Рецензия на 1 сезон «Леденящих душу приключений Сабрины»
В основу нового сериала легла серия комиксов The Chilling Adventures of Sabrina, с которой я его не буду сравнивать по одной простой причине: это два разных произведения. Первое — адаптация, авторы которой имеют полное право на вольную интерпретацию истории Роберто Агирре-Сакасы и собственное видение. Любые отклонения от первоисточника — это более чем нормально.
Давайте будем честны друг с другом и признаемся, что дословная экранизация на самом-то деле и не нужна. А зачем, если можно взять в руки (или найти в Интернете) комикс и полистать его — эффект будет плюс-минус таким же. Уверен, в некоторых случаях останутся даже более яркие впечатления, чем от унылого пересказа слово в слово с живой картинкой.
Поэтому судить Netflix за то, что в новой «Сабрине» сделано что-то не по канону, мне кажется, будет абсолютно некорректно. Различия с комиксом, конечно, есть. Местами очень даже существенные. Достаточно прочитать хотя бы первый номер, чтобы их заметить. Где-то это пошло на пользу сериалу, а где-то — не очень. Но это не повод через слово вспоминать про истоки и тыкать в создателей пальцем, дескать, а вот в оригинале было!..
Ранее комикс уже адаптировали для американского телевидения. Если вы думали, что новое шоу будет похоже на телесериал «Сабрина — маленькая ведьма», который в 2004–2006 годах крутили у нас по СТС, то спешу вас расстроить. Изменилось почти все, в том числе многие персонажи. И это только к лучшему, потому что, даже несмотря на любовь к старому сериалу, я мало кого оттуда запомнил кроме кота Сэлема, Сабрины и двух ее тетушек — последних очень смутно.
Сэлем вообще стал иконой всего сериала и популярным мемом, про который не стесняются вспоминать по сей день. И совсем не удивительно, ведь кот получился крайне харизматичным — на любое замечание он отвечает потоком постиронии и сарказма.
Так и хочется разобрать каждую его фразу на цитаты, а потом сделать из этого смешную картинку. Подождите, но ведь так и делают!
Чего точно не хватает в «Леденящих душу приключениях Сабрины», так этого ехидного комка шерсти. Точнее, комок-то сам есть, а вот чертовски жизненных замечаний с его стороны — нет. Здесь он, как бы вам это сказать, чтобы вас не хватил шок… только мяукает. И на этом все.
С этим можно было бы смириться, если бы на последних минутах 10 эпизода нам вдруг не рассказали, что фамильры по канонам самого сериала, ОКАЗЫВАЕТСЯ, могут разговаривать нормальным и вполне себе человеческим голосом. Почему авторы решили отказаться от этого в случае с самым важным персонажем — настоящая загадка. Надеюсь, в будущих сезонах местный «кот Бегемот» все-таки научится изъясняться по-человечески.
В комиксах Сэлем, кстати, тоже говорил. И у него было человеческое происхождение. Однако в сериале фамильярами ведьм и чернокнижников становятся гоблины, но только совсем не фэнтезийные. В первозданном виде питомец и преданный защитник Сабрины больше похож на большую аморфную осьминожку-кальмара. Выглядит мило, но что-то явно пошло не так!
Я немного переживал, как будет восприниматься новая Сабрина Спеллман, которую теперь играет Кирнан Шипка. Как оказалось, напрасно. Хотя актрисе сейчас 18 лет, роль 16-летнего подростка с необычными проблемами будто создана для нее. Она отыгрывает ее так, что по другую сторону экрана совсем не чувствуешь подмены. А еще актриса очень похожа на Эмму Уотсон, от чего мой внутренний фанбой просто визжит в истерике!
В сериале вообще почти все персонажи кажутся живыми и, они наверняка вам чем-то да запомнятся. Не знаю точно, как так получилось. Может, грамотно подобранный актерский состав так сработал или сценаристы просто такие молодцы. Но в них веришь. Правда, есть и те, в которых верить хочется, но не получается. Но это больше похоже на исключение из правила.
Особенно среди героев выделяется Лилит, она же Мадам Сатана, роль которой досталась Мишель Гомез — некоторые могут знать ее как Мисси из «Доктора Кто». Кроме шуток, так изящно сыграть чокнутую ведьму больше не смог бы никто.
Порой задаешься вопросом: играет ли она вообще? Актриса показывает настоящий спектакль на грани очаровывающего сюрреализма — глаз не отвести! Ну да, она только что съела доставщика пиццы. И что теперь?!
Между тетушками Сабрины в сериале образовалась довольно любопытная химия: с одной стороны они, вроде как, неплохо дополняют друг друга, а с другой — у каждой будто бы есть лишние выступы или пазы, которые не дают правильно собрать мозаику их отношений. Но они все равно пытаются. Иногда кажется: вот она — идеальная картинка! А потом снова все идет прахом.
Для них нормально ударить со всей дури по голове сестру молотком или лопатой, а затем закопать на кладбище возле дома и, как ни в чем не бывало, сообщить об этом племяннику, недовольно ссылаясь на то, что она, мол, сильно раздражала. А я вот сначала не мог понять, что вообще происходит и почему авторы сериала так скоро избавились от одного из моих любимых персонажей!
