Первый взгляд на сериал «Проект „Анна Николаевна”». Приключения женщины-андроида в русской полиции
Российские ученые создали андроида стоимостью €11 млн. Имя ему — Анна Николаевна Королькевич (буквально «глянцевая» Зоя Бербер — «Фарца», «Новогодний ремонт»), цель — служить и защищать человека строго в соответствии с тремя законами робототехники, сформулированными еще Айзеком Азимовым. Делать это предполагается в органах правопорядка.
Но просто так ввести в эксплуатацию андроида не рискуют. Поэтому для бета-тестирования отправляют Анну Николаевну в старую-добрую российскую провинцию на службу к местному начальнику ОВД Виктору Сергеевичу Галузо (Сергей Гармаш — «Холодное танго», «Люби их всех»). Тот в свою очередь сочиняет легенду для подчиненных, дескать Анна — дочь замминистра, приехала опыта набираться. Андроид наблюдает за людьми и поначалу беды ничего не предвещает…
Кажется, «Улицы разбитых фонарей» пришли в гости к «Терминатору 3» и у них родился «Проект «Анна Николаевна»». На этом можно было бы и закончить, но давайте по порядку. Это еще один сериал продюсерского центра «Среда» Александра Цекало, команда которого, по всей видимости, старается «бить» в разные целевые аудитории.
«Последний министр» Романа Волобуева, также спродюсированный Цекало, заходит на территорию политической сатиры. «Проект „Анна Николаевна”» в свою очередь делает ставку на, скажем так, «народный sci-fi», в какой-то мере противопоставляя себя «Миру Дикого Запада» от HBO.
Отталкиваясь от абсурдности фантастической завязки с «центром инновационных технологий МВД» и девушкой-андроидом, способным «симулировать оргазм ради потенциальных задач, связанных с разведкой», авторы выстроили неплохой фундамент для разномастных шуток и комических ситуаций, но не очень-то справились с его надстройками.
Увы, пилот сериала не то чтобы удачно справляется с главной задачей — заставить аудиторию смотреть, что будет дальше. В конце концов истории про всевозможных «Терминаторов» — область, вспаханная вдоль и поперек. Разглядеть в ней какую-либо новую грань практически невозможно. Создатели с первых эпизодов пытаются выехать на легкой иронии, но периодически все же перегибают палку.
Из эпизода в эпизод Анна Николаевна пытается адаптироваться к существованию в человеческой среде. Женская вариация Электроника, кажется, в своей инновационной лаборатории, прошла не все краш-тесты. Так, например, девушка не стесняется пользоваться своими технологиями, изучая базы данных и выдавая информацию из них за пару секунд, лишь порождая все больше сомнений среди мужского коллектива.
То и дело из уст персонажей вылетают сексистские шутки. Ведь это так здорово в 2020-м году — ставить инновационный прототип андроида в неловкие ситуации, связанные с особенностями его половой принадлежности. У нее обязательно сексапильная фигура и большая грудь (здравствуй, боди-позитив). Конечно, местами юмор выглядит удачно, но в целом авторы диалогов, которые придумывали все это, существуют будто в другом времени, где объективация женщины — еще не зашквар.
Следовать, так сказать, текущей повестке Максим Пежемский вообще не торопится. В кадре имеется домашнее насилие, женщины существуют в парадигме «быть красивой не ради себя, а ради мужика», а на андроидов в производственном цеху можно и помастурбировать, пока никто не видит (добрый вечер, Луис С.К.). Да, тот же «Мир Дикого Запада» позволяет делать со своими созданиями что угодно на потеху толпе, но проблематики, которые затрагивает голливудский сериал, гораздо шире. Пежемский только задвигает тривиальные шутейки, связанные так или иначе с объективацией женщины.
Возможно, у создателей сериала была идея продемонстрировать, каков будет мир, когда такие вот Анны Николаевны заменят не только полицейских, но и другие профессии, однако это никоим образом не раскрывается. Даже российский фильм «Действуй, Маня!» 1991 (!) года с примерно аналогичным зачином выглядит ярче и карикатурнее, чем сериал о женщине-андроиде, служащем в провинциальном ОВД. Пока авторы лишь неуклюже пытаются выехать на гипертрофированных женских стереотипах, только и всего.