Во что превратилась Tomb Raider – сравниваем первую и последнюю части серии

Сергей Цилюрик
За прошедшие 22 года Лара Крофт прошла впечатляющий путь. И выход Shadow of the Tomb Raider, заключительной части уже второй перезапущенной трилогии о легендарной расхитительнице гробниц, - отличный повод для того, чтобы сравнить то, с чего начиналась ее история, с тем, к чему она пришла.

Оригинальная Tomb Raider (1996) в первом же ролике выставляет мисс Крофт суперзвездой. Лара красуется на обложке журнала, который называет ее фамильярно, по имени, что подчеркивает, что поверженный ей йети – далеко не первый нашумевший трофей искательницы приключений. Приходящий завлечь ее Ларсон, прихвостень местной злодейки, пресмыкается перед Ларой и удостаивается от нее ответов острых, изящных. В большое приключение Лара ввязывается не ради денег, а из спортивного интереса. Она не кровожадна: когда Ларсон предательски нападает на нее с дробовиком, Лара оставляет его в живых (до следующей встречи, правда). Она вообще на протяжении игры убивает всего трех человек, и то исключительно из самообороны. Остальные же ее противники – или представители фауны, или монстры. У этой Лары вообще нет недостатков – все в ней замечательно. Неудивительно, что она стала видеоигровой героиней номер один!

О новой же Ларе можно развернуто говорить лишь в контексте ребута 2013 года: в нем мы видим ее путь от жертвы до охотника, ее становление в качестве безжалостной убийцы. Ее лучше всего характеризует лишь одно качество – одержимость. В ребуте – спасением подруги, в Rise и Shadow – расследованием гибели отца и борьбой с причастной к этому организацией. У нее нет эмоциональных связей ни с кем, кроме одного человека, да и с ним она, как правило, обсуждает лишь текущую ситуацию и дальнейшие планы. Сами разработчики признают, что новая Лара неспособна даже поддержать нормальный человеческий разговор. Вслед за привлекательной внешностью «перезагруженная» Лара растеряла и шарм, и остроумие, и аристократичность. У нее не осталось ничего - и тем смешнее, что она пытается играть на поле харизматичного Нейтана Дрейка. Новая Лара Крофт – одна из самых безликих видеоигровых героинь последних лет.

Во что превратилась Tomb Raider – сравниваем первую и последнюю части серии | Канобу - Изображение 1

Первая Tomb Raider сейчас смотрится очень бедно, хотя по меркам 1996 года графика в ней была, пожалуй, передовой. Обиднее всего за Лару: увеличив бюст героини, разработчики поскупились на полигоны и оставили его унизительно треугольным. Зато удивительно, что в те годы, когда игровые миры выглядели угловатыми наборами условностей без особых деталей, Tomb Raider старалась сделать свои локации правдоподобными – ну, по крайней мере, в начале игры. Геометрия пещеры вычурная, нелогичная, почти лишенная прямых углов; в затерянном инкском городе лежат предметы утвари, есть загон для скота и колодец. Это уже куда больше, чем то, что было в последующих частях!

Безо всяких заскриптованных сценок игра не переставала удивлять яркими зрелищными моментами – мало кто забудет встречу с тираннозавром! Головоломки и сами этапы в ней умело обыгрывали широко известные мифологические темы, будь то молнии Тора или золото Мидаса. Увы, арт-дизайн и сама тематика Tomb Raider тяготели к однообразию: усталость от серости гробниц, пещер и пирамид приходила еще в первой половине игры. Сюжетные сценки же были отличные, но их было преступно мало.

Во что превратилась Tomb Raider – сравниваем первую и последнюю части серии | Канобу - Изображение 2

Shadow of the Tomb Raider, напротив, многословна, однако толку от этого немного: сама история тут примерно того же уровня, что и в первой части 1996 года, а персонажи глубины не обретают. Лара много рассуждает об индейских цивилизациях, но игра ничего не делает для того, чтобы игрок, далекий от мезоамериканских народов, ими заинтересовался. Без эмоциональной вовлеченности все исторические справки, которые Лара приводит, находя каждый новый артефакт, оказываются пустым сотрясанием воздуха.

По иронии, сеттинг в Shadow of the Tomb Raider географически тот же, что и в оригинале – затерянный город древних индейцев в перуанских горах. Однако Shadow не ограничивается клаустрофобными коридорами и показывает и очень живую деревню, и красивейшие джунгли – визуально она замечательна. Увы, потенциал джунглей в игре оказывается не раскрыт, а обитатели деревни симпатии не вызывают.

