2 сезон «Охотника за разумом» — еще дальше от «cериала про маньяков», еще ближе к шедевру


Почему мы так любим истории про маньяков? Интересует ли нас природа зла, или же мы видим в психопатах искривленное, но отражение себя? В финале первого сезона «Охотника за разумом» режиссер Дэвид Финчер ясно дал понять: нормальных людей не бывает.
Все мы скрываем в душе грязные секреты и желания. Эта тема у постановщика проходит красной нитью через всю карьеру. «Семь», «Бойцовский клуб», «Зодиак», «Исчезнувшая» — каждая из этих картин связана с психическими отклонениями.
«Охотника за разумом» погружал героев и зрителей в мир безумия. Продолжение в нем топит, да так, что вынырнуть становится сложно.
Идею сериала Финчер взял из книги Джона Дугласа и Марка Олшейкера «Охотник за разумом: Внутри специального отдела ФБР». Дуглас начал службу в Бюро в 1970 году, и вышел на пенсию аж в 1995-м.
В США период 1970-80-х прозвали «золотым веком убийц». Дурную популярность уже получили маньяки Чарльз Мэнсон (основал секту «Семья»), Эд Кемпер (убил шесть студенток, собственную мать и ее подругу), Ричард Спек (убил восемь медсестер) и многие другие психи. При этом в криминалистике термин «серийный убийца» отсутствовал. Это агент Дуглас и исправил. На протяжении долгого времени он интервьюировал маньяков, чтобы составить психологический портрет, обозначить мотивы и способы выявления душегубов новой формации.
У книги «Охотник за разумом» с телеверсией мало общего. В первую очередь, это касается главного героя: Джон Дуглас не служил для экранного Холдена Форда даже отдаленным прототипом. Дуглас — уверенный в себе мужчина средних лет, примерный семьянин, звезда среди криминалистов. Его сериальная версия — жертва идеализма, тщеславия и обсессии. По сюжету сериала, Форд работает в команде с угрюмым законником Биллом Тенчем, у которого на первом месте дом и приемный сын-аутист, и доктором психологии Венди Карр, скрывающей свою сексуальную ориентацию.
Весь первый сезон трио провело за разговорами с убийцами, детективные элементы были где-то на третьем плане. И в этом уникальность сезона, который больше похож на видео-досье, чем на стандартный триллер о выслеживании маньяков. Продолжение делает драматургическое сальто.

Допросы остались на месте. В новом сезоне герои беседуют с Дэвидом Берковичем (Сын Сэма), уже знакомым зрителям Эдом Кемпером и другими убийцами. «Суперзвездой» стал Чарльз Мэнсон в исполнении бесподобного Дэймона Херримана, который уже мелькал в этом образе у Тарантино.
При этом сценарий переключился на расследование преступлений разгуливающих на свободе маньяков. Здесь это Деннис Рейдер — садист-душитель, известный всему миру под прозвищем BTK (bind, torture, kill — связать, пытать, убить). Именно его подготовку к планируемым злодеяниям зрители видят в коротких отрезках весь первый сезон.
Еще один душегуб орудует в Атланте, крадет и убивает детей из афроамериканского гетто. До этих смертей никому нет дела — законы Джима Кроу о расовой сегрегации плотно сидят в памяти, пусть уже и не имеют юридического веса. Улик, как водится, нет. Подозреваемых тоже. Поэтому теперь уже пойманные маньяки играют роль Ганнибала Лектера и ведут агентов по следу.

Хотя уровень динамики изрядно вырос, ждать от «Охотника за разумом» стрельбы и погонь не стоит. Есть пара ударных фрагментов, но напряжение до сих пор кроется в нервных переглядках, недомолвках и размеренных диалогах, которые нагоняют жути похлеще расчлененки. Это абсолютно финчеровский материал, погружение в темную реальность режиссера начинается с меланхоличной мелодии в интро.
Дэвид поставил лишь три первых серии. Остальные эпизоды, включая финальный, отдали пополам Эндрю Доминику («Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса») и Карлу Франклину («Карточный домик», «Служба новостей», «13 причин почему»).
Приглашенные режиссеры делают, что должно — удачно мимикрируют под демиурга, нарочито демонстрируя фирменный перфекционизм Финчера. Его неподвижную камеру, акцент на отражениях, минималистичную цветовую палитру.
Все в этом сериале либо синеватое, либо серое. Одинаково блеклое. Даже солнечная Атланта (граничит с Флоридой) не дает контраста с дождливым Квантико, что находится близ Вашингтона. Когда за камерой Финчер — эта выцветшая палитра держит в напряжении, но в оставшихся шести эпизодах слегка убаюкивает. В этом, конечно, и проявляется отличие гения от подмастерья.
Однако, пятую серию за авторством Доминика, иначе чем шедевром не назвать. Она идет больше часа, и 99% хронометража — диалоги. Одних допросов зрителю предстоит пережить три подряд. И оторваться решительно невозможно.

Тогда и становится понятно, что «Охотник за разумом» — история не только о маньяках. И не рассказ о тех, кто эти истории слушает, анализирует и делает выводы. Финал второго сезона показывает, что в центре всегда находятся люди, которые терпят и принимают все наши комплексы и закидоны. Переносят душевную боль на себя. Всматриваются в темноту и видят в ней отблески света.
Именно ради этих людей стоит жить, ведь они — добро. Оптимистичный вывод от Финчера, который в своем главном фильме позволил себе оспорить Хемингуэя:
Мир — прекрасное место, достойное того, чтобы за него бороться… Со второй частью я согласен.

- Почему о маньяке Чарльзе Мэнсоне этим летом вышел и сериал, и фильм Тарантино? В отдельном материале мы исследуем влияние психопата-сатаниста на массовую культуру.
- Также обратите внимание на нашу подборку лучших фильмов о серийных убийцах и лучших книг о реальных маньяках.
Учитывая, что сезон вышел в 10 утра, то чтобы написать рецензию (если, конечно, для этого был отсмотрен весь сезон) нужно было смотреть сериал 9 часов вообще без остановок. Моё уважение