Что такое «Призрак в доспехах»? Доступно разбираем вселенную
Это экранизация манги
«Призрак в доспехах» снят на основе культовой японской фантастической вселенной. Оригинальная манга Масамунэ Сиро выходила в 1989-90 годах, но мировую известность вселенная получила только в 1995-м — после аниме-экранизации.
Режиссер Мамору Осии сохранил общую канву сюжета, но сделал тон повествования более мрачным и поставил экзистенциальную проблему трансгуманизма в центр истории.
Позже Сиро продолжил историю во втором томе манги, но анимационная версия (также поставленная Осии) подоспела только к 2004 году. До этого студия Production I.G. успела выпустить оригинальный аниме-сериал по мотивам, который отчасти перезапустил вселенную и положил начало ее активному расширению на телеэкране.
Сериалы обособлены от дилогии Осии и манги — смотреть их лучше раздельно. Сериалы и остальные фильмы разделены на два блока: «Синдром одиночки» с продолжениями и Arise, который служит своего рода приквелом с другим визуальным стилем.
Некоторые факты из дилогии Осии и из сериалов прямо противоречат друг другу. Но если пытаться втиснуть все фильмы и сериалы в единую хронологию, то порядок просмотра будет такой:
- «Призрак в доспехах: Arise» — 2013 год, 4 эпизода по 60 минут + 2 стандартных эпизода
- «Призрак в доспехах: Новый фильм» — 2015 год, полномтеражка
- «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» — 2002 год, 26 стандартных эпизодов
- «Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2-й ГИГ» — 2004 год, 26 стандартных эпизодов
- «Призрак в доспехах» — 1995 год, полнометражка
- «Призрак в доспехах: Невинность» — 2004 год, полнометражка
- «Призрак в доспехах: Solid State Society» — 2006 год, полнометражка
Это классика киберпанка
Все события любых итераций «Призрака в доспехах» происходят в будущем после Четвертой мировой войны.
Именно четвертой — третья была ядерной, и велась между сверхдержавами, но за ней последовала еще и традиционная четвертая, в которой были уничтожены многие страны третьего мира. И тем не менее человеческая цивилизация устояла.
Япония стала центром мирового политического влияния благодаря своему технологическому развитию. В ней сохранился уклад жизни, очень близкий к современности — люди живут в обычных квартирах, работают в обычных офисах, обедают в обычных кафе и водят обычные автомобили.
С одной поправкой — среди населения широко распространена кибернетизация. Большинство людей добровольно имплантируют себе в мозг электронные компоненты, устраняющие недостатки органической памяти и позволяющие напрямую подключаться к сети.
Части тел и органы также заменяют на высокотехнологичные протезы, а некоторые люди и вовсе становятся полными киборгами.
Это не только боевик, но и отличный детектив
В центре повествования находится 9-й отдел японского МВД. Это полусекретная организация, специализирующаяся на противодействии кибер-терроризму и цифровым преступлениям.
Командует организацией полковник Арамаки, а ее ядро составляют восемь элитных оперативников во главе с майором Мотоко Кусанаги. Кроме майора в кадре чаще всего появляются бронированный киборг с военным прошлым Бато и бывший полицейский Тогуса, единственный полностью органический член отряда.
Остальные члены отряда появляются реже, обычно в ходе конкретных операций. У каждого есть конкретная специализация и в своем деле каждый из них — лучший. На картинке ниже члены спецподразделения изображены в порядке перечисления: особист Падзу, снайпер Сайто, Бато, майор Кусанаги, сапер Борма, Тогуса, шеф Арамаки и хакер Исикава.
Кроме оперативных специалистов в 9-й отдел входит небольшой штат обслуживающего персонала. Рутиной и системой безопасности управляет команда андроидов-операторов (здесь их называют гиноидами), несколько наделенных разумом мобильных танкеток помогают в боевых заданиях, а за их состоянием следит гиноид-техник Прото. В разных версиях танкетки называют татикомами, логикомами, утикомами или футикомами, причем различия в конструкции, поведении и уровне интеллекта у них значительные.
Отряду поручают самые деликатные и запутанные дела, связанные с цифровым терроризмом. Оперативники часто оказываются в центре международных скандалов и заговоров на высшем уровне, которые шаг за шагом распутывают из банальных с виду преступлений.
В расследованиях 9-й отдел использует все доступные методы: от поисков улик и допроса свидетелей до тайных шпионских операций и открытых вооруженных операций по захвату и устранению преступников. Но самыми запоминающимися все равно остаются дела, связанные с хакерами — в мире будущего взломать можно не только что, но и кого угодно, а значит даже члены отряда могут в любой момент стать марионетками.
Тема внедрения ложных воспоминаний и взлома человеческого сознания регулярно всплывает в сюжетах «Призрака в доспехах». На этом строится и Arise, и конфликт с таинственным хакером-террористом — Смеющимся человеком из «Синдрома одиночки», который использовали для киноэкранизации.
Никаких приведений в фильме нет
Российское название «Призрак в доспехах» происходит от американского Ghost in the Shell. Это запоминающийся, но не очень точный перевод — корректнее была бы формулировка вроде «Душа в стальной плоти» или даже «Сознание в машине», но они звучат не так ярко, а потому не прижились.
С японского название манги вообще переводится как «Спецподразделение по предотвращению захвата оболочки», но англоязычный вариант был предложен самим автором.
«Призраком» в этом контексте называют душу, элемент иррациональности и человечности, который и отличает живое существо от андроида, искусственного и снаружи, и внутри.
Природа «призрака» остается предметом споров и обсуждений даже внутри вселенной. Главным философским вопросом оригинального фильма и «Синдрома одиночки» становится способность искусственного интеллекта обладать «призраком» и вытекающая из нее проблема размытия границы между человеком и машиной.