От Dragon Age The Veilguard до Hades 2: главные игры 2024 года
К концу подходит очередной год. Салаты уже готовы, шампанское — тоже, и всё, что нам осталось — это вспомнить, а чем вообще запомнился уходящий 2024-й. Игр вышло немало — пусть и меньше, чем в прошлом году. И они, как водится, вызвали немало жарких споров. Как и в прошлом году, мы решили обернуться назад и вспомнить, чем же запомнился год уходящий. Во что мы играли, о чём спорили, и чем наслаждались.
В этот раз список вышел намного менее серьёзным, чем в прошлый раз. Однако все (ну, почти все) игры, которые мы тут перечисляем действительно достойны как упоминания, так и прохождения. Так что если вы каким-то чудом пропустили что-то из списка, то знаете, чем вам стоит заняться на новогодних каникулах. Ну, а теперь… начнём, пожалуй?
Номинация «Разрыв пятой точки» года: Elden Ring: Shadow of the Erdtree
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
В какой-то момент номинация «соулслайк года» прочно прописалась во многих ежегодных топах. Наш — не исключение. Правда, в прошлогодний топ можно было пихнуть сразу четыре таких проекта, сейчас же ситуация не столь радужная. Настолько, что и название номинации пришлось слегка подкорректировать, и вообще.
Shadow of the Erdtree — дополнение хорошее. И делает оно с игроками ровно то, что указано в названии номинации. Проекты From Software известны как раз за то, что не церемонятся с геймерами. И если оригинальная Elden Ring местами казалась довольно простой, а заодно отлично подходила для новичков в жанре, то вот «Тень Древа Эрд» — это приключение исключительно для ветеранов. Тех, которые выгрызали зубами победы в предыдущих играх серии. Тех, которые могут с закрытыми глазами пробежать от самой нижней точки первой части до самой верхней. Короче говоря, для людей, которые знают игры студии досконально.
И даже для таких расширение может доставить немало проблем! Местами во время прохождения создаётся ощущения, будто Миядзаки-сан и его команда решили интереса ради отпустить вожжи и посмотреть, что выйдет. А получился закономерный результат: даже преданные поклонники Elden Ring были обескуражены бескомпромиссностью дополнения. Потому что так старательно полы ими не вытирали уже давно.
Впрочем, как и все остальные игры студии, Shadow of the Erdtree дарит ни с чем несравнимое удовольствие от прохождения заковыристых испытаний. Моменты чистейшей эйфории, которые накатывают после тяжелейших испытаний. Пожалуй, это одна из тех причин, по которым проекты From так популярны: дарить схожие чувства большинство разработчиков так и не научились. С нетерпением ждём выхода Elden Ring: Nightreign — интересно будет посмотреть на то, как авторы справятся с первым в своей жизни кооперативным «рогаликом».
Номинация «ААА, ЖЕНЩИНА!!!»: Stellar Blade
Руслан Ярсанаев, автор «Канобу»
Этот год выдался по-настоящему тяжёлым для женщин. В некоторые игры добавили «феминных чудовищ» — например, в Unknown 9: Awakening. Главную героиню сыграла Аня Чалотра, известная по роли Йеннифэр из сериала «Ведьмак» (The Witcher). Помимо спорной внешности, её наградили мерзким характером, что только отталкивало геймеров от персонажа.
Окей, может тогда надо было делать героиню более красивой, доброй и располагающей к себе? Не-е-е-е, опыт Stellar Blade показал, что это тоже не работает. Только тут недовольными оказались активисты и журналисты, которые взвыли об излишней сексуализации персонажа. Некоторые даже утверждали, что авторы никогда не видели настоящих женщин. Они явно не заметили, что геймдиректор женат, она тоже работала над игрой, а героиню «срисовали» с реальной модели. Зато это заметили геймеры, у которых возникло немало вопросов к крупным изданиям и блогерам.
Что интересно, Stellar Blade оказалась добротной игрой. Далеко не идеальной, во многом вдохновлённой NieR: Automata, но всяко лучше упомянутой Unknown 9: Awakening. В результате многие авторы, ругавшие экшен до релиза, были вынуждены сменить риторику. Неожиданно, они массово полюбили это приключение. Вероятно на это повлияли неплохие продажи, удачное развитие игры, большие планы разработчиков и реакция публики. Но однозначного ответа мы, разумеется, не получили.
