Первые впечатления от сериала «Американские боги»
«Американские боги» (American Gods) и завязка с битвой между старыми и новыми божествами могут создать представление о неком зрелищном, но поверхностном экшене, роман же на самом деле оказывается совсем другим. Пытаясь понять, как лучше всего описать впечатления от выбранного Гейманом подхода, я понял, что он больше всего напоминает мне «Мастера и Маргариту». Нет, он не настолько же хорош, далеко не так динамичен и многомерен, но сама подача истории о богах, бродящих среди людей, очень похожа.
Оба романа рассказывают о мифических существах очень приземленно, погружая их в человеческий быт и реалии нашей жизни – они не парят над ними, размышляя о Свете и Тьме, они вплетаются в них.
Квартирный вопрос у Воланда, махинации с авиабилетами у Геймана – романы похожи в своем разительном отличии от нашего представления о подобной пафосной завязке.
Главным героем «Богов» стал шулер по имени Шэдоу Мун («Мун Шэдоу, Лунная тень, родители, небось, были теми еще хиппарями» – смеется Среда), история начинается с того, что он выходит из тюрьмы и направляется домой, к любимой жене Лоре (ее играет прекрасная Эмили Браунинг из «Запрещенного приема» и «Боже, помоги девушке»). В самолете он знакомится с человеком, сидящем напротив, который представляется как Среда. Поначалу кажется, что это простой псевдоним для желающего скрыть свое имя – назваться днем недели, в который они встретились, но как выяснится позже, ничто из этих событий не случайно, как и день их встречи.
Легкие спойлеры
Кто такой Среда, никто не говорит напрямую, но ответ и в книге очевиден, ведь псевдоним куда более прямолинеен, чем кажется. Wednesday (среда) восходит к древне-английскому Wodnesdæg, а оно – к скандинавскому Oðinsdagr, День Одина. Среда вовсе и не шифровался, по сути.
Помимо этого мы видим Среду на постерах с двумя воронами, это Хугин и Мунин («думающий» и «помнящий»), вороны Одина. Ну, и вступление, посвященное викингам, пытающимся достучаться до Одина, выкалывая себе правый глаз, тоже намекает.
Сам Среда говорит Тени: «Я вижу тебя своим одним глазом». Роман, к слову, не давал такого количества намеков, сериал в этом плане решили сделать чуть более дружелюбным для зрителя, и я считаю, это шаг в правильном направлении, Гейман был скрытен до мутности и это оставляло многие детали непроницаемыми.
Конец спойлеров
«Американские боги» поражают прежде всего своей отчетливой атмосферой таинственного ритуала. Мы путешествуем по маленьким городкам вдали от мегаполисов, знакомимся со все новыми загадочными героями и наблюдаем события, истинный смысл которых до конца не ясен ни главному герою, ни читателю/зрителю. В какой-то степени это сближает сериал с «Проповедником».
Среда нанимает Тень в качестве помощника и телохранителя, хотя ясно, что нужен он ему на самом деле для чего-то более специфичного.
Они объезжают живущих в Америке богов старого света, некогда прибывших сюда вместе с эмигрантами и постепенно потерявших свою силу, так как в них верило все меньше людей.
Среда хочет поднять их на восстание против новых богов и вернуть прежнюю власть, но не все старые боги в восторге от этой идеи.
Все божества получились у Геймана крайне интересными – своеобразными, таинственными, сотканными из намеков и полуправд. Знакомство с каждым из них само по себе увлекательно.
В сериале великолепные диалоги, которые делают каждую сцену особенной, заряженной скрытыми смыслами и деталями, предвосхищающими будущее развитие событий. Это поражает еще в сцене знакомства главных героев. Иэн МакШейн (мы недавно видели его в «Джоне Уике 2»), играющий Среду, однозначно главное сокровище сериала – он идеален для роли и все эти многослойные реплики в его исполнении становятся просто пиршеством для зрителя. В романе Среда был более напорист и прямолинеен, тут он несколько более загадочен и терпелив.
