Рецензия на 2 сезон «Почему женщины убивают»: «Отчаянные домохозяйки», но в 1950-х
О чём новые эпизоды
Сюжет второго сезона опять сосредоточен на замужней женщине — Альме Филкот (Эллисон Толман). Она — синий чулок, незаметная толстушка, чьи муж и дочь давно на неё внимания. А у Альмы есть мечта: она хочет попасть в элитный городской клуб садоводов, где богатые жены в изящных шляпках обсуждают за чаем с добавлением бурбона вовсе не цветы, а сплетни.
Препятствий у героини достаточно — помимо бедности и собственной невзрачности у Альмы есть ещё и враг, вечно вставляющий палки в колеса. Это Рита Кастильо — глава клуба садоводов, изящная дама средних лет, чей пожилой муж-богач, по её расчетам, должен в скором времени оставить Риту вдовой. У неё есть роскошный особняк, наряды от лучших дизайнеров и молодой любовник — начинающий актёр по имени Скутер (Мэттью Даддарио), которого она не желает делить ни с кем. Тем ироничнее, что у Скутера завязываются отношения с дочерью Альмы — официанткой Ди Филкот (Би Кей Кэннон).
Мир богачей упорно противостоит Альме и её дружелюбному семейству. Мужа-ветеринара (Ник Фрост) уважают местные котовладелицы, но явно воспринимают его как обслуживающий персонал. Поэтому и Альма, которая стремится стать частью высшего общества, кажется участницам клуба садоводов чем-то вроде забавы. Одни помогают ей в качестве жеста благотворительности, снисходительно предлагая место среди неравных. Другие же видят в простой домохозяйке классового врага и открыто выражают своё презрение. Но Альма Филкот обещает показать зазнавшимся дамочкам, на что она способна.
Плюсы сезона
Красочные 1950-е
Повествование первого сезона «Почему женщины убивают» (Why Women Kill) объединяет три временных пласта, а действие происходит в одном и том же доме. В новых эпизодах вся история развивается в 1950-е годы. Первые несколько серий мы знакомимся с персонажами, а повествование раскачивается медленно. Ретро-эстетика была сильной стороной первого сезона, а во втором она даже затмевает собой детективный сюжет и драматургию. Шоураннер Марк Черри пользуется ею, чтобы довести форму сериала до визуального совершенства.
Сериал погружает зрителя в мир американской субурбии — то есть, идиллической повседневности коттеджных посёлков, которая таит в себе неизвестную угрозу; это неестественно зелёные дворики, пышные юбки дам и придорожные забегаловки с милыми официантками.
В сериале звучит закадровый голос рассказчика (Джек Дэвенпорт), отстранённо наблюдающего за героями и комментирующего их мысли и опасения. А слегка гротескное музыкальное оформление усиливает забавные и драматические моменты.
Интересные персонажи
Новый сезон строится по той же схеме распределения героев: в центре внимания три женщины с разным социальным статусом и жизненными приоритетами. Альма Филкот и Рита Кастильо хоть и находятся на разных ступенях в социальной иерархии, но слеплены явно из одного теста. Ради достижения собственных целей они готовы буквально на всё. Авторы противопоставляют им третью женщину, дочь Альмы по имени Ди, которая унаследовала от матери не самую яркую внешность, но обладает чистой и доброй душой.
Ди ввязывается в сомнительные отношения со Скутером, который стыдится её из-за пышной фигуры, несмотря на испытываемую к ней симпатию. К счастью, девушке удается встретить порядочного мужчину — частного детектива, которого Рита нанимает, чтобы проследить за своим молодым любовником.
В новых эпизодах сериал стал более суровым к женским персонажам, перестав оправдывать их преступления. В первом сезоне дурные поступки главных героинь объяснялись их отчаянным положением, самозащитой и милосердием. Например, Бэт Энн пожалела свою соседку, страдающую от насилия мужа.
Если раньше на вопрос «почему женщины убивают?» шоу отвечало «из любви», то во втором сезоне причины иные — меркантилизм, эгоизм и психопатия.
Зато куда выгоднее второй сезон раскрывает мужей. Они теперь не бесхребетные трусы, не домашние тираны и не беспринципные изменщики, а вполне самостоятельные персонажи. Порой они занимают в повествовании не менее значимые позиции, чем женщины, а иногда даже выступают как голос разума.
Недаром главная звезда нового сезона оказывается именно среди актёров, а не актрис, как в первом сезоне. Это известный комик Ник Фрост, знакомый зрителям по фильму «Зомби по имени Шон» и всей трилогии Корнетто. При этом Бертрам Филкот, муж Альмы — герой, скорее, трагический, чем комедийный. Он борется с собственными демонами, преследующими его с раннего детства, скрывает страшную тайну от жены и дочери, а в конечном счёте вынужден противостоять спятившей на почве жажды признания Альме. Это только усиливает тезис о внезапной многогранности мужских персонажей во втором сезоне сериала.
Минусы
Вторичность
Каким бы визуально ярким ни был второй сезон «Почему женщины убивают», на протяжении всех десяти эпизодов не покидает странное ощущение — всё это мы уже видели. И дело тут не в постмодернистской эстетике, а в том, что нечто похожее действительно показывали по телевидению с 2004 по 2012 год.
Именно в это время на экраны выходили «Отчаянные домохозяйки». Сериал Марка Черри длился восемь сезонов, имел одну сюжетную линию и рассказывал о настоящем, тогда как «Почему женщины убивают» — это сериал-антология в разных временных пластах. Но общего у этих проектов куда больше, чем различий: улыбчивые дамы, решающие личные проблемы сомнительными путями, их зелёные садики, неверные мужья и наблюдающий за всем этим рассказчик. Временные скачки в первом сезоне «Женщин» делали сходство с «Домохозяйками» менее заметным, вносили в сюжет разнообразие. Отказавшись от них, создатели сами загнали себя в ловушку.
Скучная завязка
Первую половину сезона смотреть откровенно скучно: всё действие вертится вокруг единственного желания главной героини попасть в клуб садоводов. Причём дальнейшие действия Альмы и некоторые сюжетные твисты из конца сезона угадываются чуть ли ни в первых сериях — кажется, даже раньше, чем сами герои успевают осознать неизбежность этих действий.
В эти моменты «Почему женщины убивают» хорош только визуально. Сам сериал становится похожим на преобразившуюся в конце сезона Альму Филкот — изящные наряды и яркая помада едва ли способны замаскировать неприглядное, скучное содержание.
Вердикт
Второй сезон «Почему женщины убивают» однозначно отличается от первого — многое доведено до гротеска, формализовано и отполировано не с лучшим результатом. Женским персонажам здесь сочувствуешь меньше, чем мужским, а по-настоящему интриговать сезон начинает лишь с середины.
Его шоураннер, кажется, давно нашел излюбленную форму и зону комфорта (ретро, трагикомичность, детективный сюжет) и теперь погружается в них от сериала к сериалу и от сезона к сезону. Большая опасность заключается лишь в том, чтобы не стать пародией на самого себя, как это случилось, скажем, с Райаном Мерфи и его «Американской историей ужасов». Новый сезон «Почему женщины убивают» Марка Черри слишком близко подбирается к его же «Отчаянным домохозяйкам», отличаясь от них лишь временем действия.
Обложка и фото в статье: «Амедиатека»