Отсутствие «Аватара» и тотальная ностальгия: почему «Чебурашка» стал самым кассовым фильмом
Победителем «новогодней битвы» в нашем прокате с огромным перевесом стал «Чебурашка», собрав свыше 4 млрд рублей – в семь раз больше, чем занявшие второе место «Ёлки 9». Всего за пару недель совместный проект «Союзмультфильма» и компании Yellow, Black and White побил рекорд по кассовым сборам, превзойдя достижения «Холопа» и «Аватара». Автор «Канобу» Николай Кубрак разбирается, в чём секрет успеха киношного переосмысления советского мультфильма.
10 самых кассовых фильмов в истории российского проката (по состоянию на 19 января 2023 года)
- «Чебурашка» — 4,2 миллиарда рублей
- «Аватар» — 3,51 миллиарда рублей
- «Холоп» — 3,07 миллиарда рублей
- «Человек-паук: Нет пути домой» — 2,98 миллиарда рублей
- «Движение вверх» — 2,97 миллиарда рублей
- «Король Лев» — 2,64 миллиарда рублей
- «Мстители: Финал» — 2,59 миллиарда рублей
- «Т-34» — 2,27 миллиарда рублей
- «Последний богатырь: Посланник тьмы» — 2,2 миллиарда рублей
- «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» — 2,13 миллиарда рублей
Отсутствие конкуренции в новогоднем прокате
По статистике российский блокбастер ежегодно превосходит зарубежные в «новогодней битве». Но каким был бы исход честного противостояния «Чебурашки» и «Аватара» – вопрос открытый. Увы, самую кассовую премьеру 2022-го официально в России не показывают, поэтому главный отечественный релиз лишился единственного крупного конкурента. В идеальных условиях к «Аватар: Путь воды» прибавился бы и другой сиквел – «Кот в сапогах». При такой конкуренции «Чебурашка», при всём маркетинге и сарафане, вряд ли смог бы заработать свои миллиарды столь же быстро.
Среди отечественных новогодних премьер равных соперников тоже не нашлось. «Ёлки» давно приелись и стали главным праздничным блюдом для Бэдкомидиана. «Непослушник 2» – сиквел не самой хитовой комедии с минимумом новогодних вайбов. «Чук и Гек. Большое приключение» и «Мира» не рассчитывали на рекордную кассу и прошли согласно ожиданиям продюсеров. «Иван-царевич и Серый Волк 5» – ещё более надоевший аудитории лубок от студии «Мельница», чем нескончаемые «Ёлки». Все факторы так удачно совпали, что новогодний прокат будто бы расчистился под рекорд «Чебурашки». Даже нелегальные показы «Аватар: Путь воды» стартовали только 12 января, когда менее проработанный CG-персонаж уже пересчитывал свои рекордные миллиарды.
Сильный бренд и мощный маркетинг
Чебурашку знают все, он есть почти во всех сувенирных магазинах и не раз был символом нашей олимпийской сборной. Это редкий персонаж советских мультиков, которого любят как те, кто скучает по СССР, так и те, кто ни за что бы не хотел туда вернуться. Для России Чебурашка идеальный бренд – на мультиках о нём выросло не одно поколение, а его образ уникален и не похож ни на одного персонажа из других стран.
Добродушного ушастика невозможно не любить – он милый, забавный и ненавязчиво напоминает о базовых нравственных идеалах. За последние полвека в российской культуре вряд ли найдётся более объединяющий персонаж. Поэтому продюсеры закономерно рассчитывали, что обновлённая современная версия с CG-воплощением Чебурашки наверняка побьёт кассовый рекорд «Холопа». Вдобавок заранее спланировали релиз на период новогодних праздников, когда в кино ходят семьями, отсутствие альтернатив в прокате тоже сыграло на руку.
Но даже самый сильный бренд не гарантирует кассовых рекордов без грамотного маркетинга. Первый трейлер вызвал гору издевательств и мемов в соцсетях. Но главное, что проект обсуждали. Всё равно столько негатива, как в случае с графоновой версией Соника, Чебурашка не вызвал. А адаптация к новой версии любимого героя – дело привычки и времени. Постепенно волна лёгкого хейта улеглась, а проект из медиа не пропал – «Союзмультфильм» делился новостями и дразнил аудиторию планами на мультивселенную с выпуском лайв-экшен адаптаций других культовых мультфильмов.