Проблемы начинаются на друзьях Спеллман — Харви, Роуз и Сьюзи. Никто из них не знает, что Сабрина ведьма. У каждого есть свои собственные сюжетные линии, которые пока что ведут в никуда: одна проклята ведьмами, другая общается со своим умершим предком, а парень и вовсе из семьи охотников на ведьм. За все 10 эпизодов ни одна из них так и не раскрывается.
Причем, авторы намекали как только могли, что как минимум одна из них — с охотниками — получит полноценное развитие в финале сезона. Порой они были настолько явными, что я начинал искать предателей в каждом человеке, которые окружают Сабрину, — это крутое чувство вовлеченности.
Я переживал, что ее могут раскрыть и посадить на кол или, например, повесить в лесу, а затем безжалостно сжечь — так ведь поступают с ведьмами? Добиться искренних эмоций от зрителей дорогого стоит. Беспокойство подкрепляло и то, как развивается сюжет. Но, увы, саспенс сошел на нет, когда стало слишком очевидно, что ничего подобного не случится. По крайней мере, в 1 сезоне.
Сабрина в это же время бросает вызов самому Сатане, отказавшись от священного обряда ведьм и чернокнижников. Зачем? Никто внятно не объясняет. Тем не менее после такой затравки ждешь хоть какого-нибудь эпичного махача в конце с дьяволом. Только вот про это забывают спустя всего несколько серий, а ты остаешься с пустыми руками и бьешься головой о стол.
Хочется верить, что авторам просто не хватило на это времени. Надеюсь, они не забудут про эти линии и дадут развитие в следующем сезоне, который, к слову, уже официально подтвердили. Так что я возлагаю на него огромнейшие надежды.
Несмотря на зияющие дыры, в целом сюжет «Леденящих душу приключений Сабрины» по ощущениям получился законченным. Настолько, что на абсолютно логичном финале 1 сезона можно поставить точку прямо сейчас. Да, создатели оставили кучу вариантов для дальнейшего развития, о многом умышленно или нет умолчали, но после просмотра не возникает приторного чувства незаконченности.
Были, конечно, провисающие моменты, от которых спокойно можно было избавиться и сократить количество серий с 10 до стандартных 8. Но их совсем немного. Почти каждый эпизод работает на персонажей и толкает сюжет вперед. Причем, иногда события развиваются непредсказуемо.
На 8 эпизоде все напряжение внезапно куда-то исчезает, все видимые проблемы пропадают из поля зрения, но остается время от времени грызущее чувство, мол, еще немного и начнется настоящее дерьмо — серьезное.
Жути, кстати, в сериале хватает сполна. Немного спойлерну: 5 эпизод, где сценарист Майк Коста решил вволю поиграть с логикой снов, пугает до чертиков. А после полного просмотра шоу (дело было где-то в 3 часа ночи) мне и вовсе не очень-то претило ложиться спать с выключенным светом. Хотелось оставить его — ну так, на всякий случай!
В новой «Сабрине» есть и другая проблема, которую сейчас удается обойти немногим. Речь, конечно, о феминизме. Безусловно, это важная тема, но это совсем не значит, что ей нужно небрежно тыкать в зрителей, чуть ли не прямым текстом говоря: «Мы — женщины, и мы сильные, независимые и вообще крутые». Никто не спорит. Просто такая подача не особо работает.
А здесь есть, похоже, есть вообще все меньшинства: гей-афроамериканец, темнокожая девушка и мужеподобная (по мнению героев сериала!). В этом нет ничего плохого, просто, пожалуйста, не делайте из них клоунов.
Но спустя всего три серии вся нарочито-политкорректная показуха, устроенная явно для галочки, чтобы к автором уж точно никто после этого не придрался, заканчивается. Спасибо и на том!
Съемочная команда отлично передала визуально местами жуткую атмосферу и напряжение, которым пропитан весь сериал, хотя с некоторыми приемами она явно переборщила. С туманом, например. Его слишком много, он прет буквально из всех щелей и нередко смотрится на общем фоне неестественно и даже смешно. А эффект размытой камеры и вовсе временами превращает просмотр в настоящую пытку.
*
«Леденящие душу приключения Сабрины» — достойная замена любимого многими шоу «Сабрина — маленькая ведьма». Это в меру серьезный, страшный и временами даже веселый сериал, который наглядно показывает, что быть ведьмой — это далеко не сказка, как многие считали. Не идеальный, конечно. Но у него есть потенциал, а у авторов — все шансы исправить немногочисленные проблемы и довести шоу до ума.
редкий случай когда "прогрессивная" хрень присосалась к нормальному материалу, от того как в первой серии отбеливали черных пантер (каламбур на каламбуре) вообще чуть не блеванул. Вот бы кто выпустил "ремастер" вырезав все эти неуместные и ненужные сцены.
Ну вот зачем спойлерить настоящую личность главной злодейки? Школа Князева?