По полкам. «Малькольм и Мари» с Зендаей — взрослое кино про жизнь и искусство от автора «Эйфории»
Что происходит. Модный молодой режиссер Малькольм Эллиот возвращается домой с успешной, судя по всему, премьеры нового фильма. С ним на премьеру ходила его девушка Мари, с которой вчистую списана главная героиня картины Эллиота, завязавшая наркоманка с массой комплексов. Но вот незадача: выступая с благодарностями перед премьерой, Малькольм забыл (или «забыл»?) упомянуть Мари. Следующие 1 час 46 минут нас ждет масса претензий по этому поводу. И это еще до того, как появятся первые рецензии…
Кто играет. Зендая, понятное дело, играет Мари, и параллелей с «Эйфорией» тут можно провести массу, чем сам Левинсон успешно и занимается. Героине, как и самой актрисе, порядка 23 лет. Малькольма играет Джон Дэвид Вашингтон из «Довода» и «Черного клановца», которому, как и Левинсону, 36.
Трудно представить, что это не реальная жизненная ситуация, которую режиссер и сценарист во время пандемии решил перенести на экраны в минимальных декорациях (съемный дом). Но успех «Эйфории» дал и Левинсону, и Зендае достаточно уникального жизненного опыта, чтобы история смотрелась интересно.
Как это выглядит. Максимально претенциозно, что только подчеркивает режиссерские недостатки Левинсона. Фильм снят на настоящую 36-миллиметровую пленку, но при этом выглядит как любительская короткометражка, снятая на айфон, на которую потом наложили черно-белый фильтр из «Инстаграма». И это еще до того, как начинается смехотворно-нелепый монтаж с джазовой музыкой и многозначительными планами лежащих бок о бок героев.
Другими словами: режиссура, за которую так хвалят фильм, отвратительна, а все те критики, которые это делают, не смотрели настоящего черно-белого кино и достойны всех инвектив, что извергает в их адрес герой Вашингтона в самой энергичной сцене фильма.
Картину вытаскивает вещь, за которую его больше всего ругают: сценарий Левинсона. Несмотря на скромность завязки, все час сорок смотрятся на одном дыхании, потому что кино состоит из небольших эпизодов, каждый из которых можно рассматривать как мини-фильм с началом, серединой и концом.
Персонажи ругаются, мирятся, пытаются вести нормальную нейтральную жизнь — только для того, чтобы какая-то мелочь в предыдущей сцене примирения вызвала новый виток агрессии, теперь еще более тяжелой и непоправимой для дальнейших отношений. Это очень высокий класс сценарного дела — на уровне структуры, если не на уровне диалогов (которые у Левинсона не всегда естественные).
В итоге история достойна лучших моментов «Эйфории». Другое дело, что круг проблем в «Эйфории» был так или иначе близок вообще любому молодому (да и не только) человеку, в то время как в показанной в «Малькольме и Мари» ситуации оказывалось сравнительно небольшое число людей. Не так многим приходилось отвечать на претензии любимой девушки по поводу того, что вы использовали на экране ее личную жизнь и не поблагодарили ее за это. Если объяснить, что это может быть и НЕ ЕЕ личная жизнь, все станет только хуже!
Кому смотреть. Любителям классического голливудского кино и остроумно рассказанных историй с минимумом действия. Если вы согласны терпеть пафосность и нравоучительность Левинсона ради его несомненного таланта и умения увидеть правду в человеческих отношениях, скучать вы точно не будете — все сделано очень грамотно и профессионально.
Кому не смотреть. Как ни странно, поклонникам «Эйфории». Со знаменитым сериалом картину объединяет только наркоманское прошлое героини да отношения между героями с большой разницей в возрасте — в остальном фильм ближе к «8 с половиной», «Злым и красивым» и прочим режиссерским размышлениям о том, какую цену нужно заплатить за правдивое отображение своей жизни в искусстве.
Где смотреть. Netflix.