Покойтесь с миром — какие игровые выставки мы потеряли, помимо Е3
Что случилось с Electronic Entertainment Expo? Как профильная российская выставка для игровых студий переросла в масштабный Comic Con Russia? Автор «Канобу» Павел Хибченко вспоминает пять важных игровых выставок из прошлого, о которых мы почти или уже позабыли, и рассказывает их истории открытия и закрытия.
С 1995-го года конец весны и начало лета для поклонников видеоигр означали праздник игровой индустрии: в это время проходила выставка Electronic Entertainment Expo или E3. На ивенте всегда анонсировали порядком десяти крупных игр, которые сразу попадали в листы ожидания и собирали очереди на предзаказы. Каждую E3 посещало несколько десятков тысяч журналистов, разработчиков и других профессионалов геймдева. Так E3 2018 привлекла чуть больше 69 тыс. человек (прим. согласно данным сервиса Statista). Ещё больше людей следили за мероприятием онлайн.
Е3 казалась чем-то вечным. Но 2020-й год и пандемия COVID-19 изменили привычный нам порядок вещей.
Из-за коронавируса Е3 2020 отменили, по той же причине Е3 2021 состоялась только онлайн. Выставку 2022-го года не провели ни вживую, ни по сети. То же самое произошло с Е3 2023, которая планировалась с 13 по 16 июня. Мероприятие попросту не заинтересовало необходимое число крупных игровых компаний.
Организаторы из ESA, ассоциации американских производителей ПО и игр, пообещали вернуться к E3. Несмотря на это выставка, скорее всего, не пройдёт ни в 2024-м, ни 2025-м годах. Пока что E3 скорее мертва, чем жива, хотя всё может поменяться. Исчезновение такого крупного ивента — повод поговорить о других игровых событиях, некогда популярных, но канувших в лету.
КРИ, ИгроМир и Comic Con Russia (2003-2020)
Эпитафия: Вторая после Gamescom крупнейшая выставка игр в Европе
Пускай читателей не смущают три названия вместо одного. По сути КРИ, ИгроМир и Comic Con Russia — один и тот же ивент, организованный ООО «Конференция Разработчиков Игр». Компания дважда переизобретала свою выставку, следуя трендам.
Всё началось с КРИ 2003, прошедшей в здании МГУ. Организаторы не случайно выбрали стены университета — будущих разработчиков игр легко можно было найти внутри академии. Но главная задача фестиваля заключалась не в поиске молодых талантов, а в формировании сообщества.
Событие должно было упростить коммуникацию между игроделами из разных компаний: в те годы гейм-студии почти не взаимодействовали друг с другом. Творческие коллективы были замкнуты, а их представители варились в кругу коллег, не было необходимого обмена идеями и наработками. Условный Nival, создавший «Аллоды: Печать Тайны», «Блицкриг» и прочие проекты, мог бы оказать помощь Burut, занимавшейся дилогией «Восточный Фронт» и других приложений. А некоторые практики Burut заинтересовали бы Nival или другую студию — начни профессионалы делиться знаниями, от этого выиграла бы вся индустрия.
Первая КРИ собрала от 500 до 600 разработчиков игр и других специалистов индустрии. Сейчас это не воспринимается как крупный ивент, но в 2003-м году такой толпы посетителей хватило, чтобы помешать учебному процессу МГУ. В этом признался Александр Фёдоров — один из организаторов КРИ. Неудивительно, что далее мероприятие переехало из ВУЗа в московскую гостиницу «Космос».
В 2006-м году на базе КРИ была открыта ИгроМир — конференция, собранная уже не для разработчиков, а игроманов. Дебютный ИгроМир посетили десятки тысяч человек, а в последующие годы выставка выросла и переехала из обшарпанных павильонов ВДНХ в современный Крокус-Экспо.
К 2014-му году в ООО «КРИ» услышали новый запрос. Свой ивент требовался не только поклонникам компьютерных игр, но и настольных, а также фанатам аниме, кино и комиксов — в общем, нужен был аналог Comic Con, который проходит в калифорнийском городе Сан-Диего с 1970-го.
Не мудрствуя, организаторы «Игромира» купили лицензию у зарубежных коллег и запустили Comic Con Russia в 2014-м году.
По традиции прежний ивент, «ИгроМир», не закрыли, а проводили вместе с новоиспечённым. Оба мероприятия даже получили совместные билеты, а, значит, посетителям не пришлось выбирать между «Игромиром» и Comic Con Russia.
Ожидаемо, Comic Con Russia привлекла больше внимания непрофильной прессы и не-геймеров, чем «ИгроМир». За что не в последнюю очередь стоит поблагодарить знаменитостей, посещавших ивент. В разные годы Comic Con Russia посетили: Миша Коллинз из сериала «Сверхъестественное», Кристофер Ллойд, наиболее известный по трилогии «Назад в Будущее», Натан Филлион из «Светлячка» и другие селебрити.
