11 ноября 2019
Обновлено 18.11.2019

Почему новая серия «Рика и Морти» — очень слабое начало сезона

11 ноября вышла 1 серия 4 сезона мультсериала «Рик и Морти» (Rick and Morty). Напомню, что в 2019 году нам покажут только 5 серий нового сезона — второй порции придется ждать до 2020-го. Каким же получилось новое начало долгожданного сериала?
11 ноября вышла 1 серия 4 сезона мультсериала «Рик и Морти» (Rick and Morty). Напомню, что в 2019 году нам покажут только 5 серий нового сезона — второй порции придется ждать до 2020-го. Каким же получилось новое начало долгожданного сериала?

Сезоны «Рика и Морти» традиционно стартуют очень слабо. Пилот — вообще самая беззубая и поверхностная серия во всем сериале, после которой многие зрители не собираются продолжать просмотр и знакомство с этим шоу (и я их нисколько не виню). Предыдущий сезон начинался с ужасного The Rickshank Rickdemption. Изменилась ли ситуация в 4 сезоне?

Это не случай «Коня Боджека», где сценарная группа работает над сквозной непрерывной аркой, заранее выделяя ее ударные точки и с большой любовью и мастерством их выписывая.

«Рик и Морти» — сложный промежуточный вариант от крайне противоречивых авторов, которые то импровизируют в духе South Park, то очень тупо сшивают вместе самые очевидные культурные штампы в стиле «Футурамы».

И в том, и в другом случае получаются местами смешные, но незапоминающиеся и трудно отличимые одна от другой серии. В третьем случае в авторов напрямую бьет фиолетовый инопланетный луч гения, и у них получаются эпизоды, гениальные по глубине поднятых мыслей, с тектоническими сдвигами в развитии персонажей, которые проходят через такие физические и эмоциональные испытания, что им посочувствовали бы даже герои самых хардкорных драм HBO и AMC.

Первый эпизод первой половины 4 сезона «Рика и Морти» — напомню, в ней в этом году нам покажет всего 5 серий, — к сожалению, не из третьей категории. Это типичная ни на что не претендующая «футурамка», которая пришлась по душе критикам и наверняка будет с восторгом принята всеядными фанатами сериала. Но ни одна из трех основных линий серии не выдерживает серьезной проверки на прочность.

Почему новая серия «Рика и Морти» — очень слабое начало сезона - фото 1
Почему новая серия «Рика и Морти» — очень слабое начало сезона - фото 2

Эпизод называется Edge of Tomorty: Rick Die Rickpeat. Как не трудно догадаться, тут обыгрываются штампы из «Грани будущего» и множества других художественных произведений, где герою предоставляется шанс снова и снова попытаться избежать неминуемой гибели.

Основная арка посвящена Морти, который при помощи ворованного кристалла смерти избегает миллиона возможных смертей, чтобы достичь той, единственной, которая его устраивает (в преклонном возрасте, на руках у любимой женщины, снова и снова повторяющей его имя). Но избранный Морти вектор действий очень быстро ведет к смерти Рика…

Вторая арка — про «бэкапы» Рика, которые после смерти каждого его нового клона воскрешаются в одном из измерений (не том, в котором нужно) и пытаются вернуться в мир Морти. Рику очень везет на миры с фашистской диктатурой — нам даже показали яркий образ нациста-Морти, стремящегося к лучшей жизни, — и не везет на нормальные человеческие тела.

Третья, самая куцая линия — издевательство над аугментированной реальностью и разумными голограммами в духе проекций Тони Старка. После смерти Рика объявляется целая их компания, начинает выступать за права голограмм и пытаться убедить Морти клонировать Рика. Но Морти слишком увлечен своими делами, чтобы обращать на них какое-то внимание.

Почему новая серия «Рика и Морти» — очень слабое начало сезона - фото 3

Посколько Морти за серию ни разу не умирает, вместо «Грани будущего» тут скорее пародируется фильм Next по мотивам рассказа Филипа Дика The Golden Man — и множество других художественных произведений про героя с ограниченным даром предвидения событий. В этой арке происходит традиционная для сериала абсурдная эскалация, в которой действия Морти имеют сначала школьный, потом городской, потом национальный, а затем и планетарный масштабы.

