Первые впечатления от второго сезона «Локи»: все проблемы везде и сразу
С 6 октября на Disney+ начал выходить второй сезон «Локи» (Loki) — сериала, относящегося к киновселенной Marvel (MCU). Пока на стриминге доступна только первая серия, но плотно забитый событиями сюжет и блестящая постановка уже позволяют составить впечатление о том, какой будет история. Автор «Канобу» Мари Григорян рассуждает, откуда авторы могли черпать вдохновение, как «Локи» удачно расправляется с клиффхенгером предыдущего сезона — и что может помешать сценаристам сделать сериал по-настоящему сильным.
О чём второй сезон «Локи»
Первый сезон рассказывал о приключениях асгардского бога-трикстера Локи (Том Хиддлстон) после его побега в фильме «Мстители: Финал». Завладев Тессарактом, он избежал своей каноничной смерти. Но временные линии должны сохраняться в порядке, а события — идти своим чередом, поэтому Локи забрали в Агентство времени (англ. аббревиатура — TVA). Работники этого агентства, вроде Мобиуса М. Мобиуса (Оуэн Уилсон), Равонны Рейнслейер (Гугу Мбата-Роу) и загадочной электронной сущности Мисс Минутки, следили за незыблемостью горизонта событий. Любые ответвления от него отправлялись сотрудниками в Пустоту и в конечном итоге исчезали, чтобы не порушить временную линию.
Пытаясь понять, что происходит, и отстоять право на существование, Локи познакомился с одним из своих вариантов — Сильвией Лафейдоттир (Софи Ди Мартино). Его женской версии пришлось с детства бегать от агентов ради того, чтобы выжить. Естественно, Сильвия питала ненависть к TVA и хотела его разрушить. Переманив близнеца на свою сторону, в финале сезона она добралась до Конца времени, раскрыла настоящую тайну организации и убила Канга Завоевателя, стоящего за всеми ее невзгодами. В последний момент Локи попытался остановить её, за что был выброшен во временную дверь.
Именно с улетевшего в небытие Локи начинается второй сезон сериала. Поступок Сильвии выходит трикстеру боком: теперь его неконтролируемо «бросает» по агентству из одной временной линии в другую. Что особенно удивительно, ведь в TVA такого якобы происходить не должно — в конце концов, именно там отвечают за цельность таймлайнов. Помочь асгардцу в разрешении этой загадки может только Мобиус, но у бедняги хватает своих хлопот. После убийства Канга варианты настоящего и будущего неконтролируемо разрастаются, грозя коллапсом всей вселенной, да и начальство срочно призывает агента к ответу. Но Мобиус твёрдо намерен дать им отпор — не зря ведь он узнал, что за пределами работы у всех сотрудников были жизни, которые TVA отняло у них навсегда.
Нелишняя история
Несколько лет назад боссы Disney приняли решение развивать историю персонажей из MCU — как старых, так и новых — в виде сериалов, и выбор героев не всегда был очевидным. Например, история Алой Ведьмы действительно требовала продолжения: трагическая любовь Ванды и Вижена понравилась зрителям, а важность героини для всей киновселенной намекала, что она ещё обязательно появится в общем сюжете. И хотя обилие Ванды Максимофф на экране порой выходило Marvel боком (и могло подпортить даже идеальный в остальных отношениях фильм), её сольный сериал остаётся одним из лучших на Disney+.
Другие начинания скорее вызывали недоумение и разочарование, вроде попытки раскрутить следующего Капитана Америку и одновременно новых злодеев Флаг-разрушителей всего за шесть эпизодов «Сокола и Зимнего солдата». Темы были выбраны неоднозначные и серьёзные, а вот подача оказалась невероятно слабой, будто бы сжатой во времени и строгих рамках family-friendly историй. Спин-офф «Соколиного глаза» о неслышащей супергероине Эхо какое-то время вообще был под угрозой: по слухам, сериал могла постигнуть печальная судьба «Бэтгерл», но в итоге его просто сократили на один эпизод. Все серии выйдут в один день, 20 ноября, что тоже нетипично для стриминга — обычно эпизоды открываются по одному в неделю.
Один из самых популярных (и ранних) злодеев MCU, Локи всегда был благодатной почвой для развития новых сюжетов. Поклонники и поклонницы готовы были наблюдать за ним бесконечно, Том Хиддлстон всегда активно взаимодействовал с аудиторией и впоследствии легко вернулся в лоно большой франшизы, а образ антигероя, до которого развился асгардский проказник, давал сценаристам большой размах. И даже при таких данных Локи получил достаточно странное развитие. Проще говоря, стал до мозга костей положительным героем, раскаялся во всех грехах, а под конец — в повороте событий, больше подходящем для фанатского творчества — влюбился в самого себя.
