Первый взгляд на мини-сериал «Дивный новый мир». Оргии и восстание в обществе потребления
Старый-добрый XXVI век идеализирован донельзя. Самое важное в жизни каждого человека в этом мире будущего — беззаботно потреблять все, до чего руки дотянуться. Креатив отдан на откуп высшим умам, моногамия в прошлом, слова «мать» и «отец» считаются оскорбительными и запретными.
Людей выращивают в пробирках и с самого детства определяют в одну из пяти каст. Альфа — высшая каста управленцев, они бродят по Новому Лондону (эдакий город-государство), насыщая себя удовольствиями разного калибра и наркотиком сомой. Эпсилон — низшая каста, уделом которой становится элементарная работа обслуги.
Для любителей острых ощущений можно на специальной ракете долететь до небольшого поселка, именуемого «Дикие земли». Здесь живут «дикари» — по сути обычные люди, вступающие в брак и зачинающие детей обычным способом. В музее постапокалипсиса хранятся чучела вымерших видов, а в справочниках описываются особенности социальной коммуникации старого мира.
Конечно, идиллию нарушит человек, вторгшийся в Новый Лондон извне. Медсестра-бета Линайна Краун (Джессика Браун-Финлдли — «Черное зеркало», «Аббатство Даунтон») вместе с управленцем-альфой Бернардом Марксом (Гарри Ллойд — «Вселенная Стивена Хокинга», «Игра престолов») отправляются для релаксации в те самые «Дикие земли».
Там их неожиданно, кажется, для самого себя спасает Джон (Олден Эренрайк — «Хан Соло: Звездные войны. Истории», «Да здравствует Цезарь!») — простой с виду парень-дикарь, на самом деле прячущий небольшую тайну. Вместе с Джоном чудом избежавшие смерти Линайна и Бернард возвращаются в Новый Лондон, еще не ведающие, к каким изменениям приведет появление (не)званого гостя.
Антиутопию Хаксли не так часто пытались перенести на малые и большие экраны, как того же Брэдбери или Замятина, например. Одна из последних попыток принадлежала Лесли Либману и Ларри Уильямсу в конце 90-х. Но уже тогда идеи первоисточника, суть которого к 2020 году несколько устарела, трактовались достаточно вольно. Либман и Уильямс даже изменили концовку истории.
За спиной Оуэна Харриса работа над такими сериалами, как «Сумеречная зона», «Черное зеркало» и «Отбросы». Его «Дивный новый мир», естественно, вдохновлен первоисточником, но без аллюзий к собственному опыту не обошлось. Однако больше всего от новой экранизации Хаксли веет «Миром Дикого Запада».
Как и в первых сезонах шоу Джонатана Нолана и Лизы Джой, «Дивный новый мир» также выделяет отщепенцев-изгоев, которые не могут полноценно стать частью социального конструкта нового миропорядка. В «Мире» роль кукол в специализированном парке для развлечения богачей играли многоразовые роботы-андроиды. В экранизации Хаксли их заменили «дикари» старого мира, также разыгрывающие театрализованные спектакли на потеху высшим кастам.
Занятно, что и те, и другие в конечном счете поднимают восстание против своих угнетателей. В первых четырех эпизодах «ДВМ» о полноценном восстании пока речи не идет. В Новом Лондоне плетут интриги высшие управленцы, пока в Диких землях, ограниченных силовым барьером, разворачивается бойня не на жизнь, а насмерть.
Обширных размышлений о несправедливости классовой системы в сериале не наблюдается. Вместо этого сценаристы сосредоточены на персональных драмах главных героев, которые неожиданно позволяют вторгнуться в их разум целой массе сомнений. Это в конечном счете поставит под угрозу благостное мироустройство.
Сказать, что мини-сериал подает антиутопию с невиданного доселе ракурса, по первым эпизодам сложно. Мы уже видели тягу к ретро у Спилберга в «Первому игроку приготовиться». Герой Криса Пратта в «Стражах Галактики» носил такие же наушники, как и персонаж Эренрайка. Мир без эмоций во всех красках продемонстрировал еще Курт Уиммер в «Эквилибриуме». Классовую борьбу препарировал Нил Бломкамп в «Элизиуме».
Не то чтобы очередная фантазия о будущем человечества обязательно должна удивлять. Сам Хаксли в конце 90-х в эссе «Возвращение в дивный новый мир» утверждал, что тоталитаризм и промывка мозгов разными способами не столь фантастичны, как казалось в начале 30-х. Сценаристы «Дивного нового мира» образца 2020 года хотят в большей степени разговаривать со зрителем о настоящем.
Беда в том, что в первых эпизодах сериала этот диалог не очень-то складывается. От препарирования общества потребления авторы уходят в излишний мелодраматизм, которому в первоисточнике сколько внимания не уделялось. Посмотрим, к чему это приведет в дальнейших эпизодах.