Но ни одной действительно интересной ситуации — и нестандартного выхода из нее — сценаристы не придумали. Морти выступает в роли своего рода «Рика-лайт», используя его оборудование для преодоления препятствий и расправы с обидчиками, говоря нужные реплики в нужных ситуациях… в какой-то момент все идет не по плану, но это тоже очень предсказуемое отклонение.

Мысль в сюжете затронута неплохая — любой человек, концентрирующийся только на цели, не видит возможностей, которые открываются перед ним по пути, — но с ней можно и нужно было сделать куда больше, чем ремейк «Хроники» (то есть «Акиры»).

Морти тут сам по себе, ни с кем, включая голограмму Рика, особо не взаимодействует, и остаются лишь абстрактная Джессика (которая, честно говоря, надоела как объект воздыханий героя еще в серии про мир Кроненбергов), к которой напролом идет не менее усредненный подросток. Замечателен лишь труд мультипликаторов в боевых сценах и смешная ройлендовская озвучка в моментах, когда Морти старается разглядеть нужные реплики на пересечении пляшущих перед ним альтернативных реальностей.

Почему новая серия «Рика и Морти» — очень слабое начало сезона - фото 4
Почему новая серия «Рика и Морти» — очень слабое начало сезона - фото 5
Почему новая серия «Рика и Морти» — очень слабое начало сезона - фото 6

В линии постоянно воскрешаемого Рика нашлось место отличным гэгам — и невероятному даже для этого сериала количеству культурных отсылок на заднем плане. Но авторы так увлеклись этими шутками и референсами, что упустили возможность и здесь рассказать интересную историю и показать рост Рика как личности через его беспрерывные смерти (как в «Дне сурка» или той же «Грани будущего»). Это просто один и тот же Рик, в одном и том же стиле взаимодействующий с другими Риками — за исключением уже упоминавшейся довольно забавной, но быстро оборванной линии с наци-Морти.

Линия с голографическим Риком — это пара визуальных гэгов в конце и начале серии. Из-за 20-минутного хронометража на нее не хватило времени. Вообще нехватка времени в этом эпизоде ощущается, как никогда в «Рике и Морти» — и из первой, и из второй, и даже из третьей арки можно было бы сделать что-то действительно сложное и интересное, если бы персонажам дали вырасти и повзаимодействовать.

Поскольку эти же люди подарили нам серию Tales From the Citadel, где с развитием героем в 7-8 сюжетных линиях за те же 20 минут было все в полном порядке, я могу объяснить такую сценарную неуклюжесть лишь ржавчиной после долгого простоя между сезонами.

Как я уже говорил, 1 и 3 сезоны «Рика и Морти» начинались очень слабо, и Edge of Tomorty ничего не говорит о качестве сезона как такового — или хотя бы его первой половины. Единственным исключением был очень сильный A Rickle in Time — 1 эпизод 2 сезона, безумно и творчески подхвативший и развивший клиффхэнгер из финала 1 сезона. На этом фоне новая серия выглядит еще более невзрачно — мягкий ребут всего сериала, вернувший Джерри в семью Морти, упоминается в паре небольших сценок в начале и в конце серии.

Остается надеяться, что последующие эпизоды покажут, что с ребутом тут все не так просто, и что новый «Рик и Морти» нет будет настолько унылой мешаниной из мета-отсылок и «старой-доброй классики».

Почему новая серия «Рика и Морти» — очень слабое начало сезона - фото 7
Почему новая серия «Рика и Морти» — очень слабое начало сезона - фото 8
Почему новая серия «Рика и Морти» — очень слабое начало сезона - фото 9

Самый лучший гэг (из-за нехватки времени?) втиснут в заключительные титры — это действительно смешная сцена, которую трудно считать полноценной частью серии, потому что показывают ее в момент, когда зритель уже расслабился и эмоционально отключился от происходящего.

Комментарии 26
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Человек Людов
Человек Людов
Башкир как обычно текста напечатал больше чем, эпизод идёт.
scandaljke
scandaljke
Саша, как всегда - ГЕНИАЛЬНО!
Lapusik99
Lapusik99
В последнем тексте Башкирова о рике и морти мы уже выяснили, что он не понимает, что видит, так что полет нормальный