Почему миссис Хадсон — главный злодей «Шерлока»
В эпизоде «Шерлок при смерти» миссис Хадсон уходит от полиции на сверкающем Aston Martin DB9. За старушкой мчится полицейский вертолет, преследующий Хадсон до ее конечного пункта назначения — дома психотерапевта, к которому ходит Джон Ватсон.
Выбор транспортного средства привел в шок не только зрителей, но и самого Ватсона — тот отказывался верить, что обычная безобидная бабуля может позволить себе такую машину. Сцена смотрелась странно даже для «Шерлока» образца 2017 года, в котором неожиданные сюжетные повороты сыпятся на зрителя каждые 10 минут эпизода.
А ведь правда — с какой стати Хадсон разъезжает по Лондону на дорогущем спорткаре ? Неужели Моффат опять предложит нам закрыть глаза на сюжетные дыры и околесицу в сценарии? Но сама миссис Хадсон тут же отвечает на все наши вопросы и напоминает Джону:
«Дорогой мой, я — вдова наркоторговца и владелица недвижимости в центре Лондона. Я не ваша домработница».
А ведь точно! Милый образ арендодателя заставил нас забыть о муже миссис Хадсон — детали их отношений кратко упоминались в самой первой серии дебютного сезона «Шерлока». Старушка сделала нехилую скидку Холмсу на аренду квартиры после того, как тот убедил суд в необходимости смертной казни для супруга Хадсон.
Муженек, как известно, был крупным наркоторговецем, а деньги в этом темном бизнесе вертятся немалые. Собственно, сама миссис Хадсон и подтвердила происхождение своего Aston Martin — дескать, «состояние наркобарона перешло мне, теперь вот гуляю». Несмотря на то, что актриса Уна Стаббс изображает арендодателя Холмса в довольно комичном ключе, факты о доходах с продажи наркотиков несколько диссонируют с образом безобидной старушки.
Это наводит на мысль об истинной природе миссис Хадсон. Никто всерьез и не задумывался о том, что она может оказаться куда более глубоким героем. А ведь сценаристы давали нам подсказки с самого начала!
Диалог между престарелой гонщицей и офицером полиции, который пытается ее задержать, тоже вызывает вопросы.
Коп пытается выдвинуть Хадсон обвинения в превышении скорости, но та вручает растерянному полицейскому мобильный телефон. Из трубки мы слышим голос Майкрофта, он запугивает полицейского своим авторитетом и отмазывает Хадсон от штрафа и ареста.
Давайте на минуту забудем, что речь идет о миссис Хадсон и попытаемся создать в голове абстрактный образ незнакомого нам человека. Этот человек живет на деньги от продажи наркотиков, разъезжает по Лондону на дорогом спортивном автомобиле, нарушает правила дорожного движения, а еще его крышует английское правительство. Разве это не идеальное описание злодея?
Еще одной интересная деталь, намекающая на зловещую натуру Хадсон, промелькнула в финале первого эпизода последнего сезона. Мэри убита; Ватсон возненавидел Холмса. Шерлок и миссис Хадсон сидят в своей квартире и грустят по потерянным друзьям. Холмс решает найти спасение в работе, погрузившись с головой в расследование преступлений. И вдруг он находит на столе конверт — внутри диск с подписью «miss me?». Шерлок спрашивает Хадсон, мол, что за конверт и откуда он на его столе. Миссис Хадсон как бы невзначай отвечает: «О, это я принесла. Попало в мои вещи…».
Можем ли мы верить, что диск нашелся случайно? Или это коварный заговор Хадсон и Мэри?
Последней веры нет давно — бывшая супершпион и убийца, она пыталась стать порядочной женой, но кровавое прошлое не отпускало супругу Ватсона, вынуждая плести все новые и новые интриги. А если учесть фанатскую теорию, согласно которой Мэри все еще жива, то все становится совершенно ясно.
Нельзя исключать, что миссис Хадсон и вовсе может оказаться Джеймсом Мориарти в гриме. В финале «Шерлока при смерти» нас уже выставили дураками, которые не заметили, что психотерапевт Ватсона, его любовница и дочь Смита в кабинете Шерлока — один человек. А еще это сестра Холмсов. Скорее всего, нас ждет еще один маскарад с переодеваниями, париками и контактными линзами, меняющими цвет глаз. Если Мориарти в финале второго сезона смог убедить всех в том, что он — лишь наемный актер, то почему он не мог пойти еще дальше?
В последнем эпизоде нам уже показали, как ловко Хадсон обезоружила Холмса, после чего заковала его в наручники и под дулом пистолета затолкала в багажник машины. Разве это нормальное поведение милой старушки, фанатеющей от мыльных опер и телесериалов?
Скептики, конечно, будут вертеть носом от подобных предположений, но на связь Хадсон и Мориарти указывает и символизм сериала. Помните, как в серии «Рейхенбахское падение» Мориарти прокрался в квартиру Шерлока, где устроил вальяжную церемонию чаепития? Теперь смотрите, в какой чашке Хадсон несет чай Холмсу во втором эпизоде последнего сезона.
Все сходится. Темное прошлое и неоднозначное настоящее миссис Хадсон рисуют мрачную картину, указывающую на то, что перед нами главный злодей сериала. Не гей-бойфренд Молли в модных трусах, не маньяк с кривыми зубами Смит, не шантажист Магнуссен — только миссис Хадсон дергает за ниточки в этом криминальном театре.
Подводки к этому повороту звучали из уст Шерлока еще в «Этюде в розовых тонах». Когда величайший сыщик вслух размышляет о гениальной маскировке убийцы-таксиста, он делиться характеристиками, которые можно спокойно отнести и к Миссис Хадсон:
«Есть люди, которым мы доверяем всегда… Когда мы одни, когда заблудились, когда пьяны… Мы не видим их лиц, но каждый день исчезаем в чреве их машин, позволяя ловушке захлопнуться».
На место «машин» можно спокойно поставить «квартир» — суть не поменяется, а намек на Хадсон станет только жирнее. Кто заподозрит беззащитную хозяйку апартаментов на Бейкер-стрит? Раскрыть все карты, объявить миссис Хадсон главным злодеем — это идеально вписывается в формулу сериала.
Но сценаристы «Шерлока» уже удивляли нас, ловко обходя стороной все фанатские теории и предлагая такие развязки, о которых никто даже не мог подумать. Случится ли это снова?