PlayStation — 25 лет! 15 главных игр с этой консоли — от Silent Hill до Need for Speed III
Вспоминая PlayStation, нельзя обойти стороной Spyro, Crash Bandicoot, Castlevania: Symphony of the Night и Resident Evil. Но есть ли смысл тратить драгоценные места на игры, высококачественные ремейки (или переиздания) которых либо уже вышли, либо находятся в разработке? Так что мы решили сосредоточиться на играх, в которых до сих пор лучше всего играется именно на первой PlayStation (да, в этой подборке есть Crash Team Racing, но ее ремейк вышел после того, как это статья впервые появилась на «Канобу»).
Если попробовать описать серию одной фразой, то это — «Resident Evil в Парке Юрского Периода». Синдзи Миками (автор лучших частей Resident Evil, Dino Crisis и Evil Within) взял рабочую формулу своей предыдущей игры и, как и безумные ученые в его играх, провел эксперимент по скрещиванию с недавним фильмом Спилберга. Геймплейно серии и правда мало чем отличаются, разве что зомби заменили на динозавров. Но, черт возьми, как же это было свежо! Несмотря на то, что в игре всего три вида оружия (пистолет, дробовик и гранатомет), а также очень ограниченный список динозавров, Dino Crisis влюбляла в себя своим сеттингом — доисторические монстры в кое-то веки и впрямь вызывали панический ужас.
Если вынести за скобки путешествия во времени и теорию «чистой энергии», то Dino Crisis брала реализмом и не делала вид, что человек способен на равных потягаться с динозаврами. Большую часть времени мы старались обхитрить их, избегая открытых сражений и изготавливая дротики со снотворным.
Скейтборд или диск с игрой про Тони Хока — что появилось раньше? В моем случае — диск. Уже затем, вдохновившись невероятной игрой (мне в руки попала четвертая часть), я купил себе скейтборд. Оказалось, конечно, что делать фантастические трюки в реальной жизни куда сложнее, но откуда мне это было знать в 9 лет?
Квадралогия THPS (а также две части Tony Hawkʼs: Underground) взорвали мне мозг в юности, превратив в фаната скейтбординга. Абсолютно уникальный проект, породивший целый жанр — не влюбиться было невозможно. Потрясающе красивые локации, огромное множество трюков, интересные задания и божественный саундтрек. Я одинаково люблю все четыре части оригинальной серии, но именно вторая игра всенародно считается наиболее удачной — так остановим выбор на ней.
Игра, с которой началась самая жуткая, самая философская, грустная и трогательная серия в истории игровой индустрии. Здесь же мы впервые познакомились с лучшими работами композитора Акиры Ямаоки.
В буклет с игрой Konami следовало вкладывать абонемент на посещение психотерапевта или открывать горячую линию телефона поддержки. В наши дни играть в это не менее страшно — древняя графика только добавляет жути происходящему, а устаревший геймплей работает на атмосферу и создает ощущение осознанного сновидения (именно поэтому старые фильмы ужасов из прошлого века продолжают пугать).
В наши дни, если речь заходит о Silent Hill, говорят обычно либо о второй, либо о третьей части, либо о ремейке оригинала — Shattered Memories (которая заняла у нас 28 место в топе ста лучших игр всех времен). В крайнем случае ругают Homecoming или проклинают патинко-автоматы, собранные по мотивам серии. Это несправедливо! Нельзя забывать, с чего все началось!
Еще по теме:
Феодальная Япония, смертоносные ниндзя и харкдорнейший стелс. Это достаточно сложная игра, но фанаты стелс-похождений знают и почитают ее как культовую. Здесь же — рассыпанные по 12 уровням игры головоломки и пазлы, которые тоже далеко не всегда просты. Современным игрокам в Tenchu играть будет тяжело — постарела она сильно по всем направлениям. Но если не ждать плавных анимаций и стиснуть зубы, то и сейчас можно насладиться потрясающими боями с брызгами крови и прогулками во тьме японских деревень.
Проиллюстрировать игру пришлось фан-артом, потому что адекватных изображений оригинала в наше время не найти — такой раритет!
