Президент ФКС России: «Киберспорт — воплощение принципа, что спорт должен быть вне политики»
— С самого начала не можем не спроситьпро конфликт с ФКС Москвы?
— У нас есть четкая позиция: были нарушения, были предупреждения. Никто не запрещает Федерации компьютерного спорта Москвы и Александру Федоровичу в частности развивать компьютерный спорт на территории Москвы, на всероссийском или даже мировом уровне. Есть разные структуры, которые вне нашей федерации занимаются развитием компьютерного спорта, со многими из них мы, кстати, сотрудничаем. Здесь нет принципа: «Если он не с нами — он не может развивать киберспорт». Огромное количество людей так действуют, и я не знаю, в чем здесь проблема для Александра Федоровича.
— Сейчас идет очень много споров о возможности принятия киберспорта в олимпийское движение. А нужна ли киберспорту Олимпиада?
— Странный вопрос. Нужно ли киберспорту признание Олимпийского комитета и попадание на Олимпиаду? На мой взгляд очевидно — конечно, нужно! Иначе зачем вообще нужно было киберспорту становиться официальным спортом, если мы не хотим дойти до конца этого пути? Именно олимпийское движение является ключевым. Попадание вида спорта в олимпийскую программу — это мечта любого функционера от мира спорта. Я уверен, киберспорт обязательно будет на Олимпиаде. МОК сейчас рассматривает такие возможности: речь идет не о том будет или нет, а о том, в каком виде и когда.
— Не так давно по этому поводу высказывался Томас Бах. По его словам, на Олимпиаде нет места «жестоким играм». То есть, если киберспорт и появится на Олимпиаде, то в очень усеченном виде — без шутеров. У нас два вопроса: как оцениваете слова Баха и какие перспективы у шутеров?
— Мы уже много лет боремся за признание шутеров в нашей стране. Ситуация несколько странная: международная федерация их признает, мы каждый год собираем сборную, которая едет и выступает. В прошлом году наша сборная по CS заняла первое место на международной арене. Сейчас мы проводим очередные исследования, надеемся, что по их результатам мы сможем обратиться к нашему министерству, чтобы шутеры официально признали киберспортивной дисциплиной. Все результаты наших исследований показывают, что шутеры никоем образом не вредят ни физическому, ни психологическому здоровью. Еще раз уточню, что речь идет не про гейминг, речь идет про спорт: про систему тренировок, про занятия, про то, как спортсмены воспринимают шутеры.
Они не воспринимают это как «стрелялки» или убийства, это лишь уничтожение моделей соперников, ни больше и ни меньше.
Что касается Баха, то при всем моем к нему уважении его риторика имеет свойство меняться, как и мнение любого человека. Чем больше он погружается, тем больше он начинает разбираться в этой теме. Еще пару лет назад он говорил, что киберспорту никогда не будет места на Олимпиаде. Сейчас речь лишь о том, что не будет места «кровавым играм» в его понимании. Есть такая вещь — ментальная составляющая общества, и тут есть определенная инертность. Я, как человек, который киберспортом 20 лет занимается, могу сказать, что резко изменить это мнение невозможно. Требуется время и нужно, чтобы люди сами увидели, что такое киберспорт. Поэтому если на Олимпиаде появится Dota 2, но не будет CS:GO — я обрадуюсь, но не потому что там нет CS, а потому что там есть Dota! В конечном итоге это будет означать, что на Олимпиаде появятся и другие дисциплины. Когда я 20 лет назад собирал команду по киберспорту и заикался на счет создания всероссийской федерации, то на меня смотрели с полным непониманием, мягко говоря. Когда появились первые World Cyber Games, судьей и организатором которых я был, мне приходилось выступать на телевидении и отношение ко мне было как к какому-то фрику. Уже потом пришло понимание, появились команды, тренеры, исследования, истории побед и т.д. Так что я верю, что вопрос с шутерами удастся благополучно решить.
— Теперь массмедиа проявляют куда больший интерес к индустрии, и как на фриков уже не смотрят. А что насчет спортивных функционеров из традиционных видов спорта. Для них киберспорт — это нечто чужеродное или нет?
— Как бы смешно это не звучало, большинство из них воспринимают нас с опаской, как конкурентов. Некоторые считают, что мы сейчас заставим всю аудиторию уйти из мира физического спорта, в мир виртуальный. Наше сотрудничество с Российским Футбольным Союзом показывает, что это не так. Мы совместно уже третий раз проводим мероприятия по интерактивному футболу, с их помощью мы, наоборот, вовлекаем аудиторию в реальный футбол. Здесь идет эффект синергии — улучшения восприятия реального футбола и реального спорта «поколением Z».
