От «Ривердейла» до «Дюны»: что такое young adult
Определение Young Adult в литературе и кино
За годы своего существования термин «Young Adult» (дословно «молодые взрослые») так и не получил чёткого определения. Он пришел в кино из литературы: Кэмбриджский словарь толкует его как «книги для людей позднего подросткового возраста или в возрасте около 20 лет». В литературе YA – возрастная категория, но точно не жанр, считают эксперты. А вот в кинематографе Young Adult совпадает с канонами жанра так называемого подросткового кино.
Для кино и сериалов этот термин шире и чётче: героям всегда от 12 до 20 лет, они обязательно проходят через процесс взросления и сталкиваются с необычными, трудными обстоятельствами.
В кино и сериалах контент жанра Young Adult можно разделить на два типа: к первому относятся реалистичные подростковые шоу, рассказывающие аудитории о том, что происходит с их сверстниками в наши дни. Под этот вид подходит большой список тайтлов: от мрачного «Конца -/;($ мира» до комедии «Я никогда не».
Ко второму – сериалы и кино с сюжетом в вымышленном мире. Элементы фэнтези и фантастики – метафора для подростковых проблем: неприятия себя и других, давления со стороны окружающего общества, самореализация через тайный, уникальный дар. Сюда подходят шоу вроде «Судьба: Сага Винкс» (Fate: The Winx Saga) о школе фей и ««Сумеречные охотники» (Shadowhunters: The Mortal Instruments) об охотниках на демонов из серии «Орудия смерти» Кассандры Клэр.
Краткая история YA в литературе
В 1805 году британская писательница Сара Триммер впервые разделила детскую литературу (Books for Children) для детей младше 14 лет и молодежную (Books for Young Persons) для подростков от 14 до 21 года. Журнал Smithsonian утверждает, что сам термин Young Adult появился веком позже – его придумала библиотекарь Маргарет Скоггин в 1944 году, чтобы точнее и удобнее классифицировать книги для молодежи. «Молодыми взрослыми», по сути, называли тинейджеров.
Прорыв произошел в 1950-х, после выхода «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Реалистичное отображение жизни 16-летнего Холдена Колфилда в США после Второй мировой войны захватило воображение читателей 12–18 лет – «молодых взрослых». После успеха Селинджера, в 1960-е годы, американские книгоиздатели наконец выделили Young Adult в отдельную нишу. Самыми знаковыми представителями направления в то время были «Изгои» Е.С. Хинтон (1967) и «Шоколадная война» Роберта Комье (1974) о компаниях молодых героев, которые справляются с типичными подростковыми проблемами. Но в те годы издатели ещё не поняли, как обращаться с жанром Young Adult: «Изгоев» ошибочно рекламировали как книгу для взрослых, и продажи были очень низкими. Подросткам предлагалось читать в основном жанровую литературу – приключения, научную фантастику, хорроры.
По-настоящему YA изменился с выходом серии книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере – первая книга «Гарри Поттер и философский камень» вышла в 1997 году. Это была история о ребёнке, который рос и развивался вместе с читателями помладше, и вместе с тем о волшебном мире, в который молодые взрослые могли уйти от реальности. С одной стороны, Поттер боролся с могущественным врагом, с другой – сталкивался с обычными проблемами взросления: неуверенностью в себе, трудностями в общении, первой любовью. «Философский камень» разлетелся тиражом в 120 миллионов копий. Читателям понравились история главного героя и устройство волшебного мира. Произведения young adult начали постепенно перемещаться в миры фэнтези и фантастики: серия о Гарри Поттере проложила путь и «Сумеркам», и «Голодным играм».
Как YA покорял кино
В кино Young Adult прорывался через крупные франшизы. После фильмов о Гарри Поттере (2001-2011) зрителей захватила серия «Сумерки» (2008-2012) о подростке Белле Свон и её бойфренде-вампире. Чаще всего герои YA шли к одной сюжетной цели: победить Лорда Волдеморта, окончить магическую школу, построить счастливую семейную жизнь с вампиром и так далее. Особняком стоит только трилогия «Хроники Нарнии» (2005-2010), где не было одного общего сюжета. Фильмы объединяло место – волшебная страна Нарния, куда юные герои могли возвращаться раз за разом.
Особенную популярность получили YA-антиутопии. Франшиза «Голодные игры» (2012-2015) имела огромный успех и обратила на себя внимание Голливуда. Молодым зрителям понравилась история Китнисс Эвердин, обычной девушки-подростка, которая бросила вызов лидеру авторитарного государства Панем. Мир «Голодных игр» имел чёткое деление на районы-дистрикты, каждый из которых был чем-то примечателен, Китнисс пыталась разобраться в любовном треугольнике (совсем как в «Сумерках»), а жизни героев постоянно угрожала опасность из-за смертельного соревнования.
За «Голодными играми» последовали «Дивергент» (2014-2016), «Бегущий в лабиринте» (2014-2018) и многочисленные попытки запустить франшизы в жанре young adult, многие из которых в итоге провалились.
