Превью Prey (2017)
Не так давно я разбирал долгую и полную передряг историю Prey — в июле 2016 года «серии» исполнилось десять лет. Помнится, я тогда очень сильно сокрушался, что анонсированная Prey 2 никогда не выйдет — очень уж крутой виделась история про земного копа, застрявшего на чужой планете и вынужденного заниматься охотой за головами.
О Prey (2017) я отзывался не слишком лестно — и потрясающий сеттинг, казалось бы, потеряли, и дата выхода виделась очень уж туманной.
Теперь я лично попробовал демо игры и понял, что еще никогда так не ошибался.
Это не «тот» Prey
Если вам когда-то нравилась оригинальная игра, забудьте о ней — та серия мертва и продолжения не получит никогда.
Новая Prey существует в совершенно другой вселенной, с другой эстетикой, мифологией и идеологией. Это новая игра от новых разработчиков — в ней от «оригинала» не осталось ничего.
Нет и не было никакой разумной планеты-станции-паразита с пришельцами, не существует героя-индейца, который может покидать свое тело в невидимой астральной форме по обычаям предков.
Вместо этого — космическая станция корпорации TranStar, на которой в 2032 проходят сомнительные исследования инопланетной формы жизни под названием «Тифон», и потерявший (потерявшая) память ученый Морган Ю.
В этой версии Prey пришельцев обнаружили в 1958 году, когда Советский Союз запустил «Спутник». Связь с ним вскоре прервалась, а прибывшие на разведку астронавты погибли, атакованные невесть откуда взявшимися чудовищами.
Некоторое время спустя СССР попросила помощи у США, чтобы вместе изолировать инопланетную угрозу. Некоторое время страны работали сообща, но потом президент Кеннеди пережил покушение и решил взять находку под собственный контроль. Он вытеснил русских с построенного вокруг зараженного спутника саркофага, а к 1984 году построил вокруг него целый исследовательский центр, позже ставший головным офисом TranStar.
Это Dishonored
Новую Prey разрабатывает Arkane, и отголоски Dishonored здесь видны на каждом шагу. Чувство дежавю невозможно унять.
У персонажей очень характерный дизайн лиц, а главный герой двигается и наносит удары совсем как Корво. Есть даже «заряженный» выпад гаечным ключом.
У этой «наследственности» есть и безусловно положительные стороны. Например, Arkane в очередной раз проявили себя как одни из лучших дизайнеров полуоткрытого мира. Череду холлов, коридоров, кабинетов и кают космической станции они превратили в настоящий муравейник с альтернативными путями, свободой «вертикального» геймплея и множеством стимулов возвращаться назад и исследовать. Довольно много комнат и секретных путей требуют конкретных устройств, навыков и способностей, которые героя открыть только предстоит.
Это Bioshock
Но во всем, что не касается самого геймплея, это чистый BioShock. Или даже System Shock — Arkane подхватила оставленное Irrational знамя, окончательно превратив эстетический и идейный контекст -Shock в главный трансгуманистический метамиф игровой индустрии.
Это, впрочем, тоже не удивительно. Arkane приобщилась к наследию Shock-серии в 2010 году, когда помогла 2K в разработке BioShock 2 — сиквел создавался почти без участия Кена Левина, и для некоторых работ (вроде дизайна уровней и создания анимации) привлекались студии-подрядчики.
Но та игра так и не стала культовой из-за слишком сильной привязки к первой части — самоповтор оказался неуместен. Очередное погружение в «Восторг» ощущалось прекрасно, но без эмоционального философского посыла о природе человека и технологий игра работала значительно хуже. В 2013 Кен Левин показал, каким должно было быть продолжение BioShock, отправив серию из морской пучины в Небесную Колумбию.
Arkane не пришлось объяснять дважды — Prey берет еще выше и отправляет нас в космос альтернативного будущего. А детали повествования тут не слишком важны.
При этом сохраняются главные элементы композиции — герой оказывается втянут в происходящее внешними силами, ему некуда бежать, и он вынужден продвигаться вперед, собирая по кусочкам полную картину происходящего. Чем больше он (и игрок) узнает, тем больше его терзает паранойя — что за бред тут вообще творится? Кому верить?
Это Dead Space
Если же отмести неожиданно богатую наследственность, то в сущности своей Prey — классический «старорежимный» FPS, лишь немного подогнанный под современные стандарты. Ближайшей аналогией станет, пожалуй, Dead Space. Но с откровенного пугания фокус здесь сместился на саспенс (черт, тут даже есть бессмертный преследующий монстр!).
И именно этот аспект, я уверен, был главной целью для издающей игру Bethesda и их материнской корпорации ZeniMax. Bethesda определенно взяла курс на возрождение классических шутеров — прошлом году мы получили почти идеальную, но понятую не всеми Doom (2016), «скоро» до релиза доползет Quake: Champions, а вот сейчас, в начале мая, выйдет Prey.
Но не ждите скорости DOOM — здесь нужно больше думать головой.
Первым доступным оружием стал клеемет. Чудо-устройство заставляет аморфные инопланетные кляксы застывать в живописных позах, но потом их необходимо разбивать ключом или из огнестрела — иногда они «размораживаются». Кроме того, залпы из клеемета застывают на стенах твердыми наростами, по которым можно карабкаться к тайникам и обходным маршрутам.
Это Prey
Но несмотря на все параллели с играми прошлого, перед нами все же свежая и самобытная игра.
Arkane не занималась слепым копированием, а постаралась использовать опыт коллег для того, чтобы сделать отличную игру. Кажется, получилось.
Если соединить все частички новой Prey, то получится жутковатый фантастический шутер с полуоткрытым миром и большим акцентом на истории.
Сюжет выдержан в духе фантастов «золотого века» — громоздкие космические технологии, пришельцы на космической станции, загадочные эксперименты над людьми и теории заговора. В эпоху, когда шутеры патологически тяготеют к военной тематике, это не может не радовать.
Геймплейно же перед нами шутер от первого лица с элементами RPG: прокачка навыков, крафт, инвентарь с едой и мусором. У Моргана есть три ветки развития (ученый, инженер или боец), навыки для которых добываются из специальных нейромодов, которые необходимо вживлять в мозг через глаз. Есть у героя и некие пси-способности (их дает шлем с картинки в шапке статьи), а еще он много взаимодействует с окружением — environmental storytelling и «вертикальное» исследование локаций здесь используется очень активно.
Prey выйдет 5 мая на PC, PS4 и Xbox One. Предзаказ уже открыт, наша рецензия появится через некоторое время после выхода игры — c прошлого года Bethesda не дает прессе доступа к своим играм до релиза.