Новые детали лора, которые авторы дали в «Локи», напротив, вышли очень крутыми. Финальная серия открыла фанатам злодея новой фазы Marvel — Канга Завоевателя, собравшего все вселенные в единый Священный таймлайн (временную линию) ради безграничной власти. TVA устроено в лучших традициях зловещих тайных организаций — вышла эдакая более ламповая версия офиса из «Разделения». Основной минус был в том, что локации для путешествия во времени не отличались разнообразием, а сама концепция мультивселенных — сложностью и проработанностью.
Поэтому не может не радовать, что новый сезон «Локи» обещает исправить эти недочеты.
Путешествие к Уроборосу и удачный виток сюжета
Мощный клиффхэнгер в конце первого сезона предполагал, что дальше ставки в «Локи» повысятся: на кону теперь, как-никак, вся вселенная. Новая серия превысила все ожидания, даже с учётом того, что главные герои вряд ли погибнут на старте. После истории с Сильвией Локи в абсолютном замешательстве, а физическое состояние его остается плачевным. Расщепление каждые пару минут очень быстро начнет выматывать зрителя не меньше, чем самого трикстера, — и это по-настоящему иммерсивный опыт. Асгардскому богу сложно не сочувствовать.
Еще более интересная линия вышла у Мобиуса. Выше не зря было упомянуто «Разделение» (Severance): позитивный и слегка уставший, вечно оборачивающий всё в шутку агент внезапно становится лицом мини-восстания против тирании TVA. Которое, впрочем, проходит весьма корпоративно — Мобиус будет честно пытаться действовать мирным путем, насколько это возможно. Интересно посмотреть, двинется ли он в сторону более радикальных методов, как это было с Сильвией. Ведь у всех персонажей «Локи» приблизительно одна боль — утраченное прошлое, настоящее и будущее, отобранное по решению горстки избранных людей.
В этом плане «Локи» тематически приблизился к сиквелу анимационного «Человека-паука: Сквозь вселенные». Обходясь без спойлеров к фильму, можно сказать, что морально-этический вопрос «на что вы готовы пойти ради блага вселенной?» звучит и в истории Майлза Моралеса, причем гораздо более взросло и болезненно. Сериал о трикстере всё же ближе к научно-фантастическому «тайми-вайми», как говорилось в «Докторе Кто», чем к драме о становлении личности.
Драмтичная диллема со спасением Локи, готовность жертвовать своей безопасностью ради друзей, сложные псевдонаучные концепции и новый чудаковатый персонаж — всё это действительно делает сериал похожим на спэшл какого-нибудь популярного фантастического шоу. И в этих рамках «Локи» чувствует себя отлично: он наконец не смотрится вторичным продуктом. Главный герой наконец получил не бесконечную (и довольно унылую) саморефлексию, а реальную проблему, требующую немедленного решения. Мобиус и его коллеги оформились как устоявшиеся персонажи, и за суетой в TVA смотреть ещё занимательнее. Обаяния эпизоду придает и энигматичный Уроборос, заведующий починкой временных проблем, которого сыграл переживающий свой ренессанс актёр Ке Хюи Куан — Уэймонд из «Всё везде и сразу». Кокетливо называя себя «У. Б.» и перекидываясь забавными репликами с Мобиусом, он сразу задает всей загадке более лёгкий тон, даже если дальше будет говорить о возможной смерти.
Минусы и подводные камни
Говоря о более захватывающей и проработанной вселенной, стоит быть справедливыми: «Локи» по-прежнему далеко не идеален. Концепции мультивселенных, временных ловушек и циклирующихся событий, да и все материи, с которыми работают сценаристы, появлялись в сериалах достаточно часто. В шоу Disney+ диалоги будто не дотягивают до уровня научной фантастики, к которому мы привыкли. Одно и то же объяснение повторяется героями по несколько раз, не становясь при этом более доступным, детальным или хотя бы остроумным. Будто авторы боятся, что фанаты не справятся с нагрузкой. Реплики от этого становятся более банальными, а от прочтения статей-пояснялок или видео с объяснениями первой серии это аудиторию всё равно не убережёт.
События, предшествовавшие выходу сезона, тоже заставляют переживать за сюжет. Исполнитель роли Канга был обвинён в насилии над своей девушкой, и хотя в сериале он все же появится, в интересах продюсеров и всей пиар-команды Disney было бы урезать его экранное время. Можно по-разному относиться к верности этого решения, но на сюжете дурной нрав Мэйджерса отразится в любом случае — и это обидно, ведь сюжет с Кангом был самым многообещающим во всей новой фазе.
Если говорить о более персональной боли, короткое появление Сильвии в сцене после титров вызывает флэшбэки к откровенно слабой любовной линии. Остаётся загадкой, почему сценаристы решили развивать обе версии Локи именно через романтику, а не через самопознание. Поцелуй в финале первого сезона можно толковать по-разному, но отношения с Сильвией так или иначе нагнетались на протяжении предыдущих серий. Объективно в этой сюжетной линии нет ничего плохого, но субъективно для героини хочется более интересного и глубокого развития, чем влюбленность в саму себя. Не говоря уже о том, что прыжки во времени и надвигающийся конец вселенной удаются шоураннерам гораздо лучше.