Разбираем «Пенниуорта». Насколько этот Альфред крут по сравнению с киноверсиями?
Смотреть на молодого британского спецназовца, с успехом применяющего на гражданке свой «особый набор навыков», действительно интересно. Но в какой-то момент мне пришлось задуматься — а как миф о Бэтмене смотрится в контексте такой предыстории, клеится ли все это вместе…
Все на борьбу с «приквелитом»
«Пенниуорт» (Pennyworth) предлагает достаточно любопытный взгляд на прошлое Альфреда. Его показывают совсем молодым, только вернувшимся с войны, где он десять лет отслужил поваром — официально, на самом деле он и его товарищи по оружию занимались спецоперациями.
Альфред работает вышибалой в кабаре и подумывает открыть частное охранное бюро, когда к нему обращается Томас Уэйн — член подпольной британской организации Безымянных, а заодно — агент ЦРУ. Марта Кейн, его будущая жена, пока работает на Томаса в той же подпольной организации, не подозревая о его связях с правительством США.
Сам по себе сериал смотрится бодро. Он качественно сделан, отлично написан и поставлен, в нем практически нет налета привычной для тв-супергероики бредовости. Вообще складывается впечатление, что кто-то решил написать шоу про приключения британского спецназовца в 60-х, а студия дала зеленый свет лишь с условием приплести туда как-нибудь комиксы, чтобы это хоть кто-то стал смотреть.
Ну пусть твой главный герой будет… кто у нас там подходит по возрасту — во, Альфредом.
Любой приквел ставит события оригинала в новый контекст, отвечает на большее количество вопросов, чем нужно, и все эти попытки вписать предысторию задним числом зачастую заставляют произведение трещать по швам. И дело даже не в ляпах и ошибках вроде молодой Макгонагалл в Хогвартсе, которой на тот момент должно было быть минус восемь лет, или в технологиях, которые шагнули назад при переходе от приквелов к оригинальной трилогии «Звездных войн». Речь о том, что герои начинают восприниматься иначе в новом контексте, когда мы узнаем что-то новое об их прошлом или даже прошлом их родителей, друзей, близких.
Родители Брюса — настоящие супергерои?
Если попытаться экстраполировать мир «Пенниуорта» и представить его версию Бэтмена, он ощущается несколько странно. Тут родители Брюса уже не мирные богачи, пытающиеся помочь бедноте социальными проектами. Это шпионы, участники международного заговора, серьезно влияющего на будущее Великобритании — их жизни часто повисали на волоске, они если не убивали, то готовы были сделать это, они жили двойной жизнью в постоянном страхе раскрытия.
Томас так и вовсе носил сразу две маски — и простого финансиста, и заговорщика-социалиста, на самом деле будучи агентом в их рядах. Марта же верила в дело Безымянных и не знала, что ее шеф и будущий муж на самом деле вовсе не разделяет ее идеалов и готов предать организацию или использовать ее в интересах Штатов в любой момент. Пока вышло всего шесть серий — неясно, как именно из динамики этой пары выйдет основа для крепкого брака.
Бэтмен на фоне такой версии родителей смотрится чуть ли не местечково, он возится с одним городом, который никак не может вычистить от психопатов, в то время как родители крутили судьбами целой иностранной державы.
Может, и не одной, кто знает, куда забросит их судьба дальше — люди подобной закалки, готовые работать под прикрытием, соваться под пули за идею, не смогут просто осесть в Готэме и коротать вечера на светских раутах. Они адреналиновые наркоманы, они придумают, за какую еще идею можно побороться.
Марта здесь вышла очень приятно — живой, интересной, сильной, но человечной, этакий DC-вариант Агента Картер, но более харизматичный и приземленный. Вот только опять же — у такой Марты выйдет родить Брюса разве что в окопах в перерывах между миссиями, да и потом она вряд ли отойдет от дел ради ребенка — продолжит войну за свою правду, изредка появляясь дома.
Родители Брюса сами по себе, пытающиеся изменить мир любой ценой, выглядят куда интереснее предписанной им роли — родить Бэтмена и погибнуть при нелепой попытке ограбления.