Номинация «Просто разработчик» года: BioWare и Dragon Age: The Veilguard
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
Где-то года с 2014-го я твержу сам себе «BioWare уже того, прекращай ждать чего-то хорошего». Но, видимо, где-то очень глубоко внутри меня всё ещё живёт оптимист. И каждый новый релиз студии я жду — с опаской, с диким скептицизмом, но всё же жду. Потом покупаю и плююсь дальше, чем вижу. Так было и с Mass Effect: Andromeda, и с Anthem. Теперь вот ровно та же история приключилась и с The Veilguard — хотя, признаться, тут даже мой внутренний оптимист уже ничего не ждал. Первый же показ смог даже его убедить в том, что игра выйдет… такой себе.
В общем-то, так оно и случилось на деле. Я прошёлся по «Страже Завесы» в своей рецензии, и за прошедшие с тех пор два месяца ни на йоту не поменял своё мнение. То, что канадцы выпустили на этот раз, заслуживает только порицания и звания «убийца студии».
И дело даже не в том, что я ждал классической cRPG в духе Dragon Age: Origins, а получил ролевой экшен. Нет. Я хотел получить хоть сколько-то интересную игру, которая не будет вызывать желания вызвать экзорциста — только и всего! Что вместо этого? Ужасно скучное поделие с невыразительными персонажами, токсичный позитивизм, и практически полное отсутствие по-настоящему интересных ситуаций. Зато полным-полно моментов, которые могли бы быть яркими и запоминающимися, а в итоге вышли абсолютно пресными.
The Veilguard не спасут ни моды, ни какие-либо дополнения — хотя бы потому, что последних авторы и вовсе не собираются выпускать. BioWare перебросила все силы на следующую Mass Effect, и заниматься доведением до ума «Стражи Завесы» не намерена. Могу лишь пожелать команде удачи: Electronic Arts не славится своей добротой и терпимостью, и постоянно терпящую фиаско студию издательство закроет очень быстро. А в случае с BioWare, кажется, это будет не более чем coup de grâce.
И как после этого не вспомнить нетленный хит «Отвратительных мужиков»?
Номинация «Смотри чо могу» года: Concord и Suicide Squad: Kill the Justice League
Руслан Ярсанаев, автор «Канобу»
«Сервисные игры — вот что нужно игровой индустрии!» — примерно так думали Sony и Warner Bros. в этом году.
Первые доверили разработчикам из Firewalk Studios создание очередного героического шутера Concord. На фоне других схожих проектов, его выделяли… Обязательная привязка аккаунта к PlayStation Network? Необходимость приобрести игру? Совершенно новая франшиза, напоминающая сразу несколько других IP? А может «антиколоритные персонажи», которые представляли различные социальные группы и были связаны с «повесткой»?
В общем, получилась бесформенная мешанина, в которой не было ничего интересного. Никаких нюансов и «фишек». Игру будто делали по самому стереотипному чек-листу, в котором описаны элементы любого обыкновенного сетевого шутера. До сих пор непонятно, куда авторы потратили огромный бюджет. Ведь результат феноменально плохой — аудитория Concord была настолько маленькой, а оценки оказались такими слабыми, что проект закрыли всего через неделю после релиза.
На этом фоне Suicide Squad: Kill The Justice League смотрится намного лучше. Игру издала Warner Bros., а разработала студия Rocksteady. Та самая, что сделала Arkhamverse — одну из лучших видеоигровых серий про супергероев (в данном случае, конкретно про Бэтмена). Но повторить былой успех компания не смогла. Даже наоборот, у неё вышло только всё испортить.
Авторы зачем-то осквернили наследие Бэтмена, унизив знаменитого героя, которого в последний раз озвучил легендарный Кевин Конрой. Зачем-то студия отказалась от боевой системы прошлых игр, сделав акцент на перестрелках. Зачем-то в сюжет добавили десятки персонажей, которые не появлялись в этой серии и знакомы игрокам только по комиксам/фильмам/сериалам. Игра чудом продержалась год, демонстрируя жалкий спрос среди игроков в Steam. Поэтому в начале следующего года «Отряд самоубийц» поддерживать контентом закончат. Что, в общем-то, даже хорошо — больше она не сможет вредить ни фанатам, ни акционерам.
Номинация «А какой сейчас год?»: Silent Hill 2 Remake и Final Fantasy VII Rebirth
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
Забавно, но последние годы у многих возникает ощущения возвращения в девяностые и нулевые. В кинотеатрах выходят продолжения (или переосмысления) знакомых франшиз, да и игровая индустрия подсовывает ремейк за ремейком. Вот и этот год не исключение.