Накануне премьеры маркетинг проекта бил из всех орудий. Чебурашка был везде: от телика и ютуба до банкоматов и товаров из супермаркетов. После выхода в кинотеатрах ажиотаж начал расти органически. Хорошо сработавшее сарафанное радио пиарщики подкрепили дополнительной рекламой – все популярные медиа заполонили новости о рекордах «Чебурашки».
Актуальность доброго семейного кино
После 24 февраля многие эксперты предсказывали, что в российском кино вскоре возникнет тренд на комедии и добрые семейные фильмы. В тяжёлое время людям нужен позитив, чтобы отвлекаться от мрачной реальности. «Чебурашка» идеально попал в этот запрос.
Формально в проекте нет ничего нового – он следует по давно проложенным рельсам аналогичных зарубежных фильмов: первыми на ум приходят «Паддингтон» и диснеевские лайв-экшен адаптации. Такие проекты одинаково целят и в детскую, и во взрослую аудитории: младшей публике есть с чего похохотать и поумиляться, а их родителям – поплакать над драмой и задуматься о жизни.
Чтобы достичь такого эффекта, авторы «Чебурашки» выбрали максимально простую стратегию, поделив повествование надвое. Линия ушастого – для детей, а истории Гены и Шапокляк – больше для взрослых. Не сказать, что это идеальная формула: местами легко поймать кринж с шуток про «пи-пи» и «ка-ка» (после титров даже экранизировали старый анекдот про сруля), тогда как маленькие дети вряд ли поймут, в чём проблема отношений между Геной и его дочерью. Но главная приманка для взрослой аудитории – это, конечно, ностальгия.
Эскапизм и ностальгия
Мы живём в тяжёлое время, поэтому сейчас особенно остро вырос запрос на одну функцию массового кинематографа – эскапистскую. Люди по всему миру бегут от реальности в кинотеатры: либо скрываются в чём-то комфортном и знакомом («Топ Ган: Мэверик»), либо в живописном вымышленном мире («Аватар: Путь воды»). Есть и третий вариант – утонуть в ностальгии, которой мейнстримное кино и так нас всех топит уже с десяток лет. Очередь дошла и до России – теперь и у нас появилось киношное переосмысление мультипликационной классики.
«Чебурашка» скроен по той же формуле, что «Дамбо» или «Круэлла». Знакомая история, но слегка переделанная, сдобренная новыми сюжетным линиями и адаптированная под современного зрителя, при этом сохранившая культовые образы, символы и цитаты.
«Чебурашку» специально сняли так, будто фильм существует вне времени – в кадре нет никаких гаджетов, новых технологий или явных примет 2023 года. События могут происходить в любом таймлайне в диапазоне с 1960-х по современность.
Но повествование явно отдаёт тёплой ностальгией по мифологизированному Советскому союзу – то ли по романтичной «оттепели», то ли по 80-м: временам молодости съёмочной команды. Даже в сценарии закрались явные намёки на советскую идеологию: Гена хмурый и злой когда один, но преображается в коллективе, а главный злодей фильма – меркантильная капиталистка.
Реставрация Советского союза в последние годы стала особенно важным элементом государственной идеологии. Пропаганда с помощью массовой культуры долго приучала людей скучать по мифическому СССР с вкуснейшим мороженым, интеллигентными старичками и душевным народным кинематографом. Режиссёр Дмитрий Дьяченко («О чём говорят мужчины», трилогия «Последний богатырь») явно подражает последнему – и в саундтреке, и в юморе, и в художественной составляющей, и в попытке сделать кино, которое чему-то учит.
Увы, эти блестящие витрины и рарные (ред. неологизм от слова rare – редкий) спортивные костюмы учат только одному – скучать по стране, которой никогда не было. Её придумала и навязала нам власть – купились даже ютуберы с критическим мышлением и их аудитория. Наблюдать за плюшевым символом нескольких поколений, душевным старичком и всей этой ширмой чужих воспоминаний местами мило и приятно. Но в текущей реальности такая сказочная маскировка кажется неуместной и губительной. Если эту ширму снять, то в голове невольно появляется уже иной дядечка на советском мотоцикле из совсем другого фильма про СССР.