— А какие федерации, как Вы сказали, воспринимают вас с опаской?
— Я не хочу плохо отзываться о коллегах, поэтому скажу иначе: есть люди, которые не до конца еще разобрались, что такое киберспорт.
Это как на очередном WCG приезжал НТВ, снял репортаж, им все рассказали, объяснили, а потом вышел материал, который начинался словами: «Вы узнаете их по красным от мониторов глазам, в Москве прошел слет хакеров».
И здесь тоже самое: люди не разделяют, где гейминг, а где киберспорт, не понимают нюансов, а в них ведь весь смысл и кроется.
Сейчас ключевое — это чтобы люди поняли, что такое киберспорт. Вроде бы понимание, что мы — это что-то серьезное есть, а вот что именно — многие не разбирают пока. Поэтому те, кто разобрались, что такое киберспорт — сотрудничают. Человеку свойственно бояться непонятного, и к нам вот так же осторожно относятся, потому что не понимают.
— Получали ли Вы письма от недовольных родителей, мол «зачем вы детям голову ерундой забиваете, пусть лучше на улице гуляют»?
— Бывает. Хотя сейчас все чаще идут именно позитивные отзывы. Родители отмечают, что дети становятся более ответственными. Но негатива все равно хватает.
Я люблю приводить одну историю в пример: мне человек в VK пишет: «Хочу научиться играть в Dota 2! Я бросил учебу, от меня ушла девушка, скоро уволят с работы, я все время трачу чтобы играть, а у меня ничего не получается. Что я делаю не так?»
Подобное как раз происходит от безграмотности — нельзя просто так сидеть и играть. Необходимо найти команду, тренера и «научиться учиться играть» — выстроить систему тренировок, куда обязательно включить и физические упражнения.
Классический пример из большого спорта: шахматисты изначально играли только в шахматы. В середине XX века появилось понимание того, что нужно тренироваться еще и физически. Тогда в систему тренировок шахматистов включили и физические нагрузки. Благодаря этому, их результаты ощутимо выросли.
Не надо тратить на игру все свободное время — чрезмерные тренировки идут во вред. Есть такой термин — спортивная усталость, когда человек начинает тренироваться сверх нормы и его показатели ухудшаются из-за этого. В такой ситуации требуется отдых или переключение на другой вид деятельности.
— Хватает ли Вам времени, чтобы следить за крупными международными турнирами по киберспорту?
— Если бы я не был в прошлом геймером, может быть и не хватало. Сейчас мне не только хватает времени, но я и с удовольствием сам слежу за крупными турнирами.
— Как Вы оцениваете состояние нашего региона?
— России или СНГ?
— Учитывая, что большинство киберспортивных команд смешанные, мы имеем ввиду именно СНГ.
— В этом плане киберспорт — воплощение принципа, что спорт должен быть вне политики. Никакие политические дрязги не ведут к конфликтам внутри команд и всего киберспортивного сообщества — и это, на мой взгляд, очень хорошо. Что касается успехов русскоговорящих игроков, назовем их так, то их результаты всегда были на достаточно высоком уровне. Сейчас действительно появилась технология подготовки. От того, насколько эффективно ты тратишь время, зависит, насколько эффективно ты прогрессируешь. И тут уже подключаются ученые, появляется спортивное питание, диетологи и т.д. Все это в совокупности и дает хороший толчок в развитии. И в России все это присутствует на высоком уровне, что подтверждается еще раз результатами.
Можно посмотреть на Virtus.pro, пускай они не смогли выиграть The International, а заняли там 5-6 место. Но ведь еще недавно такой результат признали бы сверх удачным, а теперь его приравнивают к неудаче. Сложно быть первым в своем регионе, всегда проще быть вторым или третьим, так как на тебя меньше давит ответственность и при этом тебе есть на кого равняться.
Вот как раз для таких ситуаций команды и нанимают психологов, которые постепенно начинают разбираться в киберспорте. Да, большинство используемых технологий и практик родом из традиционного спорта, но постепенно появляется некое ноу-хау, которое используется именно в киберспорте.
— В 2016 году киберспорт признали официально видом спорта. Это была большая победа для всего российского киберспорта. Есть ли у Вас сейчас столь же крупная и ощутимая цель, к которой движется ФКС?
