Дэвиду особо не на что жаловаться: он живёт с мамой, у них есть своя квартира, учёба и работа соответственно.

Учиться Дэвиду нелегко. Во-первых, его поступление было маминой идеей – она просто желала дать своему сыну лучшее образование, чтобы он смог достичь чего-то в жизни. Во-вторых, из-за недостатка денег герой попросту не поспевает за требованиями академии. В-третьих, его не любят одноклассники, что выражается в физических и вербальных нападках на Дэвида.

Дела становятся намного хуже, когда Дэвид и его мама становятся «сопутствующим уроном» в случайной разборке группировок. Регулярная ситуация для города, экстраординарная для обыкновенной семьи. Герою резко становятся нужны деньги, что приводит его к необходимости установки экспериментального военного импланта. С этого момента Дэвид становится на скользкий путь, ведущий его к эджраннерам — таким же несчастным, как и главный герой.

Случайная встреча с воровкой Люси приводит Дэвида к харизматичному мускулистому лидеру Мэину, его правой руке Дорио, опытныму нетраннеру Киви, а также выразительным родственникам Пиллар и Ребекке. Группу ждут разнообразные заказы, рассказать о которых без спойлеров нельзя. А их лучше избежать, так как они легко могут испортить впечатления от просмотра.

Плюсы Cyberpunk: Edgerunners

Работа с сюжетом и персонажами

Рецензия на аниме Cyberpunk: Edgerunners — динамичная и красивая адаптация игры, близкая к идеалу - фото 3

Первая серия неплохо обманывает зрителя, подсовывая в качестве затравки стандартную вводную в аниме. Но сюжет быстро набирает обороты, и типичная история превращается в нечто увлекательное. За 10 серий показано развитие Дэвида от непуганного салаги в опытного эджраннера. Герой меняется не только внешне, но внутренне, причём во всех смыслах — имплантами он не пренебрегает.

То же самое можно сказать про других персонажей, с которыми Дэвид проводит своё время. Далеко не на всех героев этой истории хватило времени, и, видимо, желания авторов. Но большинство персонажей достаточно проработаны, чтобы в них можно было поверить: у них есть цели в жизни, желания, личностные черты или тяжкое прошлое.

Cyberpunk 2077 по большей части акцентируется на приключении Ви и констракте Джонни Силверхенда; становление главного героя как эджраннера укладывается в один небольшой ролик после знакомства с Джеки. Из-за этого историю персонажа можно трактовать так, будто у него была куча мелких заказов, вообще недостойных упоминаний, а затем одна большая разборка, ведущая к противостоянию с Арасакой.

Cyberpunk: Edgerunners идёт тем же путём, только уделяет герою намного больше времени. Его становление показано более детально и проработанно. Например, авторы намного интереснее подошли к демонстрации обучения Дэвида. Динамичный монтаж из разных заказов перемешан с демонстрацией занятий Дэвида и действиями других персонажей, которые пытаются помочь парню. И вот, важный этап развития героя уже вышел за рамки простой нарезки под музыку.

Отсылки к Cyberpunk 2077

Рецензия на аниме Cyberpunk: Edgerunners — динамичная и красивая адаптация игры, близкая к идеалу - фото 4

Хоть Cyberpunk: Edgerunners в основном базируется на уже существующей вселенной, в мелких деталях аниме-сериал берёт элементы из Cyberpunk 2077. Герои пользуются схожими в игровыми имплантами и предметами, в повествовании появятся камео Бестии и Деламейна, а на фоне маячат знакомые декорации — во многом этом логично, потому что CD Projekt RED уже объявила о том, что события аниме считаются каноном.

Такой подход делает произведение более целостным, во многом подкреплённым игрой. Зрителям намного проще погрузиться в происходящее, когда у Ви и у персонажей в аниме одинаковый звук вызова. Даже самая навороченная или оригинальная техника в сериале имеет свои видеоигровые аналоги. Авторам удалось избежать ситуации, которая случилась с фильмами «Прометей» и «Чужой» Ридли Скотта — там андроиды в прошлом почему-то оказались более совершенными, чем в будущем.

Хорошая анимация и кровавые сражения

Рецензия на аниме Cyberpunk: Edgerunners — динамичная и красивая адаптация игры, близкая к идеалу - фото 5

С первых минут аниме видно, что Trigger не сдерживала себя в работе над анимацией. Создатели вложили свой талант как в персонажей на первом плане, так и в задники. Персонажи реагируют во время беседы, активно жестикулируя, пока на заднем фоне разворачивается незначительное, но всё же действие. В происходящем в сериале чувствуется жизнь и правдоподобность, потраченные авторами силы видны в большинстве кадров. Даже прямоугольный 3D-транспорт не бьёт по глазам, хоть и выбивается из сцены.