Как YA завоевал сериалы
В сериалах были свои первопроходцы – например, «Баффи, истребительница вампиров» (1992-2003) о героинях студенческого возраста, которые сражаются с паранормальными существами; более реалистичная «Сплетница» (2007-2012) о подростковых интригах; «Волчонок» (2011-2017) об оборотнях-школьниках. Но настоящий бум начался в 2017 году, после выхода шоу «13 причин почему» от Netflix и «Ривердейл» от The CW. Успех сериалам обеспечили социальные сети: исполнители главных ролей активно общались с фанатами и рекламировали шоу, например, в твиттере. Кроме того, эти сериалы показывали не по телевидению, а на стриминг-платформах. В исследовании Pew Research Center говорится, что 61% людей в возрасте от 18 до 29 лет (ключевая аудитория young adult) смотрят сериалы и фильмы именно на стриминг-площадках.
Одним из последних хитов на рынке young adult стала адаптация итальянского мультсериала 2004 года «Судьба: Сага Винкс» (2021) — история о земной девушке-старшекласснице, поступающей в школу фей в волшебном мире. Успешным вышел и первый сезон сериала «Тень и кость» (Shadow and Bone) (2021), экранизации серии романов Ли Бардуго от Netflix. За два месяца его посмотрели 55 миллионов зрителей. Главная героиня Алина Старкова обнаруживает в себе силы мага-гриша, которые способны изменить фэнтези-мир и жизнь её родного королевства, Равки.
Немногие успешные русскоязычные проекты жанра YA – это телесериалы СТС, от музыкальных «Ранеток» и «Кадетства» до «Закрытой школы» об учениках элитной школы-пансиона, которые столкнулись со сверхъестественными событиями. Скандально известен сериал Валерии Гай Германики «Школа» (2010), в котором собрали впечатляющую подборку подростковых проблем: нежелательную беременность, домашнее насилие, негативное отношение к субкультурам и так далее. Его активно критиковали и политики, и общественные деятели. Есть и недавние примеры – украинский сериал «Первые ласточки» (2019-2020) о самоубийствах в школе, первый эпизод которого в интернете посмотрело 1,3 миллиона зрителей. Подростков привлекло честное изображение буллинга и абьюза, после выхода сериала участились звонки на специальную горячую линию.
Экспресс-знакомство с жанром: фильмы и сериалы
Для понимания Young Adult достаточно познакомиться с самыми знаковыми представителями этого жанра. Среди фильмов отличные примеры выбрали сами подростки-пользователи киносайта iMDB:
- «Гарри Поттер и философский камень» (2001), реж. Крис Коламбус (а также следующие фильмы серии)
- «Хорошо быть тихоней» (2012), реж. Стивен Чбоски
- «Виноваты звёзды» (2014), реж. Джош Бун
- «Голодные игры» (2012), реж. Гэри Росс
- «Всем парням, которых я любила» (2018), реж. Сьюзен Джонсон
А вот верхушка топа лучших YA-шоу по версии пользователей сайта Ranker:
- «Сплетница» (2007-2012), реж. Марк Пизнарский
- «Дневники вампира» (2009-2017), реж. Крис Гример
- «Ривердэйл» (Riverdale) (2017-наши дни), реж. Гэбриел Корреа
- «Милые обманщицы» (2010-2017), реж. Норман Бакли
- «Волчонок» (2011-2017), реж. Рассел Малкэй
Какие проекты в жанре YA провалились
YA-фильмы, действие которых происходит в вымышленных мирах, снимать сложно и дорого – это потопило многие фэнтези-франшизы, включая «Хроники Нарнии». Сборы каждой последующей части «Бегущего в лабиринте» падали, заставив режиссёров свернуть проект и не экранизировать две последние книги.
Киностудии часто выбирали материал, неподходящий для экранизаций. Например, у серии книг «Дивергент» изначально был нечёткий сюжет и запутанная матчасть – из-за этого провалилась и экранизация. Фильм «Игра Эндера» (2013) был основан на популярном романе Орсона Скотта Карда. Но маркетологи неправильно определили целевую аудиторию: смотреть картину пришли не подростки (как положено для young adult), а взрослые фанаты книги 1985 года, которых кино не устроило.
Недавняя попытка экранизировать «Поступь хаоса» Патрика Несса тоже провалилась. После неудачного показа фокус-группе его отправили на затянувшиеся досъёмки. Но критикам всё равно не понравилось, как концепцию Несса о мужчинах, которые слышат мысли друг друга, воплотили на экране.
В России тоже пытались создать фэнтези-истории по типу YA, но аудитория приняла их плохо. Обе части франшизы «Тёмный мир» о студентках, которые борются с существами из параллельного мира, имеют пользовательский рейтинг 4,3 на «КиноПоиске». Зрители в отзывах жаловались на банальность, штампы, плохие спецэффекты и игру актёров. Провальной вышла стимпанк-сказка «Эбигейл» о девушке из мира, поражённого загадочной болезнью. Фильм собрал всего 100 миллионов рублей при бюджете в 155 миллионов рублей. Фонду Кино пришлось вернуть вложенные в него деньги через суд.
Грядущие релизы в жанре YA
Ориентируясь на общие черты young adult, к этому жанру относится даже грядущая экранизация «Дюны», научно-фантастического романа Фрэнка Герберта 1965 года. Главный герой – типичный представитель аудитории, пятнадцатилетний Пол Атрейдес. У него есть сложные жизненные обстоятельства, уникальный дар и происхождение, а по сюжету Полу приходится не только бороться за власть на планете Арракис, но и разбираться в самом себе под давлением враждебного социального окружения. «Дюна» Дэни Вильнёва с Тимоти Шаламе может стать как хитом, так и очередным фейлом – зрители узнают об этом только 1 октября 2021 года.
Обложка материала: NBC Universal