Особенно хочется выделить саундтрек сериала – основной темой тут служит In the Pines (В соснах), одну версию которой исполняют Дэнни Фэррент и Пол Роусон, а вторая принадлежит Брайану Райцеллу, композитору сериала. Она может показаться вам знакомой – это же «My girl» «Нирваны». Оказывается, Кобейн ее только перепел, как и Марк Ланеган. Впервые эту песню записал Ледбелли, блюз-музыкант начала прошлого века, но и он ее не писал – она народная.
Мне пока больше всего нравится именно версия Фэррента и Роусона, но вне зависимости от того, чей кавер окажется ближе лично вам, в голове она точно у вас застрянет минимум на несколько дней.
Остальные композиции саундтрека хоть и не так вгрызаются в память, но свою работу по поддержанию этой шикарной атмосферы мира богов и тайны, прячущихся в декорациях привычного нам мира, выполняют отлично.
Шоураннером «Богов» выступил Брайан Фуллер, сценарист и продюсер «Ганнибала», «Героев» и «Мертвые, как я». «Ганнибала» в свое время я назвал самым красивым из существующих сериалов и до сих пор придерживаюсь того же мнения. Помимо этого, он чертовски интересный и прекрасно держит интригу, для меня именно эта версия истории Лектера стала самой любимой.
Визуально близость двух сериалов Фуллера чувствуется – и потоки крови в слоу мо и мистическая гиперболизация, и все же в плане синематографии Ганнибал пока сохраняет пальму первенства, хотя «Боги» вполне могут оспорить ее в дальнейшем – мы же видели пока лишь одну серию.
Фуллер отличный сценарист, поэтому я уверен, что роман Геймана в хороших руках. По крайней мере пока не видно ничего, что могло бы всерьез расстроить фанатов книги.
Если честно, сам роман в свое время я так и не смог дочитать – намертво застрял в середине. На мой взгляд, Гейман переборщил с заземлением истории – отходя слишком далеко от самого интересного – жизни богов на земле. Мы делали паузу и смотрели на будни Тени, залегшего на дно в приозерном захолустье, знакомились с жителями и нехитрым жизненным укладом этого городка. Было ощущение, что история забрела в какие-то мутные тихие воды и заглохла.
Не слишком мне понравилось и то, что традиционные для фантастики «правила» так и не были ясны до конца. Насколько могущественны боги в своих земных воплощениях, смертны ли они, что им подвластно, а что – нет.
Гейман нагнал так много тумана, пытаясь выжать максимум из атмосферы таинственности, что читатель не мог сам разобраться во всем по ходу дела.
В сериале, как я уже упоминал, это решили подправить, обращая особое внимание на то, чтобы зритель четко понимал хотя бы базовые вещи и не терялся во всей этой мифологии без какой-либо помощи.
Если вам хочется посмотреть на самые сочные кадры первого эпизода в гифках, этот материал для вас.
Итог
В общем, я считаю редкой удачей, что мы получили такой сериал. Один из лучших шоураннеров экранизирует лучший роман Геймана с отлично подобранными актерами и гипнотизирующей музыкой, не стесняясь крови, ругательств и обнаженки там, где они нужны.
Мне кажется в виде сериала произведение станет лучше, по крайней мере воспринимать его станет проще, при этом глубина его не пострадает – пока все очень в духе книги, только лаконичнее и доступнее.
«Американские боги» радуют и великолепной картинкой и непривычно красивыми витиеватыми диалогами, но главное – атмосферой мистики, ощущением сна, но не из-за сюрреалистичности или странной логики происходящего, а просто потому, что вещи принимают совсем другое значение. Выпивка в баре превращается в ритуальный договор, драка – в проповедь (ведь многие герои пытаются подтолкнуть Тень к тому, чтобы он начал Верить), а похороны – в новое начало.
Я предлагаю всем любителям хорошего телевидения присоединяться к аудитории сериала уже сейчас с самого начала, потому что такое глупо пропускать мимо.