Первый взгляд на сериал «Первые ласточки». Голодные игры украинских подростков
События сериала «Первые ласточки» стартуют 1 сентября, в начале учебного года, как и положено любому сериалу о школе. В выпускной 11-й класс приходит новая ученица — Катя Щастливая (Таисия-Оксана Щурук). Она — единственная в семье, кто может говорить и слышать, пусть и плохо. Мама, папа и родной брат Кати — глухонемые, а родители еще и злоупотребляют алкоголем.
В первый день девочка знакомится с Полиной (Мария Смолякова) — соседкой по парте, которая тут же предлагает новоиспеченной подруге шпаргалку по лабораторной. На вопрос Кати, откуда шпоры, та скажет: «Не важно, главное — результат». Той же ночью Полина умрет, совершив самоубийство.
Дальнейшие перипетии подростковой жизни украинской школы открываются не сразу. По ходу дела мы узнаем, что некоторым школьникам приходят на телефон сообщения от «куратора» по имени «Друг» с заданиями, которые они должны беспрекословно выполнять.
После каждой выполненной миссии ребята вырезают — кто на руке, кто на ноге — метки в форме буквы V, которые и называют в дальнейшем «ласточками». Как напоминание, что выбор сделан, и обратного пути нет.
Для тех, кто на этом месте вспомнил «Школу» Валерии Гай Германики, стоит подчеркнуть, что сходств между сериалами катастрофически мало — разве что место действия и основные типажи (хулиган-задира, девочка-мажор, парень-спортсмен и т.д.). В большей степени «Первые ласточки» — украинский ответ американским «13 причинам почему» и «Эйфории».
Как и заокеанские сериалы, украинский не боится поднимать самые разные, в том числе и не вполне удобные для общества темы, о которых никакого внятного диалога на постсоветском пространстве не ведется. Однако «Первые ласточки» в отличие от тех же «13 причин» уводят историю в сторону местной, национальной специфики.
В основе сериала — история об игре «Синий кит», про которую в 2016 году рассказала обозреватель «Новой газеты» Галина Мурсалиева. Якобы в ВК существовала разветвленная система групп, в которой подростков по всей России подталкивали к самоубийству.
Пока наши Роскомнадзор и СК разбирались с «группами смерти», украинские кинематографисты взяли эту идею для экранизации. Впрочем, «Синий кит» — лишь «фундамент» для развивающегося в дальнейшем сценария.
Сериал без купюр и внутренней самоцензуры, на которую то и дело пеняют российские киноделы, рассказывает о проблемах, с которыми сталкиваются подростки и их окружение. Здесь найдется место как традиционным проблематикам (отцы и дети, одиночество и склонность к суициду), так и не очень (наркотики, половое созревание, сексуальная самоидентификация, харассмент, домашнее насилие и каминг-аут). В одной из серий главный герой буквально закричит взрослым: «Нам нужно сдохнуть, чтобы вы нас заметили?».
Особое внимание авторы уделили «глухоте» родителей подростков и в целом перекладыванию воспитания детей на плечи учителей, полиции, воспитателей — словом, на кого угодно, только не на маму и папу. Казалось бы, даже следователь Ольга Макарова (Виктория Литвиненко-Ясиновская) — по совместительству мама Феди (Максим Самчик), одного из главных героев сериала — не находит времени на банальный разговор с сыном, хотя разгадка дела о подростковых суицидах в области, возможно, кроется прямо у нее под носом.
Поначалу «Первые ласточки» выглядят крайне мрачно, к концу пилотного эпизода не пробивается ни одного лучика света. Однако впоследствии, начиная узнавать разные стороны подростков, «темное царство» рассеивается. Герои, которые в первых эпизодах казались отрицательными, меняют полярность своего восприятия. Их образы становятся объемными и неоднозначными.
Легко и сопереживать персонажам, и уж тем более проецировать все то, что с ними происходит, на себя самого. Причем не важно, сколько вам при этом лет — вспомнить о своих школьных годах во время просмотра смогут и взрослые зрители.