Причём переизданий и ремастеров в этом году выпустили столько, что глаза разбегаются. Тут вам и переделки относительно свежих релизов (привет тебе, никому не нужный ремастер The Last of Us: Part 2), и винтажной классики (Legacy of Kain: Soul Reaver 1 & 2 Remastered). Перевыпустили как большие AAA-проекты, так и сравнительно небольшие, но культовые инди-игры: так, например, в этом году появилась «реставрация» Braid. С этой игры в своё время начался настоящий инди-бум — однако ремастер прошёл практически незамеченным.
Были, конечно, и действительно удачные переиздания. Например, Final Fantasy 7 Rebirth, вторая часть ремейка седьмой «Финалки». Красивая, отполированная, яркая игра, которую легко можно рекомендовать как фанатам оригинала, так и тем, кто ни разу не притрагивался к серии. Или вот ремейк Silent Hill 2. Культовый хоррор, над которым поработали поляки из Bloober Team, остался всё таким же жутким, как и раньше. Вопреки ожиданиям скептиков, он не растерял атмосферы, не стал «глупым экшеном» или «унылой бродилкой» — это действительно такой ремейк, в который приятно играть.
Я, впрочем, всё-таки попросил бы у индустрии выпускать поменьше переизданий, и сосредоточиться на новинках. А то ведь реально забудешь, в каком году живёшь такими темпами.
Номинация «Батя в здании»: Indiana Jones and the Great Circle
Руслан Ярсанаев, автор «Канобу»
Не секрет, что классические фильмы об Индиане Джонсе вдохновили многих разработчиков. Отсылки к знаменитому археологу можно найти во множестве игр, от Tomb Raider до Uncharted. Вот только самому Инди как-то не везло с виртуальными приключениями. Indiana Jones and the Great Circle от MachineGames должна была это исправить и, спойлер-спойлер, игре это удалось!
Перед нами образцовое приключение, во многом основанное на классической трилогии об Индиане Джонсе. По сюжету герой в очередной раз бросается путешествовать по миру, желая остановить негодяя, проникшего в его универститет. Но это происшествие оказывается незначительным на фоне того, что ждёт Инди. Ему придётся спасаться от нацистов, исследовать пустынные гробницы, пробираться сквозь густые джунгли и даже спасаться от японских самолётов в Китае! А ещё решить множество загадок в разнообразных катакомбах с опасными ловушками. И пережить череду смертельных испытаний, вроде побега из затапливаемого храма.
В перерывах между исследованиями, можно собирать коллекционные предметы, выполнять побочные задания или просто сражаться с солдатами Германии. Боёвка в The Great Circle получилась кривой-косой, но со своим шармом. Инди не вояка и не жестокий убийца, он практически не использует огнестрельное оружие. В бою ему помогают кулаки, хлыст и подручные предметы. Благодаря им сражения вызывают стойкие ассоциации со старой-доброй Dark Messiah of Might & Magic.
И очень хочется верить, что в сиквеле боевая система получит достойное развитие. Потому что Indiana Jones and the Great Circle может стать лишь началом отличной серии приключений. Хочется верить, что они сохранят дух и атмосферу этой игры.
Номинация «Overwatch года»: Marvel Rivals
Руслан Ярсанаев, автор «Канобу»
Как мы уже упоминали, выпускать сетевые геройские шутеры — дело неблагодарное. Concord закрылся, а Overwatch 2 даже после релиза в Steam и череды крупных обновлений не смог достигнуть славы оригинала. Неужто этот жанр совсем мёртв? Marvel Rivals наглядно показала, что это не так. На релизе и по сей день экшен собирает сотни тысячи человек в одном только Steam.
Секрет успеха крайне прост — этой игре было что предложить! Тут есть и красивые персонажи с уникальными способностями. Комбинации талантов и разрушаемое окружение, которые хоть и немного, но расширяют простор для хитроумных тактических приёмов. Прибавьте ещё быстрые матчи, приятный игровой процесс, разные игровые режимы, ну и стильные косметические предметы.
Кроме того, Marvel Rivals у всех под носом провернула крутой трюк, о котором слишком мало говорят. Ведь это крайне успешная игра про супергероев Marvel! И это во времена, когда мета-люди прут из всех щелей, Marvel’s Spider-Man 2 быстро выветрилась у всех головы, эпичные блокбастеры приносят убытки, а многие аналитики говорят о переутомлении от суперов! Возможно, дело отнюдь не в объёмах, а качестве.
Есть ещё одна немаловажная деталь — в Marvel Rivals практически нет халявы вне тематических ивентов. То есть, если хотите приобрести красивый образ на героя, то на него придётся потратить реальные деньги. Бесплатно копить придётся очень и очень долго. А многие игроки любят халяву (никоим образом это не осуждаем, сами любим), что зачастую даёт некоторым проектам дополнительные «очки уважения». Но даже без них Marvel Rivals смогла полюбиться публике.