В хорошем кино-экшене залог красивой постановки – преувеличение. Так, например, Квентин Тарантино делает самые выразительные бои настолько кровавыми, будто удар приходится не на человека, а на шарик с красной жидкостью под давлением. Cyberpunk: Edgerunners делает примерно то же самое: тела персонажей регулярно и во всех деталях либо разделятся на фрагменты, либо вовсе превращаются в кровавый фарш.

В экшен-сценах здесь нет ничего лишнего: каждый выстрел и используемый имплант имеют соответствующий визуальный эффект. Пару раз авторы даже показывают то, как происходящее выглядит для пользователей кибер-улучшений, и как – для сторонних наблюдателей. В такие моменты становится очевидно, почему импланты настолько ценятся в Найт-Сити.

Минусы аниме

Минимальная значимость для мира игры

Рецензия на аниме Cyberpunk: Edgerunners — динамичная и красивая адаптация игры, близкая к идеалу - фото 6

Из происходящих в аниме событий становится понятно, что действие разворачивается до начала Cyberpunk 2077. К сожалению, такое расположение по таймлайну не делает сериал хоть сколько-то важным. Сюжет не раскрывает существующие загадки и не задаёт новый контекст. А иногда сценарий и вовсе начинает бездумно отсылать к игре: мама Дэвида сокращённого называет его Ди (созвучно с Ви — протагонистом Cyberpunk 2077), а финале всё опять сводится к похожему конфликту.

В Найт-Сити много проблем без конкретной компании, даже если это «корпорация зла» от мира Cyberpunk 2077. Такая фиксация и делает аниме-сериал примером неудачного приквела в том ключе: его события повторяют оригинал, но никак на него не влияют. Проект можно пропустить, и ничего важного для понимания развития вселенной не потерять.

Правда, стоит отдать разработчикам должное: благодаря нерегулярному выходу патчей, они начали потихонечку добавлять в Cyberpunk 2077 контент по мотивам сериала. В патче 1.6 добавили секреты и предметы в честь сериала, например, куртку Дэвида. И задолго до этого в игре уже присутствовала одна крутая, но очень спойлерная отсылка.

Частое использование знакомых локаций

Рецензия на аниме Cyberpunk: Edgerunners — динамичная и красивая адаптация игры, близкая к идеалу - фото 7

Найт-Сити – большой город, полный значимых и узнаваемых мест. Например, абсолютно логично то, что в какой-то момент герои посещают бар Afterlife — здесь эджраннеры получают задания, торгуют информацией и просто отдыхают, имея возможность заказать напиток в честь почивших легенд-коллег. Но периодически аниме использует знакомый антураж просто так, будто у авторов просто не хватило фантазии на какой-то другой дизайн, и они взяли уже существующий.

Дэвид живёт вместе с мамой на квартире, очень напоминающей жилище Ви (до патча с покупкой недвижимости, к слову). Дальше по сюжету герой окажется в гораздо более элитном помещении, опять же напоминающим пентхаус Ви в одной из концовок. А в какой-то момент второстепенные персонажи будут вести важные переговоры в примерно той же столовой, где Ви впервые говорил с Джонни Силверхендом.

Такой недостаток не делает аниме хуже, но Найт-Сити воспринимается более «сжатым» и мелким местом, где герою негде разгуляться.

Вердикт: Cyberpunk: Edgerunners вобрал в себя все лучшие особенности франшиз

Аниме рассказывают захватывающую историю, в которую очень легко поверить в рамках вселенной Cyberpunk. Группа эджраннеров не просто исполняет крутые задания, они бесконечно поднимают новые вопросы, привычные для Найт-Сити: на что пойдут люди ради мечты? Где заканчивается человечность? И следить за развитием событий интересно, пусть даже в какой-то момент сценарий становится предсказуемым. Это не утомляет, а наоборот, вызывает только позитивные эмоции — просто сценаристы не выдумывают хэппи-энд на пустом месте, а ведут сюжет к закономерному финалу.

В целом, Cyberpunk: Edgerunners получился отличным. Постановщики прекрасно воссоздали атмосферу Найт-Сити, аниматоры превратили каждую боевую сцену в запоминающееся кровавое шоу, а саундтрек дополняет происходящее, задавая динамику, настроение, а иногда и контекст происходящему. Лишь пару раз за десять серий зрителям дают полюбоваться какой-нибудь статичной сценой, всё остальное время на экране что-то происходит.

А ещё сериал точно зайдёт разносторонним зрителям — не только фанатам игры или студии. Возможно, уделить ему время стоит и фанатам легендарного Ghost in the Shell. Иногда Edgerunners похож на то произведение, которое получилось бы, если бы Trigger занимались собственной адаптацией «Призрака».

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь