Посмотрели 4 эпизода сериала «Темные начала». Удалась ли новая адаптация «Золотого компаса»?
Вы читали «Темные начала» (His Dark Materials)? Если нет, то очень рекомендую! В 2003 году канал BBC составил список из 200 лучших романов всех времен. Трилогия Пулмана заняла третье место. И абсолютно заслуженно.
Мир «Начал» представляет собой тысячи параллельных реальностей, одна из которых — безумная смесь из викторианско-эдвардианских эпох. Люди там не могут жить без своих деймонов — зооморфных проявлений души, образ которых позаимствован из древнегреческой мифологии.
Вообще, в романах намешано все: древние сказания, шекспировская любовная трагедия, жюль-верновский сеттинг, антиутопия, философия Платона и критика религиозных мыслей. Что уж говорить, в какой-то момент перед героями встает задача уничтожить Бога.
Больше о мировом фэнтези:
Экранизировать подобное — задача для самоубийцы. Но такой человек нашелся. В 2007 году, на фоне успеха «Хроник Нарнии», вышел «Золотой компас» режиссера Криса Вайца. Это был очень большой фильм. Один каст чего стоил: Дэниэл Крейг, Натали Портман, Ева Грин, Кристофер Ли и многие другие. Но итогом трудов стал громкий кассовый провал.
Казалось бы, все. Однако, спустя десятилетие на сцене появляется HBO — канал заказывает сериал по всей трилогии и оплачивает сразу два сезона. Не хочется ударяться в экивоки, но что это, если не чудо?
На самом деле, если начать подводить субъективные итоги года, HBO хочется сказать огромное спасибо и пожелать успехов. Да, финал «Игры престолов» откровенно не получился — как и третий сезон «Настоящего детектива». Но в 2019 году канал выпустил достойное продолжение «Большой маленькой лжи», прекрасный «Чернобыль», смелых «Хранителей». «Темные начала» безоговорочно дополняют этот список побед.
Но сперва о сюжете. Девочка-сиротка Лира живет своей жизнью в Оксфорде. Но вдруг по всей Англии начинают пропадать дети. В том числе, ее лучший и единственный друг — Роджер. Параллельно, в институт приезжает дядя девочки — местный Индиана Джонс — лорд Азриэль, который сообщает, что нашел доказательства существования параллельных миров. Дело в том, что вся власть в реальности Лиры находится в руках Магистериума — смесь оруэлловского Министерства Правды и инквизиции — который в курсе правдивости открытия Азриэля, но все отрицает, чтобы не потерять влияние. До кучи, в Оксфорд приезжает и мама Лиры. Быстро выяснится, что за хищения детей ответственна именно она.
Тут важно отметить, что «Темные начала» не дословный пересказ Пулмана. Скорее, актуальный перифраз. В сериале есть, как минимум, две сюжетные линии, придуманные сценаристами. При этом произведение не самостоятельное. Зрителям дадут необходимые вводные данные, но разобраться во вселенной с нуля может быть не просто. Субъективно, это плюс. Все же сеттинг уникальный, а чувство первооткрывателя лежит в основе любого из искусств.
Реакцию неангажированной публики предсказать довольно сложно. Первые две серии откровенно затянуты. Третья — разгоняет сценарий парой твистов. А вот четвертая мчит на зрителей с яростью бронированного белого медведя. При этом, очевидно, что до действа досидят не все.
Больше о мировом фэнтези:
Это понимают и создатели, поэтому центральные роли в «Темных началах» исполняют лишь звезды. Азриэль — Джеймс Макэвой. В начале его немного, но даже за суммарные пятнадцать минут хронометража он выглядит гораздо убедительнее, чем за все три часа «Оно 2». Злую маму играет Рут Уилсон (сериал «Лютер»). Местами она инфернально убедительна, но сравнивать ее с Николь Кидман из экранизации 2007 года — грех.
Поэтому я иногда ловил себя на мысли, что актриса не дотягивает по сравнению с остальными. Но центр сезона — Дафни Кин. После великолепной роли в «Логане» девочка куда-то пропала — и вот теперь ее таланту нашлось достойное применение. Ее Лира — дерзкая, решительная и неотразимая. Важную роль в сюжете должна играть ведунья по имени (внимание!) Серафина Пеккала. Но ее, к сожалению, до сих пор не показали.
Отдельного упоминания стоят деймоны. Их огромное количество и видно, что HBO не поскупились на качественный CGI. Да и главную ошибку экранизации «Короля Льва» (помимо самого факта ее существования) аниматоры не допустили. Животные здесь антропоморфны, как в классических диснеевских мультфильмах, и обладают ярко выраженными чертами. Поэтому эффекта «зловещей долины» не возникает.
В итоге первый сезон «Темного начала» оставляет исключительно положительные впечатления. Да, он долго запрягает, но потом прет напролом. Надеюсь, этот запал не выдохнется за оставшиеся четыре серии.
В любом случае, экранизация подобного рода, конечно, важное событие и очень незаурядное зрелище. HBO сколько угодно может клепать приквелы и спин-оффы «Игры престолов», но пока полученные деньги вкладываются в откровенно экспериментальный контент (сериал уже продлили на второй сезон) — хулить их никто не будет.
- Наша рецензия на абсолютно провальный фэнтези-сериал «Кэрнивал Роу»
- Мнение о новой книге Джо Эберкромби