Номинация «Пропаганда года»: Helldivers 2
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
«Адские десантники», конечно, стали одним из самых ярких событий года. Сразу же после релиза игра Arrowhead взорвала медийное пространство. Казалось бы, чего в ней такого особенного? Ну кооперативный шутер, ну с неотключаемым огнём по своим — что в этом может быть такого?
Если так подумать, то Helldivers 2 в каком-то смысле повторила успех Left 4 Dead. Тоже простейшая формула в своей основе, такое же PvE против толп наседающих противников. Вся соль в невероятном разнообразии игровых ситуаций, которые просто происходят. Вы никогда не знаете, чем обернётся очередной рейд на занятую врагом планету. Сможете ли вы сделать все свои дела быстро и улететь, или вам придётся прогрызать каждый метр с боем? Получится ли обойтись малой кровью, или подкрепления будут прибывать ежеминутно? Смогут ли ваши союзники пересилить желание взорвать во-он ту ядерную бомбу прямо у вас под носом? Хотя, вопрос дурацкий — конечно же нет.
Этим вот «Десантники» и подкупали. Огромное количество совершенно сумасшедших ситуаций. Простой, как палка, но очень приятный игровой процесс. Физика, из-за которой частенько возникают курьёзные ситуации. Ну и, разумеется, сеттинг. Это, как я уже писал в обзоре, идеальное переложение «Звёздного десанта» Верховена на видеоигру. От чего кайф словили абсолютно все — от рядовых игроков и до актёров из того самого «Десанта».
Конечно, у Helldivers 2 год выдался непростым — как и у всех нас, чего уж там. Авторы оказались совершенно не готовы к такой безумной популярности, а потому не успевали быстро выпускать новый контент. Балансные патчи (особенно поначалу) были ужасными, и только отталкивали геймеров от себя. Ну, а про попытку Sony заставить всех зарегистрироваться в PSN и говорить не хочется — копий об эту тему сломано уже достаточно. Отмечу лишь, что всё ещё считают этот шаг откровенным маразмом, который только навредил репутации шутера.
Впрочем, сейчас с игрой всё хорошо. Недавнее обновление с Иллюминатами влило в шутер свежей крови, да и игроки вроде бы примирились с авторами. Поглядим, как оно будет в следующем году — и пожелаем Arrowhead всего наилучшего. Заслужили, черти.
Номинация «Гойда года»: Warhammer 40000: Space Marine 2
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
Нет, конечно, выйди «Русы против Ящеров 2» в этом году, то эту номинацию обязательно бы забрали именно они. Но, увы, продолжение одного из главных отечественных мемов появится в продаже только в 2025-м. Поэтому пришлось взять чуть более серьёзную игру.
Если без шуток, то «Космоморяк 2» — отличный экшен, и один лучших в этом году. Яростный, стремительный, кровожадный, и чертовски красивый. Студия Saber постаралась на славу, перенося мир безрадостного будущего на экраны мониторов — и сделала это по высшему разряду. А после того, как вы пройдёте игру до конца и посмотрите титры, у вас обязательно случится приступ гордости «за своих». Потому что игру по большей части делала питерская студия Saber. Так и хочется сказать — «ну могёте, умеете!».
Нам тут остаётся надеяться на две вещи. Первая — это то, что триквела не придётся ждать ещё десять лет. И вторая — что Saber не станет останавливаться на достигнутом, и будет и дальше радовать крутыми играми. Сейчас в разработке у компании куча всего разного, включая свежеанонсированную игру по франшизе Turok. И Star Wars: Knights of the Old Republic Remake где-то там же затесалась. В общем, скрестили пальцы, сжали кулаки и ждём.
Номинация «Ждун года»: Hades II
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
Просто на всякий случай уточню сразу. «Ждун» не потому, что игру анонсировали тысячу лет назад и всё никак выпустить не могут (привет, Hollow Knight: Silksong!), а потому что она висит в раннем доступе. И ты сидишь, кусаешь губы, скрипишь зубами, но играть отказываешься — чтобы потом, на релизе, влететь в игру о которой не знаешь ничего. Ну, в теории оно во всяком случае так.
На практике же я сорвался в «Аида» сразу же, как они выпустили самую первую версию сиквела. И знаете что? Она уже на старте была чуть ли не больше и разнообразнее, чем оригинальная Hades. Что круто, ведь многие игроки ворчали на то, что в первой игре не хватало разнообразия. И зон маловато, и оружия, и бестиарий скудный… ну, в общем, студия Supergiant Games явно решила, что выслушивать подобное во второй раз не очень хочется.