Она тоже в новом контексте выглядит странно. Да, Томас и Марта тут не выставляются мастерами боевых искусств, и все же — это агенты, привыкшие смотреть в лицо опасности. Такие либо играючи обезвредили бы туповатого Джо Чилла, либо, не желая рисковать жизнью сына, аккуратно и медленно передали бы все драгоценности грабителю и ушли живыми. В то, что они как-то неуклюже попытались отбиться или по неосторожности сделали резкое движение и погибли от рук обычного гопника, пережив столько смертельных ситуаций за океаном в молодости — не верится.
Да, в жизни случается и такое. Гагарин пережил космос, но разбился на самолете, Брюс Ли проиграл бой таблетке аспирина — жизнь полна нелепостей и горькой иронии. И все же, в художественном произведении подобное смотрится странно. Вроде здорово, что родители Брюса вышли такими интересными и активными, что получили свою долю приключений, но как только вспоминаешь, что все это закончится пулей в подворотне, впечатление становится скомканным.
Получилось ли скрыть волка-спецназовца в овечьей шкуре простого дворецкого?
С самим Альфредом в новом контексте тоже все не так просто. Он показан предприимчивым и амбициозным, совершенно не разделяющим конформистских взглядов его отца-дворецкого и не желающим прислуживать другим, как его родители.
Он страдает от кошмаров и пост-травматического синдрома, видит призраки погибших на войне товарищей. Он не стесняется заводить дружбу с лондонскими преступными синдикатами, работать на подпольные организации или ЦРУ, а главное — Альфред совершенно не против мочить людей. Он убивает совершенно спокойно, естественно — да, он говорит о том, что платит тяжелую цену и тяготится забранными жизнями. Пенниуорт не бесчувственный социопат, и все же — когда приходит черед выбирать, он без колебаний спускает курок, ломает шеи и сносит людям полчерепа из дробовика. Думаю, вы уже видите пару моментов, где они с Брюсом могут не сойтись во мнениях в будущем.
Но главная загвоздка — сама идея динамики хозяина и дворецкого. Этот Альфред не выглядит чопорным джентльменом, ставящим традиции и этикет выше собственного эго, это не Реджинальд Дживс и не Вудхаус из «Арчера».
Сама профессия дворецкого подразумевает почти монашеское смирение, требующееся, чтобы ставить интересы хозяев выше своих, принимать услужение как добродетель. Этот же Альфред крайне амбициозен и самодостаточен, он лидер по природе, поэтому увидеть его в роли смиренного слуги — в каком бы то ни было возрасте — пока сложно.
То, что Альфред в молодости был солдатом\шпионом в комиксах упоминалось уже давно, и все же, одно дело — упомянуть, а другое — посмотреть на это прошлое и попытаться представить этого человека с подносом и салфеткой. Даже если он был потрясен смертью дорогих друзей и поклялся защищать их сына, столь активный и волевой Альфред вряд ли подумал бы о роли дворецкого. Скорее, он заботился бы о Брюсе с позиции официального опекуна.
К счастью, с Альфредом все не так однозначно, как с родителями Брюса, которые почти в любой версии истории погибают в подворотне от рук грабителя. Версий дворецкого и его отношений с Брюсом не меньше, чем вариаций самого мифа о Бэтмене.
Новый Альфред из «Пенниуорта» не особо клеится с его будущим, если представлять типичного чопорного старичка из фильмов Бертона\Шумахера, например. Но уже ехидный Майкл Кейн из трилогии Нолана выглядит вполне правдоподобным будущим Альфреда из сериала. Он держался с «хозяином» на равных, журил без особого пиетета и больше вписывался в роль приемного отца или дяди, друга семьи, нежели прислуги.
«Пенниуорт», естественно, не первый телеприквел истории Бэтмена. Недавно завершившийся «Готэм» дал нам в том числе и очень яркий образ Альфреда средних лет, а также его отношений с юным Брюсом.
Альфред «Готэма» ближе к традиционному образу — он тоже показан активным персонажем, умелым бойцом с военной закалкой, не теряющимся в критической ситуации, но при этом — совершенно лишенным эго, полностью посвятившим свою жизнь заботе о Брюсе. У него нет амбиций и планов, весь его мир крутится вокруг мальчика, у которого, помимо дворецкого\опекуна, больше никого не осталось.