Обычно попытки издателя отжать права на франчайз у разработчиков заканчиваются плачевно для серии — привет, EA. Но в случае с Legacy of Kain вышло наоборот: Crystal Dynamics вырвала бренд из рук Silicon Knights и сделали лучшую игру серии. Правда, в итоге студия все равно угробила серию, попытавшись превратить ее в MMO Nosgoth — отменили это недоразумение в 2016 году, с тех пор про Каина ничего не слышно.
История вампира Разиэла в первую очередь интересна из-за возможности переключатся между материальным и потусторонним мирами — многие головоломки построены на разнице физических объектов и платформ в разных измерениях. В игре был цепляющий готический сюжет и крутая для своего времени картинка — от нее и сейчас глаза не болят. А еще над Soul Reaver работала Эми Хенинг, благодаря которой позже мы получили серию Uncharted.
Та самая часть NFS, с которой началось помешательство серии на юридических аспектах стритрейсинга и проблемах с законом! Именно в третьей части впервые появились полицейские, а также режим, позволяющий управлять копами в попытке догнать хулиганов-гонщиков.
Очень приятно вспомнить, какой классной серия была в свои лучшие годы — никакого гринда, никаких лутбоксов, никаких прокачек и уровней, смехотворных сюжетных катсцен с живыми актерами, открытого мира и онлайн-составляющей… Просто включил NFS и едешь по трассе под олдовый саундтрек. Красота!
Еще по теме:
Раз уж Square Enix никак не хочет дать нам новую часть или хотя бы HD-ремейк игры из Chrono-цикла, то придется в одну из лучших JRPG всех времен играть на раритетной консоли.
45 играбельных персонажей, пошаговые бои, режим «Новая Игра+» в 1999 году и 11 концовок — вот, что я называю «ролевая игра». А еще глубокий геймплей и эмоциональный сюжет в лучших традициях золотого века JRPG — эта великая игра ни капли не состарилась! Кстати, первая часть — Chrono Trigger — заняла у нас 27 место в топе ста лучших игр всех времен.
Первая глава саги о самой знаменитой девушке мира видеоигр, в результате растянувшаяся на два десятка продолжений, несколько экранизаций и ребутов. Внебрачная дочь Индианы Джонса и приемная мать Нэйтана Дрейка — отстрел бандитов, поиски гробниц и мистических артефактов вперемешку с решением загадок и прыжкам по скалам.
Идеальное управление, шикарный левел-дизайн и клевый мистический сюжет о поисках ключа от ворот Атлантиды. Единственный минус — графически игра страшновата даже по меркам 1996 года (что, впрочем, не останавливало меня в детстве от попыток вращать камеру, чтобы подобрать удачный угол обзора на шорты). В какой-то момент мы сравнивали оригинальную Tomb Raider с последней на сегодня частью серии — даже так оригинал выигрывал.
Прекрасно сохранившаяся до наших дней игра, которая не стеснялась своей мультяшности и не гналась за реалистичностью. Двумерные спрайты путешествуют по трехмерную виртуальному миру — что-то похожее было, к примеру, в Octopath Traveler.
Сюжет с экзистенциальными размышлениями на тему религии и цитатами Фрейда и Юнга был замороченным даже по меркам японских игр. Часть боев проходила в «гирах» — механических роботах, что не сильно меняло кор-механику боевой системы, но добавляло разнообразия в игровой процесс. Многослойная история с огромным количеством опциональных ответвлений и чудесное визуальное оформление застолбили Xenogears место среди лучших игр своей эпохи. К тому же полноценного продолжения у нее так и не случилось — штучный экземпляр.
Да, уже третья часть культовой серии начала путать поклонников нумерацией в названии. Адепты секты «Свидетели Кодзимы», разумеется, безошибочно помнят хронологию выхода игр и наизусть знают весь лор вселенной, но порог входа в серию MGS всегда был довольно высок.
В 1998 году Кодзима изобрел жанр стелс-экшена в том виде, в котором он с минимальными изменениями дожил до наших дней. Легендарный солдат Солид Снейк сражается против террористической организации, угрожающей США ядерным оружием. С тех пор многое изменилось, а Кодзима расстался с любимой серией и выпустил Death Stranding, но память о первой MGS всегда будет с нами.