Упомянутая пандемия стала причиной, почему «Игромир» и Comic Con Russia 2020 прошли только онлайн, а выставки 2021-го года перенесли на 2022-й. Тогда коронавирус начал отступать, но в то же время осложнилась политическая обстановка. С февраля 2022-го года зарубежные компании ушли из России: в частности, не продают нам свои игры, кино, комиксы и другую продукцию. Как тогда проводить «Игромир» и Comic Con Russia?
ООО «КРИ» постигла и другая беда: компания ДИС-3 потребовала признать организаторов банкротом. Всё потому что ДИС-3 не вернули взнос, который та заплатила за участие в отменённой «ИгроМир 2022». О конфликте в декабре 2022-го рассказали журналисты «Коммерсант». Чем закончилась эта история — непонятно. На момент написания статьи, мы не нашли подобной информации. Даже если КРИ договорится с ДИС-3 и другими возможными кредиторами, сомневаемся, что «ИгроМир» или Comic Con Russia вернутся в ближайшее время.
Мейджор-турниры Epicenter (2016-2019)
Эпитафия: Праздник киберспорта… был у нас
Предвидим комментарии из разряда: «Зачем вы упоминаете киберспорт? Кому он нужен?» Нужен и интересен, около 10% россиян в возрасте от 12 до 64 лет. Такими данными поделились исследователи Mediascope в августе 2022-го года. Или, другими словами, почти каждый десятый житель РФ интересуется киберспортом.
В России и других странах постсоветского пространства наиболее популярные дисциплины Dota 2 и CS: GO. Так получилось не только потому, что у нас любят обе игры, но и благодаря победам команд из СНГ. Коллективы Virtus.pro и NaʼVi занимали призовые места в десятках всемирных турнирах по Dota 2 и CS: GO.
Учитывая популярность обеих игр, неудивительно, что именно по ним прошли российские мейджоры. Или, говоря по-человечески, турниры, где сильнейшие игроки со всего мира сражались за призовые сотни тысяч долларов.
В разные годы турниры EPICENTER проходили на ВТБ Арене, Ледовом дворце спорта «Арена Легенд», ЦСКА Арене и других московских площадках. Во всех «Эпицентрах» чувствовалась атмосфера праздника и шоу, а не просто киберспортивного состязания. Конечно, публика жаловалась на длинные очереди, в которых приходилось стоять под дождём, и на другие просчёты организаторов. Но масштаб турнира, состязание мировых звёзд Dota 2 и CS: GO в России и другие сильные стороны EPICENTER перевешивали минусы.
Последние мейджоры EPICENTER прошли в 2019-м, а затем грянул всем известный вирус. Компания Valve, разработавшая CS: GO, Dota 2 и развивающая их как киберспортивные дисциплины, отменила мейджоры 2020-го года. Это решение коснулось и чемпионатов EPICENTER. К 2022-му году киберспортивные состязания вернулись во всём мире, но не в России из-за всем известных событий.
Epic Esports Events продолжила проводить онлайн-турниры, но про мейджоры компания может забыть, как минимум, в ближайшие годы. Как и про то, чтобы их состязания встраивались в международную систему, где команды сражаются за призовые и за путёвки на чемпионаты мира по Dota 2 и CS: GO.
E for All (2007-2009)
Эпитафия: Как E3, только для всех
Идея сделать выставку для всех привлекала не только создателей «ИгроМира„и EPICENTER. ESA мечтала о том же. Их E3 изначально предназначалась для профессионалов: представители розницы смотрели, что они будут продавать в ближайшие 12 месяцев, а журналисты ознакамливались с самыми ожидаемыми играми.
В 2017-м году E3 открылась для широкой публики. Каждый, кто купил абонемент от 150 до 200 долларов, мог попасть в Лос-Анджелесский выставочный центр, где традиционно проходило мероприятие. Однако это была не первая попытка сделать E3 массовой. В 2007-м году стартовала выставка E for All, проводимая исследовательской компанией IGD, а не ESA. Тем не менее создатели E3 одобрили новоявленный ивент, который, кстати, тоже разворачивался в Лос-Анджелесском выставочном центре. Сходство выставок подчёркивалось и в названии. Оно намекало тогдашним геймерам, что E for All — это та же E3, только для всех.
И геймерам, действительно, было чем заняться на E for All. Дебютный ивент прошёл в октябре 2007-го и предлагал посетителям поиграть, например, в свежую на тот момент часть файтингов Super Smash Bros. Brawl и Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots — финал (на тот момент) серии шпионских боевиков Хидео Кодзимы. Обе игры вышли не раньше 2008-го года — возможность «пощупать» их привлекала североамериканских геймеров.