В принципе, Альфреда из «Пенниуорта» вполне можно представить вырастающим именно в такого человека, правда путь этот будет далеко не прямым и потребует множества событий, которые бы значительно изменили англичанина, обрубили его собственные мечты и надежды на свою семью, связали бы намертво с Уэйнами.
А вот в «Бэтмене против Супермена»…
Есть и еще одна версия старого Альфреда, которая всем знакома, но про которую мало кто вспомнит. И как раз эта версия отлично вписывается в образ, нарисованный сериалом. Альфред из «Пенниуорта» вполне мог вырасти в Альфреда… Снайдера, сыгранного Джереми Айронсом.
Бэтмен Аффлека так и не получил реального шанса показать себя в киновселенной DC, появившись всего в двух групповых картинах, казалось бы, что уж говорить об Альфреде — у него и вовсе была лишь пара-тройка сцен. И все же, за эти несколько сцен Снайдер успел показать нам куда больше, чем казалось.
У меня сложные отношения с «Бэтменом против Супермена». Сначала я по-фанбойски терпильно закрывал глаза на ее минусы, затем протрезвел и признал картину провальной, теперь же маятник снова качнулся в другую сторону. Я все еще понимаю, что фильм вышел мертворожденным, и в его сердце лишь ком неудачных идей и бредовых переусложненных твистов, и все же, я начинаю понимать, что создало иллюзию неплохого фильма.
Снайдер очень многое сделал правильно — детали, образы, атмосфера. Ряд элементов фильма настолько четко попадает в десятку, что становится еще больнее от того, каким болотом оказалось все остальное, топящее эти удачные решения и обесценивающее их.
Взгляните, к примеру, на эту расширенную сцену выше — забавно, что вне контекста фильма, она выглядит потрясающе. Человек, не смотревший всю картину, был бы в восторге от синематографии, дизайна дома Уэйна, настроения сцены, намеков на алкоголизм и затем параллелей с зависимостью от костюма Бэтмена. Брюс депрессивен до саморазрушения — он запивает таблетки алкоголем, смотрит на костюм взглядом наркозависимого, пытается найти предлог, чтобы наведаться к Лексу именно в образе Бэтмена, но Альфред, понимая природу этой зависимости, оттаскивает его от соблазна.
Заметили, что именно Брюс приносит кофе дворецкому, а не наоборот? Одна деталь, которая говорит нам так много об их отношениях.
Этот Альфред — явно не прислуга, он приемный отец, равноправный партнер (Брюс обсуждает с ним план, почти спрашивает разрешения, и именно Альфред трудится над его броней), он журит Брюса за пьянство и отсутствие детей. Альфред Айронса потрясающий, как и Бэтмен Аффлека, они дали нам лучшее, на мой взгляд, воплощение этой пары на киноэкране.
И да, такой Альфред легко представляется бравым спецназовцем во времена его молодости, с годами он выглядит уже не растерявшим статность и самообладание, а наоборот, ставшим еще увереннее в себе, профессиональнее и опаснее.
- В середине июля руководитель раздела «Комиксы и сериалы» Ибрагим Аль Сабахи делился соображениями по поводу 1 серии «Пенниуорта». Пилот ему понравился!
- Объясняем, почему Альфред — один из тех атрибутов, что делает Бэтса Бэтсом. Наряду с бэтарангами, бэтмобилем и Робином!
Ну вот, теперь еще грустнее от понимания того, какого Брюса и Альфреда мы потеряли...
Таким в молодости мог быть Альфред из комиксов линейки Земля 1.
если смотреть бпс кусками, сценами - то это просто нечто, тк каждая сцена - минишедевр. но в комплексе...возникают проблемы. это не типичный супергеройский фильм, это мрачная картина, нединамичная, тягучая, без юмора, очень пафосная, сложная для восприятия. я бпс просто ненавидел в момент выхода, но сейчас, посе 3ей фазы марвел, их ВБ и финала...я понимаю, что бпс просто офигенный фильм и очень обидно, что ворнеры все просрали. а еще очень нравится, как правильно Снайдер использовал Аффлека. Лучший бэтмен. И Альфрэд лучший