Первые впечатления от 10 сезона «Секретных материалов»
Скажу сразу, я не являюсь фанатом «Секретных материалов» и смотрел всего несколько серий. Причина проста – я не люблю ужастики, а серия с микроскопическими созданиями, существующими во тьме, напугала меня в детстве до колик, заодно внушив уважение к сериалу. Но уважал я его с тех пор дистанционно.
Ранние отзывы на пилот нового сезона вышли крайне противоречивые, некоторым фанатам он совсем не понравился, некоторые уверены, что он отлично подхватил тон и атмосферу оригинальных сезонов.
Фанаты в любом случае посмотрят его сами и сформируют собственное мнение. Меня интересовало, как перерожденный сериал будет смотреться для новых зрителей, со стороны.
К сожалению, смотрится он как работающая стиральная машина. Увлекательные приключение красного рукава, монотонно стукающего пуговицей о стекло, внезапные появления синего носка с дыркой, узорчатые рисунки пенных пузырьков.
Дело не в том, что ничего не понятно без знаний о предыдущих событиях – тут как раз вопросов почти не возникало. Непонятно другое: неужели это все, что они смогли придумать за 14 лет перерыва?
Изначально я решил все же попробовать приобщиться к сериалу с этого сезона, так как был уверен, что эта – современная версия, которая безусловно учтет все достижения телевидения последнего десятилетия – может мне понравиться.
К сожалению, эволюция телевидения прошла мимо «Секретных материалов».
Сериал выглядит реликтом прошлого, но при этом я не могу сказать, что увидел в нем те достоинства, что были в старых сезонах.
Из шести серий нового сезона только две – первая и последняя – будут посвящены мифологии сериала, то есть общей истории, а четыре эпизода в середине будут построены по формуле «монстр недели», то есть будут отдельными разовыми сюжетами.
Тем удивительнее, что при этом первая серия, которой столько нужно всего сделать за 40 минут (рассказать о том, чем занимались персонажи все это время, показать их встречу и новые отношения, ввести новый общий сюжет сезона) решает забить на все возложенные на нее обязательства и быть абсолютно ни о чем.
Сорок минут ощущаются как пятнадцать, настолько пустым и голословным выходит изложение событий. Вместо создания внятной истории сериал предпочитает выбрасывать время на туманные тирады в духе «Правда ужасна, когда она откроется, у вас печенка вскипит. О, да». Короче, «Алло, Галочка? Ты сейчас умрешь».
Нам раз за разом обещают великое откровение, а потом, словно взглянув на часы и чертыхнувшись, вываливают его на стол одним монологом. Падает оно как мусор из порвавшегося пакета. Это выглядит как нелепая шутка. Оказывается, теория заговора оказалась правдой. Нет, не так. Все теории заговора, взращенные в больных головах по всему свету, – все они оказываются одной страшной правдой, которая все объясняет.
Такое ощущение, что создатели шоу решили пригреть всех параноиков планеты. И ты прав. И ты. И все правы. Конечно, во всем виноваты инопланетяне, правительство, тайное сообщество миллиардеров, жидомасоны, фармакологические компании и Макдональдс. Но это не все. Это было бы слишком просто. За заговором стоит второй, еще более страшный заговор, прикрывающийся первым заговором как голозадый Брюс Баннер после обратной трансформации – коробкой от пиццы.
Легкие спойлеры
Получается, что за исчезновением людей действительно стояли пришельцы. Но за пришельцами стояло страшное тайное сообщество людей, решивших зомбировать и поработить человечество. За ними, видимо, стоял искусcтвенный разум, зародившийся еще в консолях Nintendo, а за ним – Путин, живущий на Земле с тысячелетиями, потому что он вампир. Эта матрешка из заговоров добила меня окончательно.
Но шут бы с ней, на это можно закрыть глаза, если бы сериал предлагал хоть что-то еще. Интересных монстров, атмосферное приключение, красивое развитие отношений между главными героями или глубокое раскрытие кого-то из них. Но ничего этого нет.
Есть непрерывная болтология на всю серию, обещания огромного твиста и нагонка пафоса, провальный твист и нераскрытые персонажи. Сюжет явно торопится, проглатывая атмосферность и человечность сцен в угоду очередному экспозиционному монологу, но при этом ничего не успевает, потому что ему, похоже, абсолютно нечего сказать.
Нет, нам даже показывают пришельцев, инопланетные корабли, построенные инопланетянами, и инопланетные корабли, построенные людьми, но от всего этого почему-то ничего не чувствуешь.
Конец спойлеров
Неужели самое страшное, что могли придумать создатели сериала, в котором можно всерьез говорить про инопланетян и Розуэлльский заговор, это сшить в нестройный гимн паранойе самые бредовые и невменяемые теории заговорщиков?
И дело не в том, что мы живем в абсолютно справедливом и безопасном обществе. Наоборот – мы ежедневно становимся свидетелями все более ужасающих катастроф и еще более страшных перспектив. Некоторые сериалы вполне эффективно создают увлекательные и пугающие сюжеты на основе современных реалий.
Тот же американский аналог «Шерлока» – сериал «Элементарно» – в недавнем эпизоде умудрился показать убийство с помощью перехвата управления машиной через сеть, американских дельцов, зарабатывающих на конфликте России и Украины, поговорить о санкциях и падении курса рубля. Создатели этого шоу явно живут в настоящем и строят сюжеты на основе актуальных событий.
«Секретные материалы» тоже вроде пытаются вплести современные реалии в сюжет, но складывается ощущение, что последние 14 лет они провели в темном сыром подвале, а сейчас пытаются наверстать упущенное и понять современный мир, читая исключительно блоги на «Одноклассниках».
Отдельные надежды я возлагал на актерскую игру. Я успел за время спячки X-files посмотреть на Духовны в великолепном «Калифорникейшн» и сильно его полюбить. Джиллиан Андерсон с годами превратилась из несильно запоминающейся милашки в образец аристократической статности. Она была великолепна что в «Ганнибале», что в «Крахе», что в идущем сейчас на BBC минисериале «Война и мир» в роли Анны Павловны.
Несмотря на то, что актеры убеждали в интервью, что в шкуры старых персонажей влезли легко и быстро вспомнили, как их играть, этого не чувствуешь.
Джиллиан еще старается превратить мертвые строчки во что-то живое, а Дэвид просто монотонно бубнит их, не попадает в эмоцию. Последний их диалог на крыльце, где он убеждает Скалли, что он – «еще один все понял», выглядит попросту неловко.
Серия получилась дикой смесью из бреда, пафосных «разоблачений» и топтания на месте. И все же, дела далеко не так плохи, как у другого недавно «переродившегося» сериала – у «Героев». Там все было вообще за гранью добра и зла, «Секретные материалы» же все еще имеют шанс выдать что-то захватывающее после первого блина комом. Возможно, «монстр недели» будет для них более комфортным форматом и там они войдут во вкус.
Для людей, никогда не смотревших сериал, это плохие новости. После «Игры престолов», «Ганнибала», «Фарго», «Мистера Робота» и других шикарных представителей новой волны, «Секретные Материалы» будут выглядеть анахронизмом.
Взять и нырнуть в эту вселенную, о которой все говорят, с десятого сезона будет не так просто. Слишком со многим придется смириться. А жаль. Было бы прекрасно получить современную версию этой истории, не уступающую другим сериалам в глубине, драматизме и атмосферности.
Читать «Монстры X-files и их аналоги из супергеройских комиксов»