Неудивительно, что дебютную E for All посетило около 18 тыс. человек. Это неплохой результат для первого раза, хотя меньший, чем у аналогичной выставки Penny Arcade Expo. Последняя на 2007-й год собирала в районе 30 тыс. гостей. Но PAX — это ивент с долгой историей, а E for All была новенькой. Дай ей шанс и она могла бы потягаться с конкурентом!
Но E for All не представилась такая возможность. Выставка прошла дважды, после чего её закрыли. Точнее, объединили с E3 в 2009-м году: уже тогда её организаторы двигались в сторону ивента для всех и хотели привлечь рядовых геймеров.
Minecon (2010-2016)
Эпитафия: Про меня забыли, потом вспомнили, но было поздно
E3, «ИгроМир» и E for All были посвящены десяткам актуальных игр. Этим ивенты отличаются от Minecon — выставки, собиравшей тысячи зрителей и попавшей в «Книгу рекордов Гиннесса», но освещающей одну игру. Пускай, такую сверх-популярную, как Minecraft.
Minecon начиналась скромно: первый ивент прошёл в американском городе Белвью в 2010-м. Тогда он назывался MinecraftCon и напоминал фанатскую сходку тридцати человек. Но это был только разогрев. В 2011-м в Лас-Вегасе прошёл первый официальный MineCon, собравший 5 тыс. фанатов Minecraft. Вот так рост!
Лас-Вегасская MineCon старалась выглядеть не как сходка, а полноценная выставка и у неё это получилось. Фестиваль в городе греха и разврата предлагал посетить тематические стенды, участвовать в активностях и вечеринку для взрослых Nether Party. Последнюю можно вольно перевести как «Адская Тусовка» или «Потусторонний Пир». Вишенкой на торте MineCon 2011 стала возможность одними из первых поиграть в порт Minecraft для Xbox 360.
Последовавшие выставки удивляли как местами проведения, так и численностью посетителей. MineCon 2012 развернулся в парижском Диснейленде, а фестиваль 2015-го года — в Лондоне. Организаторы старались охватить и североамериканскую, и европейскую аудиторию игры.
В 2016-м году состоялся последний MineCon. Следующие выставки перешли в интернет, утешением игрокам стало признание фанатских встреч Minefaire и Minevention официальными.
Организаторы не вспоминали о проводимом вживую MineCon до 2019-го. Тогда планировалось возродить ивент под названием Minecraft Festival, но несложно догадаться, что было дальше. Переносы из-за коронавируса, а затем окончательная отмена в 2022-м. По иронии, разработчики игры не проводили лайв-мероприятие, когда это было возможно, зато опомнились перед пандемией COVID-19.
Ziggurat Con (2007)
Эпитафия: Нужно построить зиккурат для боевого духа солдат
Все перечисленные ивенты объединяет то, что они прошли если не в мирное время, то вне зон боевых действий. Что логично: выставки и другие праздники не уместны на войне. Организаторы Ziggurat Con поспорили бы с этим!
Несмотря на название, Ziggurat Con не имеет отношения к стратегии Warcraft 3, где в русской озвучке можно было услышать: «Нужно построить зиккурат!». Один из зиккуратов, многоступенчатых храмов, которые строили древние шумеры, эламиты, ассирийцы или вавилонян, располагается в городе Ур, рядом с базой Кэмп Аддер и аэропортом Али армии США.
В июне 2007-го года, во время войны США с Ираком (2003-2011), руководство базы Кэмп Адер и аэропорта Али устроило выставку для поклонников настольных RPG, вроде «Подземелий и Драконов», а также компьютерных игр. Ziggurat Con должна была поднять боевой дух солдат. Армейская верхушка выбрала поддержала своих солдат оригинальным способом: Ziggurat Con — один из немногих, если не единственный, известный игровой фестиваль в зоне боевых действий.
Ziggurat Con предлагал поиграть в настольные ролевые и компьютерные RPG, а также попробовать свои силы в пинг-понге и посмотреть аниме. Так как фестиваль проходил на военной базе США, то участвовать в нём могли солдаты армии и гражданские, работавшие по контракту.
Ивент прошёл один раз. По крайней мере, нам не удалось найти упоминания о последующих Ziggurat Con.
Ziggurat Con и E for All — единственные из перечисленных выставок, которые закрылась не из-за коронавируса или геополитики. «ИгроМир», EPICENTER, E3 и Minecon поразил один из двух факторов, либо оба. Это лишний раз даёт убедиться, насколько хрупкий привычный нам мир и вещи, которые ассоциируются с ним. Тем важнее использовать все законные и нетоксичные способы сохранить себя в тяжёлое время, пережить его и потом восстановить хотя бы часть «прошлой» жизни.