Первые впечатления от «Перевала Дятлова». Советская ностальгия vs. «Секретные материалы»
За горой Холатчахль в Свердловской области надолго закрепилась дурная слава. Вполне возможно, что уже навсегда. Причина общеизвестная: в 1959 году на ней пропала группа из девятерых молодых, но опытных лыжников во главе с Игорем Дятловым. Их тела нашли неподалеку со странными травмами, обстоятельства смерти породили много теорий, а в деле полно белых пятен. И шестьдесят с лишним лет спустя многие все еще недовольны результатами расследования.
Казалось бы, инцидент с группой Дятлова — благодатная тема. Любую из версий с небольшими художественными допущениями можно снять хорошо. Выбирайте любое из перечисленного: жуткий несчастный случай с лавиной, тайные советские эксперименты, старый-добрый cover-up от КГБ, разгневанные древние боги манси. На худой конец сойдут и инопланетяне. Люди не зря любят мистику и хоррор на фоне исторических событий.
Но истории очень невезет на экранизации. Документальных фильмов снято достаточно — и зарубежных (например, от Discovery), и отечественных. А вот художественная интерпретация каждый раз хромает. Американо-российская версия Ренни Харлина заработала низкие рейтинги и общее недоумение со стороны зрителей. То ли зомби-мутанты в снежных горах там не удались, то ли в целом такая оптика оказалась не очень интересной. Все-таки в его фильме по перевалу идут не «дятловцы», а новое поколение туристов-документалистов с обреченной камерой.
Новая российская версия пошла другим путем: сериал гораздо ближе к оригинальной истории. «Перевал Дятлова» от ТНТ делится на две части. Каждая четная серия посвящена самой тургруппе во главе с Игорем Дятловым (в сериале товарищи ласково зовут его «Госей»). Эти эпизоды специально стилизованы под советские фильмы — черно-белые, «ламповые», какие-то ностальгически светлые, в стиле «Девчат» или «Берегись автомобиля».
Каждая нечетная серия рассказывает о более поздних событиях — о расследовании дела. Там уже выходит своеобразный «советский нуар» со следователем, который идет по следам «дятловцев». Майор Костин в исполнении Петра Федорова — пока что единственный полностью выдуманный персонаж в сериале.
Фантастика в первой серии начинается не на самом перевале, а гораздо раньше. Она стартует с момента, как майор Костин приходит к местному следователю и говорит: «Меня тут не было», намекая, что он тут на секретной миссии. Звучит (и выглядит) очень супергеройски. Если не вдаваться в подробности, он что-то вроде советского Малдера, только при КГБ вместо ФБР. И, что самое обидное, даже без блестящего агента Скалли.
Это допущение — из числа неплохих. Понятно, что можно было пойти классическим путем и снять «как было». Со страшной бюрократией, замалчиванием информации, постоянными препятствиями следствию.
Вместо этого новый «Перевал Дятлова» немного похож на сказку-исправление прошлого, с правильным главным героем, который расставит все по местам. Реальной истории такого человека не хватало, иначе дело вряд ли бы вызывало интерес по сей день.
Но в целом первая серия очень сбивает с толку. В ней достаточно мало самого дела, много предыстории главного героя и гигантские военные флэшбэки. Нет цельного понимания, куда пойдет повествование из нечетных серий. Это птица? Это человек? Это расследование одного из самых любопытных дел в советской истории, личная сюжетная линия Костина или вольная фантазия на тему нацистов и оккультизма?
Мистицизм, экскурс в военное прошлое и зловещие предзнаменования есть и во второй серии, непосредственно с «дятловцами». В основном в лице участника похода Саши Золотарева, которого играет уставший, постаревший с «Турецкого гамбита» и очень убедительный Егор Бероев. Он выступает своеобразным «зеркалом» майора Костина — старше остальных, опытнее, пуганее. И тоже с необычным секретом в виде колечка-оберега.
Саму туристическую группу играют молодые и очень приятные актеры, которым не мешает некоторая деревянность и наивность. Они даже похожи внешне на свои прототипы. В начале похода за ними сложно наблюдать без улыбки: эмоции кипят, тут у них и первая любовь, и соперничество, и амбиции.
Такой состав группы — огромный плюс для сериала. Без сострадания к героям история никак не сложится. А «ламповая», теплая атмосфера второй серии отлично контрастирует с ужасами, которые их ждут на горе. Особенно в моменты, когда нам напоминают: этим славным ребятам осталось жить не больше недели.
Опять же, хотелось бы, чтобы атмосферу не разбивали флэшбэком в войну. Вся история Саши идет в цвете посреди черно-белого стилизованного повествования, это дико мешает восприятию. И сбивает ностальгию по тем временам, которые кто-либо из нас вряд ли застал.
Именно такой вывод можно сделать из первых двух серий. Все, что касается самих «дятловцев», работает отлично. А вот истории с зомби-фашистами и советским Малдером пока выглядят лично для меня рвано и непонятно. Но, надо отдать должное — интригующе.
С 16 ноября «Перевал Дятлова» можно будет смотреть по серии в день на телеканале ТНТ и видеосервисе Premier. И заранее делать ставки, какую версию событий выбрали создатели. Я бы голосовала за древних богов с Холатчахля.