17 декабря 2014Игры
Обновлено 09.05.2015

Разрешить нельзя запретить

Не будем кривить душой: польская Hatred — это игра-вызов, которая интересна исключительно из-за бесконечного скандала, сопровождающего ее создание. Кровавое месиво, в котором сумасшедший ходит по городу и зверски убивает людей, — прекрасный повод активизировать дискуссию о жестокости в играх. Западная пресса обсуждает все — немотивированную агрессию, «нацистскую» идеологию, социальную ответственность разработчиков, но не саму игру. Потому что игру Hatred обсуждать неинтересно, а вот Hatred-явление — очень.
Не будем кривить душой: польская Hatred — это игра-вызов, которая интересна исключительно из-за бесконечного скандала, сопровождающего ее создание. Кровавое месиво, в котором сумасшедший ходит по городу и зверски убивает людей, — прекрасный повод активизировать дискуссию о жестокости в играх. Западная пресса обсуждает все — немотивированную агрессию, «нацистскую» идеологию, социальную ответственность разработчиков, но не саму игру. Потому что игру Hatred обсуждать неинтересно, а вот Hatred-явление — очень.

Колин Кэмпбелл, рупор сайта Polygon, назвал дебютный трейлер Hatred (посмотреть можно справа, но помните: видео содержит сцены насилия!) «худшим трейлером года», а разработчиков — создателями зла. В терцию с ним пели и другие западные критики, которые даже в общении с разработчиками пытались говорить не об игре и ее послании миру, а о личностях авторов. Мол, ведь только фашисты/анархисты могут делать такие игры, чего вы прикидываетесь нормальными людьми?

Разрешить нельзя запретить - фото 1

В интервью «Канобу» основатель студии Ярослав Зелинский посвятил собственно игре один абзац, состоящий из четырех предложений. Но моего коллегу Максима Чумина игра, видимо, тоже не интересовала, потому что все дальнейшие слова Зелинского — это то ли политическая речь, то ли обращение к злобным креаклам от журналистики. А как по мне, то смысл всего интервью можно свети к одной фразе: «И знаете что? Нам пох*й». Жаль, что я не могу сказать того же об игре господина Зелинского.

Разрешить нельзя запретить - фото 2

Масла в пиар-огонь подлила и Valve, удалившая Hatred из Steam Greenlight после 13 тысяч голосов «за». И вот уже сам Гейб Ньюэлл пишет письмо, в котором извиняется (!) перед разработчиками, за то, что его коллеги посмели удалить Hatred с площадки, принадлежащей Valve. В погоне за демократией, господин Ньюэлл приоткрыл дверцу для табуируемых в обществе тем. Мол, если в Steam есть Postal и Manhunt, то как можно запретить Hatred? Хотя последняя, на мой вкус, переплюнула первые две по показателю «чернуха на вашем экране».

Знаете, чего я жду? Когда эту приоткрытую дверцу просто снесут игры-табу. Вы думаете, инди-разработчикам будет сложно собрать 13 тысяч голосов «за» на Greenlight для игры, в которой женщин насилуют, смеются над ними, а затем говорят — «Ты сама виновата, короткую юбку нацепила, сука!» Или партия педофилов выпустит игру, в которой инцест подробно рассматривается как важный этап становления. Или игра про талибов, которые перерезают горло журналистам в прямом эфире? Чем эти идеи хуже того, что нам предлагают авторы Hatred? И если Hatred можно, то почему нельзя другим?

Разрешить нельзя запретить - фото 3

Отсутсвие железных яиц у господина Ньюэлла, который не смог выдавить из себя (или хотя бы про себя) «Это моя площадка, псы. И я здесь решаю, кто на ней будет тявкать, а кто нет!», демонстрирует главную слабость современной демократической модели управления в компании или стране. Когда 13 тысяч из миллионов пользователей Steam решает, что в магазине есть место такой игре, как Hatred — это провал. Это значит, что 13 тысяч человек могут завтра решить, что на Steam есть место педофилии, зоофилии, нацизму. Это значит, что 13 тысяч человек могут диктовать всем остальным, что и как им делать.

И вот здесь нужно остановиться и разобраться в терминах. Есть такое понятие, как демократия меньшинства или демократия консенсуса. Это когда в стране есть, допустим, 5% геев, которых при этом хотят удушить 95% натуралов, а власть на это говорит: «Нет, ребята, так не получится. Большинство не может задавить меньшинство, садитесь за стол переговоров и решайте, как вам жить дальше». И тогда общество пытается достичь компромисса и решить, где могут «издаваться» игры, в которых, допустим, сумасшедший приходит в детский сад и убивает всех трехлеток.

Разрешить нельзя запретить - фото 4

В отношении Hatred компромисс может выглядеть следующим образом: Steam создает отдельную версию, допустим, Steam Hatred, в которой пользователи могут найти игры на табуированные темы. И только там будет вот это все — игры про сексуальную объективизацию, про мастурбацию, про «америкосы все тупые». У пользователя в таком случае появляется выбор — хочет он установить на свой компьютер ворота в ад или нет. Сейчас же господин Ньюэлл предлагает мне находиться в одном месте с подзаборными гопниками, которые стоя аплодируют расчлененке. Спасибо, я с такими людьми предпочитаю не общаться ни в реальном, ни в виртуальном мире.

Видимо, пришло время представить на Steam Greenlight новую игру, в которой человека, отдаленно похожего на господина Ньюэлла, насилует толпа куклуксклановцев в латексных костюмах с накладными грудями, выкрикивая слова «Жиробас!», «Америкос!» и «Проклятый пиндос!». Но даже не убивают его, хотя авторы Hatred вряд ли бы пощадили кого-то.

Как вам такая игра, Гейб? Мне уже можно ждать ваших извинений, когда ее заблокируют сотрудники Steam?

Комментарии 472
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Молчаливая Шляпа
Молчаливая Шляпа
КГ / АМ, если честно.
slovorub
slovorub
да ну, не прокатит срач, просто мимо прошёл