Hades 2, словом, уже сейчас ощущается полноценной, большой игрой. Ещё лучше, чем её предшественница. Причём буквально во всех аспектах. После прохождения версии раннего доступа я интереса ради вернулся «добить» все достижения в оригинале… и, знаете, было тяжело. После сиквела первая часть ощущается — в геймплейном плане, конечно — как какой-то прототип. Интересный, хороший, но всё-таки не доведённый до ума. Так что если вы жаловались на геймплей, проходя первую Hades, то вторая обязательна для ознакомления.
Ну, когда выйдет.
Номинация «Хватит уже о них» года: Sweet Baby Inc.
Руслан Ярсанаев, автор «Канобу»
Весь год игровую индустрию трясло из-за компании Sweet Baby Inc. Официально она занимается «улучшением нарратива» в играх, продвигая DEI — комплекс идей для разнообразия, равенства и инклюзивности. Результат печальный: в играх переписывают сюжеты, механики и даже дизайны героев. Чтобы как «в методичке» было определённое количество цветных персонажей, инвалидов и представителей сексуальных меньшинств.
Ради этого Sweet Baby Inc. угрожала разработчикам и буквально навязывала свои услуги. Тем, кто отказывался, устраивали травлю в соцсетях. Вдобавок, в этом были замешаны очень крупные корпорации, вроде BlackRock. Из-за них студиям грозили не только социальные, но и финансовые траты.
Неудивительно, что с такими возможностями Sweet Baby Inc. быстро обрела известность среди игрового сообщества. Правда, преимущественно негативную. Если компанию поддерживали инвесторы, активисты и западные журналисты, то обычные потребители, блогеры и многие медийные личности выступили против неё.
Эта борьба до сих пор продолжается и отражается на множестве игр. Некоторые получают заслуженную критику, например, Dustborn. Но есть хорошие проекты, вроде Shadow Gambit: The Cursed Crew, к которым Sweet Baby Inc. тоже приложила руку. И вот их ругают просто по инерции.
Пока невозможно сказать, когда эта история закончится, к каким последствиям приведёт и сколько игр затронет. Но одно можно сказать — из-за этого игровая индустрия меняется прямо сейчас. Иногда заметно, иногда нет.
Игра года: Metaphor: ReFantazio
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
В какой-то момент мне хотелось шутки ради пихнуть в «Игру года» Shadow of the Erdtree. Мол, Джеффу Кили можно так шутить на TGA, а мне нет? Потом, конечно, я решил, что шуточка выйдет так себе. Да и про Elden Ring, в общем-то, всё было вполне исчерпывающе сказано в итогах 2022-го, и добавить тут особо нечего. Поэтому не будем читерить.
Вообще, с выбором «игры года» в этом году было очень сложно. Не было какого-то одного проекта, который выходил и все становились перед ним на колени. Годом ранее это была Baldur’s Gate III, которая одним могучим пинком раскидала всех конкурентов. В следующем это наверняка будет Grand Theft Auto 6 (если, конечно, её не перенесут). Но с этим-то годом что делать?
Немного подумав, мы нашли соломоново решение — Metaphor: ReFantazio. Отличная, очень стильная и просто классная игра, которую мы ни разу не упоминали за весь этот список. Что же, исправляемся. И, нет, не подумайте — это не награда из разряда «пожалели и наградили». «Метафора» абсолютно заслуживает звание лучшей игры уходящего года. Безусловно, докопаться до неё легче лёгкого — но вместе с тем и получать от неё наслаждение тоже невероятно просто.
Как и всегда у Atlus, это очень стильная игра. Красивая — правда, благодаря общему дизайну, а не технологиям. В ней очень крутая музыка, которая к тому же аккуратно вплетена в само повествование. А ещё тут есть яркие и харизматичные герои, добротная история и в общем-то любопытный сеттинг. Единственная «условная проблема» — это жанр. jRPG всё-таки всегда были «на любителя», и Metaphor местами от своей жанровой принадлежности сильно страдает.
Хватает тут и довольно скучных подземелий. И странного баланса в боёвке. И временные лимиты — о, господи, как же я их ненавижу! И прочих сомнительных мелочей, которые способны выбесить. Правда, удивительным образом впечатления от игры это не портит.
В общем, если вы не знаете, куда бы потратить сотню-полторы часов, и у вас нет аллергии на японские ролёвки — обязательно попробуйте. Возможно, что и для вас «Метафора» станет одной из самых любопытных игр 2024 года.