— Ну начнем с того, что первый раз киберспорт признали спортом еще в 2001-м.
— Но потом отменили…
— Не совсем так. Изменился закон о спорте: появился реестр всероссийских видов спорта. Мы не смогли войти во второй раздел реестра, потому что не сдавали протоколы в необходимом объеме.
Тогда нас подвело то, что большинство людей, которые занимались киберспортом, были молодыми и у них было негативное отношение ко всему бюрократическому. Они считали, что есть сетка в интернете, по которой проходит соревнование, и этого достаточно.
Оформлять спортивные протоколы никто не хотел. Министерство на это сказало: «Нет бумаг — извините». И были правы, потому что, если мы хотим быть спортом, нам нужно соответствовать требованиям. В итоге в 2016 году нас признали. Спустя год мы вошли во второй раздел реестра и получили возможность проводить официальные чемпионаты страны, присваивать разряды и звания по киберспорту. В этом году федерация получила аккредитацию на 4 года. Сейчас мы работаем над тем, чтобы появлялись тренеры, чтобы у киберспорта тоже были высокие разряды: КМС и мастер спорта. Еще у нас в планах создание и аккредитация спортивных площадок. Одним словом, наша задача, построение инфраструктуры, плюс выстраивание спортивного резерва.
— Со скольких лет следует начинать заниматься киберспортом?
— В целом, спортсмена нужно готовить порядка трех лет, чтобы он вышел на пик своей формы. Следовательно, чем раньше человек начнет заниматься, тем лучше. Но встает вопрос, когда этим психологически можно заниматься? Вот сейчас у нас стоит ограничение с 14 лет. Мы считаем, что по некоторым дисциплинам это ограничение можно было бы снизить до 12, чтобы потом с 15 лет уже участвовать в международных соревнованиях. Мы проводим сейчас фундаментальные исследования на тему того, не повредит ли человеку занятия киберспортом в 12 лет. Возможно, это звучит как шутка, ведь все знают, что большинство геймеров начинают играть намного раньше. Да и родители обычно не всегда знают, во что именно играет их ребенок. И это неправильно. Тут во мне говорит именно родитель, а не спортивный функционер. У меня два ребенка, и я стараюсь направлять их в мире компьютерных игр. Чтобы это сделать, мне надо понимать, почему им понравилась та или иная игра, а для этого необходимо разбираться в теме, быть в нее погруженным. И вот возникает вопрос: почему дети играют с 6 лет, а соревноваться мы разрешаем только с 14, и при этом трепетно относимся к тому, чтобы опустить планку до 12? Но мне кажется, это правильный подход. Пускай он и медленный, но он построен на изучении. Ведь действовать здесь по принципу: «давайте сделаем и посмотрим, что получится» — нельзя. Я, как отец, не готов так рисковать своими детьми.
— Как вы относитесь к популярной сейчас Fortnite, стоит ли ждать турниров по ней от Федерации компьютерного спорта России?
— Fortnite — это шутер, поэтому мы не можем проводить по нему официальные турниры. Fortnite интересен еще и в силу того, что это направление мобильных решений. Мобильные игры кажутся нам интересным направлением, ведь сейчас молодые игроки именно с девайсов часто знакомятся с играми, а потом уже на ПК. В целом, направление нам нравится, но лично мое мнение, что к такой спорной идеологической вещи, как «королевская битва», нужно относиться с удвоенной осторожностью.
— Киберспортивная дисциплина, за которой Вам интереснее всего наблюдать?
— Тут я не смогу ответить объективно, так как я «старкрафтер».
— Но как киберспортивная дисциплина Starcraft уже давно не особо популярна.
— Да, это моя большая боль. Мы регулярно пытаемся возродить эту дисциплину, сейчас ее даже в Кубок включили. Я действительно считаю Starcraft очень важным направлением в киберспорте. Стратегии в реальном времени — это вообще квинтэссенция стратегического мышления и решения тактических задач, при этом необходимо проявлять невероятную скорость рук. Я, собственно, поэтому и перестал играть — понял, что постарел: голова соображает, что нужно сделать, а руки уже не могут. Но, тем не менее, наблюдение за Starcraft-сценой является для меня самым интересным.
читаю, вроде всё гладко и правильно, но как то складывается, что человеку важнее не киберспорт развивать а в делёжку денюжек МОКа внедриться