Когда речь заходила о гонках с элементами стрельбы, то все мои друзья в один голос восхваляли серию Carmageddon. Но лично я всегда был фанатом «Искореженного металла» с его безумно динамичным и веселым геймплеем и странным, но таким притягательным лором: психопат-колдун Калипсо организовывает турнир (в его честь и названа серия) и обещает исполнить любое желание победителя. В итоге, конечно, исполняет, но совершенно извращенным образом. Например, если пройти игру за парочку полицейских, то в конце они попросят Калипсо избавить мир от преступников. Волшебник выполняет их желание, но в итоге полицейские умирают с голода, ведь у общества больше нет необходимости в их работе!
Выбираешь водителя (я обожал Алонсо — парня с руками, вмонтированными в два огромных колеса) и оказываешься на огромной локации со множеством секретных ходов и потайных тонелей. Вокруг все взрывается и горит, цель простая — перебить всех противников на каждой арене. Сумасшедший дизайн транспортных средств, максимально характерных для каждого персонажа, масса различных видов оружия, включая спецприем для каждой тачки, шикарный черный юмор — отличная игра!
Один из первых стелс-шутеров вообще и однозначно первый «реалистичный», лишенный примесей фантастики и суперспособностей. Всех фанатов Джеймса Бонда и просто голливудских фильмов про агентов было не оторвать от трилогии Syphon Filter. Спецслужбы разыскивают террористов, в чьих руках оказалось невиданной силы биологическое оружие. Загадочное «Агенство» посылает на задание Гейба Логана и Лиан Синг — харизматичных профессиональных супершпионов, готовых любой ценой остановить международного террориста Эриха Ромера.
В детстве я прошел всю трилогию множество раз и больше всего любил третью часть, но настоящей классикой принято считать именно оригинал. В наши дни играть, конечно, будет непросто — туповатый AI, кривая графика и не самое отзывчивее управление могут вызывать проблемы у современных игроков, но пропустить этот революционный для своего времени блокбастер было бы кощунством.
Одна из лучших экшен-RPG золотой эпохи Square Enix (тогда еще просто Square). Занимались ей геймдизайнер Ясуми Мацуно, художник Акихико Ёсида и композитор Хитоси Сакимото, ранее сделавшие великую Final Fantasy Tactics (заняла у нас 32 место в топе ста лучших игр). Что должно быть особо приятно фанатам JRPG, мир игры связан со вселенной Ивалиса, поэтому отсылок к Tactics хватало, а позже на Vargant Story ссылалась Final Fantasy XII, которую мы тоже очень в редакции любим.
Уникальная боевая система может отпугнуть нагромождением интерфейсов, но поклонников старых ролевых игр вряд ли будет напрягать огромная сферическая зеленая сетка, обозначающая радиус атаки вокруг героя — и не такое видали! К тому же дарк фэнтези сеттинг и отличный сюжет стоят того, чтобы немного потерпеть и разобраться в геймплее!
Лучший клон Mario Kart из доступных на PS1 и последняя игра про Крэша от Naughty Dog. 15 персонажей из вселенной Crash Bandicoot и знакомые по основной трилогии пейзажи радовали всех, у кого не было Nintendo 64 или кто попросту устал от реалистичных гоночных симуляторов. Механика абсолютно идентичная Mario Kart — по дороге вы собираете коробки со случайными бонусами, которые могут кратковременно ускорить ваш транспорт или выстрелить в соперника.
Подумать только — игровой индустрии потребовалось целых 18 лет и несколько десятков игр, чтобы отнять у древней разработки статус лучшей игры о Человеке-Пауке! Это же настоящие безумие, разве нет? Неужели все игры были настолько плохи? Или просто проект Neversoft был настолько хорош? Ведь для своего времени это была просто революционная игра!
Все главные злодеи принимают активное участие в сюжете, Паркер объединяется с Веномом в одну команду, камео Капитана Америки, Карателя и Сорвиголовы — в пятом классе у меня просто мозг взрывался от всего этого. Но дело не только в фан-сервисе: это все еще шикарный битэмап с огромными количеством врагов, невероятно красивыми уровнями и профессиональной озвучкой. Даже в наш топ лучших игр про Человека-Паука Spider-Man с PS1 попала.
Medievil по любому должен быть!