Во что превратилась Tomb Raider – сравниваем первую и последнюю части серии | Канобу - Изображение 3

Оригинальная Tomb Raider запомнилась не только своей героиней, но и геймплеем: именно она стала золотым стандартом жанра action-adventure на годы вперед. Ее создавали в то время, когда никто еще не понимал, как работают трехмерные игры, и Core Design каким-то чудом ухитрилась сделать почти все максимально правильно. Камера, прикрепленная к спине героини, давала максимальный угол обзора и позволяла четко проследить каждое движение Лары. Автоприцеливание спасало игрока от огромного количества потенциальных проблем с управлением и работало на удивление удобно – достаточно лишь было держать противника в поле зрения героини. Бои в целом были не так уж и важны – упор делался на исследование уровней и поиск в них рычагов и ключевых предметов, открывающих путь дальше. Сами этапы строились из четко квадратных тайлов, позволяющих с точностью рассчитать все прыжки. Первые уровни шли по идеальной кривой сложности, плавно приучающей игрока к механикам и готовящей к дальнейшим испытаниям. Впрочем, не все было гладко: ключевые предметы зачастую были запрятаны в совсем обскурных местах, а левел-дизайн не всегда давал понять, куда Лара может залезть, а куда нет. Впрочем, самое важное все же то, что в первую Tomb Raider можно не без интереса играть даже сейчас, в 2018 году. Подобное можно сказать о считанных играх того времени.

Во что превратилась Tomb Raider – сравниваем первую и последнюю части серии | Канобу - Изображение 4

Shadow of the Tomb Raider же была явно рождена из желания угнаться за Uncharted. Ее прохождение перенасыщено сюжетными диалогами, заскриптованными сценками, скрупулезно выверенным маршрутом игрока – наверное, половину этого пути его буквально ведут за ручку. Shadow помнит о своих корнях – в ней есть место и большим головоломкам – но по большей части то, что может застопорить прогресс игрока, тут вынесено в опционалку. Как бы то ни было, Shadow of the Tomb Raider куда более насыщена, чем первая часть цикла, она крайне богата на механики и достаточно разнообразный контент.

Но если Tomb Raider была первопроходцем, то Shadow of the Tomb Raider идет по проторенной дорожке, даже не пытаясь забежать вперед. Rise of the Tomb Raider была сборником всех популярных в 2015 году механик – сборником очень ладным и гармоничным, но от того не менее вторичным. Shadow не добавила в эту схему почти ничего своего. Это типичная бездушная ААА-игра – красивая, удобная, богатая на контент и при всем этом совершенно трусливая, ни на что не претендующая, пытающаяся своей беззубой улыбкой угодить всем и каждому. О конкретных аспектах ее геймплея рассказывать нечего, потому что в ней нет ничего выдающегося.

Не стоит, впрочем, винить ее одну, ведь вслед за первой Tomb Raider вышло еще четыре совершенно вторичные части. Однако, вспоминая отличную Legend, сложно не пожелать Tomb Raider еще одного такого же перерождения.

Во что превратилась Tomb Raider – сравниваем первую и последнюю части серии | Канобу - Изображение 5
Игры в материале
Теги
Комментарии (20)
хотел лайкнуть, но в последнем абзаце споткнулся о башкировщину.

Как по мне, главная ошибка разрабов новой трилогии в том, что они погнались за успехом Анчартед, а делать этого не стоило. Анч крут сам по себе, как приключенческий боевик, с простым сюжетом и перестрелками. Старая Лара же была о головоломках рвущих жопу, в которые можно было залипать по часу или даже несколько часов, но по прохождению этой самой головоломки, реально кайфуешь. Вот какую Лару я хочу видеть, а не этот цирк с перестрелками.

Ну кстати правильно говорит, на мой взгляд первая часть ребута была хороша - всем полюбилась милая студенточка, которую окунули в дерьмо, из которого она благодаря собственной удаче и силе воли выбиралась. Вторая часть трилогии сохранила часть саспенса первой, при этом акцент переместился на некую возросшую боевость (оборона Китежа, да и снаряжение не из говна и палок сделано). По третьей части складывается ощущение, что все навороты прикручены, чтобы всеми силами отвести внимание от неловкого топтания на месте в развитии персонажа, на котором держится сама идея трилогии: видно, что Лара идет по пути Сары Конор из первых двух частей Терминатора: та же одержимость, работа над физической формой, но при этом ей явно не хватает той суровости тру боевика, готового к ядреной войне, чтоб прям мочить, которым была Сара. Да и в целом по части эпика как-то не дотягивает - задел не тот. Как правило вокруг артефакта накручивают будь здоров: тронь что-нибудь и вокруг начинают крыть матом демоны, трясется земля, пол проваливается в подвал с лесбо-геями, начинается локальный конец света, перерастающий в глобальный - клише, которое работает всегда и везде. А тут она зашла, взяла ножик, ой - подставка сломалась, что-то где-то пукнуло за кадром, "чет херня какая-то случилась", ой, конец света. Не цепляет и сиськи здесь не спасут, если чо.

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE