Обзор Xbox One X: Microsoft сделала очень крутую консоль. Надо брать? [+Видео]
Видеоверсия:
О том, что такое Xbox One X и о том, кому она нужна, я писал еще в июне, когда консоль впервые полноценно показали на E3 2017 — это премиальное решение для тех, кому интересна в основном мультиплатформа. Или главная консоль в связке с чем-нибудь еще, чтобы расширить доступную библиотеку игр.
После персонального знакомства с Xbox One X мое мнение почти не изменилось, но к самой платформе от Microsoft я стал относиться значительно лояльнее. Чем же меня зацепила новая консоль? В основном тем, что именно тот некстген от Microsoft, каким он должен был быть с самого начала. И не важно, что на реализацию этой идеи ушло четыре года технических проблем, насмешек, и проигранных сражений.
Лучший дизайн в истории консолей
Кому-то этот сдержанный черный монолит покажется скучным или некрасивым, но меня подход Microsoft покорил — наконец хоть кто-то отказался от давно устаревшей идеи о том, что игровой продукт должен кричать о своей «геймерской» принадлежности нестандартным и вычурным дизайном.
Xbox One X не выглядит как десептикон из параллельного измерения с острыми углами, ребрами и хитрыми вентиляционными решетками. Это маленький, матовый черный ящик с единственным акцентом — блестящим логотипом.
И это прекрасно, консоли уже давно не стоят на полках магазинов игрушек и предназначены не только для игр про пиксельных водопроводчиков и мультяшную живность— в современном мире это универсальный медиацентр для всех типов контента, и выглядеть он должен соответственно. У меня было много разных консолей, но в эпоху Xbox 360 и PS3 я начал замечать, что все они разделяли одну проблему — из-за уникального внешнего вида их невозможно было органично разместить в стойке под телевизором в гостиной. Вот ресивер, вот усилитель, вот примостилась колонка центрального канала, все прямоугольное, строгое, черное. А вот угловато-изогнутое нечто из глянцевого пластика — на промо-фотографиях это смотрелось круто, но на деле выглядит ребячеством и не вписывается ни в один серьезный интерьер.
Оригинальная модель Xbox One попыталась сменить направление, но зашла слишком далеко. Огромный черный «видак» выглядел уж слишком архаично, а проклятая сенсорная кнопка включения постоянно срабатывала во время уборки. Теперь же Xbox наконец нашла свой идеал формы: компактная, сдержанная и совсем не привлекает к себе внимания, ведь по-настоящему важно только то, что внутри.
Отличный медиацентр. С оговоркой
Если рассматривать Xbox One X как домашнюю медиасистему, то при цене в 40 000 рублей Xbox One X завис где-то посередине между Hi-End BD-плеером и «умным» медиацентром с переплатой за дополнительные функции (на нем же еще и играть можно).
В консоли есть все, чтобы стать ядром вполне серьезного домашнего кинотеатра:
- Поддержка 4K потокового видео
- Чтение 4К Blu-Ray дисков
- Чтение CD
- Поддержка HDR-10
- Воспроизведение AVI / MKV видеофайлов с USB-носителя
- Поддержка клиента Plex
- Онлайн-кинотеатры Netflix и IVI с фильмами на русском
Кроме того, у консоли есть дополнительный HDMI для подключения приставки спутникового ТВ — так весь медиаконтент будет входить в телевизор через один HDMI вход и не придется морочиться с переключением. Также предусмотрен S/PDIF оптический аудиоразъем для вывода звукового канала на ресивер и дальше к многоканальному домашнему кинотеатру.
Чтобы получить максимум от возможностей консоли, понадобится хороший телевизор c разрешением Ultra HD 3830×2160 и поддержкой расширенного динамического диапазона HDR.
Стандартов HDR существует несколько, Xbox One X (и One S, кстати, тоже) поддерживает самый распространенный, 10-битный (есть еще 12-битный Dolby Vision, но его поддерживают только самые дорогие телевизоры, а контента под него мало). И на HDR стоит обратить внимание в особенности — с совместимым телевизором игры и некоторые фильмы (например, из специального каталога Netflix) начинают смотреться совершенно по-другому, намного сочнее, ярче и детализированнее. К сожалению, на скриншотах разницу не передашь, ее нужно видеть своими глазами.
Если вы раньше не пользовались Plex, то суть проста — подключенный к домашней сети компьютер становится сервером — достаточно скачать небольшое приложение и зарегистрировать бесплатный аккаунт. После этого на консоль, телевизор, планшет или смартфон можно скачивать приложение-клиент, и просматривать через него фото и видео, а также слушать музыку из коллекции на жестком диске компьютера. За плату можно получить доступ к файлам за пределами локальной сети и стримить их из облака.
Отдельно стоит обратить внимание на то, что даже в совместимых телевизорах могут быть ограничения поддержки 4K и HDR. Например, у моей панели Samsung всего один из четырех HDMI-портов оказался подходящим.
Сначала я подключил Xbox One X и не понял, в чем дело — в настройках видео меня убеждали в том, что телевизор не только не имеет поддержки HDR-10, но и в Ultra-HD не может показывать при частоте в 60 Гц.
То есть при всем желании я бы не смог увидеть свои законные 60 fps, экран просто не мог обновляться с такой скоростью и все равно пропускал бы кадры! Впрочем, немного возни с настройками, и все стало ясно — дело не в телевизоре и тем более не в консоли, просто я использовал не тот HDMI. Будьте осторожны.
Кроме того, на качество подключения влияет длина провода (лучше не брать длиннее, чем лежит в коробке) и наличие посторонних устройств между консолью и экраном. Например, мешать может AV-ресивер или плата захвата, если вы собираетесь стримить (можно вести трансляции через встроенный сервис Mixer, но это подойдет не всем).
Впрочем, есть одна небольшая проблема. Покупать Xbox One X для всего этого совершенно не обязательно.
Потому что Xbox One S за почти вдвое меньшие деньги может делать все абсолютно то же самое. PS4 Pro, для сравнения, может не все — у консоли Sony нет HDMI входа, меньше настроек аудио-видео и она не умеет воспроизводить CD и 4K Blu-Ray диски, только обычные и 3D. Кроме того, Xbox поддерживает несколько видеоплееров из магазина Universal Platform, в том числе, привычный многим VLC-плеер.
Вообще у Xbox One оказалась достаточно богатая библиотека приложений, Sony есть, чему поучиться. Например, есть полноценный браузер Edge и клиент облачного сервиса One Drive — экосистема Windows действительно работает. В ближайшем будущем, кстати, Microsoft обещает добавить нативную поддержку мыши и клавиатуры в приложениях (и, может быть, играх) — так на большом экране можно будет комфортно серфить в интернете или даже работать с документами из облака.
Так что тратиться на One X имеет смысл только ради игр. В 4К. Без просадок fps.
Сила — в играх
Думаю, вы в курсе — вычислительная мощность Xbox One X составляет целых ШЕСТЬ ТЕРАФЛОПС. Большинство людей вообще не в курсе, что это такое, но звучит круто. Microsoft это понимает, но как-то влиять на ситуацию и не пытается.
Для сравнения, мощность PS3 была 0,4 ТФЛОПС, у PS4 уже 1,84 ТФЛОПС, а у PS4 Pro — 4,2 ТФЛОПС. Xbox One X — это действительно самая мощная игровая консоль из всех. С другой стороны, одна GeForce GTX 1070 «тянет» 6,5 ТФЛОПС, и ее для полноценного комфортного 4K-гейминга, по опыту, совершенно недостаточно.
Но тут в дело вступает оптимизация и эффективность консольного железа. Вся система распаяна на материнской плате, а процессор и графическая система вообще объединены в один чип с общим пулом разогнанной оперативной памяти DDR5. В сочетании с относительно нетребовательной ОС (прошивка Xbox жрет намного меньше ресурсов, чем Windows 10) это позволяет выжимать из игр стабильно хорошую картинку в ультра-высоком разрешении и с приличным fps.
Правда, стабильности тут нет — разные игры работают на Xbox One X по-разному: где-то патч обеспечивает стабильные 4К/60 fps, где-то используется адаптивное разрешение, которое иногда падает до 1440р, чтобы выдерживать фреймрейт, где-то вообще используют шахматный апскейлинг, но добавляют деталей и эффектов. Некоторые разработчики вроде CDPR вообще до сих пор не разродились патчем под новое железо, и в «Ведьмака 3» приходится играть как раньше, в 1080р, но с более стабильным фреймрейтом и быстрыми загрузками.
Разброд и шатание, но переход на более мощное железо все равно ощущается.
Новые игры вроде Shadows or War и Assassinʼs Creed Origins в 4К выглядят потрясающе, особенно с HDR: картинка яркая, сочная, фреймрейт держится в районе 60 кадров, серьезных просадок не чувствуется, дальность прорисовки и детализация моделей на высоте, но чудес, разумеется, не бывает — это уровень «высоких» настроек графики из PC версии, не «Ультра». Это заметно и по качеству текстур земли, и по количеству эффектов — продвинутых штук вроде окружающей окклюзии на консоли все еще не завезли.
Удивительно, но производительность вызывает куда больше вопросов не в играх, а в меню. Xbox One X использует ровно тот же самый дашборд, что и One S — то есть никаких иконок в «честном» 4К, интерфейс просто растягивается. Но куда страннее то, что навигацию трудно назвать расторопной — загрузка консоли из полностью выключенного состояния занимает около минуты, а вкладки перелистываются плавно, но лениво, если нужно быстро добраться до какого-то конкретного раздела, это раздражает.
Впрочем, я склонен списать это на недостатки ранней версии прошивки — не было еще ни одной консоли, при запуске которой не выплывали бы софтовые проблемы.
Так что лучше, Xbox или PlayStation?
Сразу оговорюсь, что своего Xbox у меня не было со времен X360, и во время теста я осваивал современную игровую экосистему Microsoft практически с нуля. Да еще и с перспективы «прожженного сонибоя».
По мощности консоль Sony уступает — Microsoft может позволить себе нативное 4К при 60 fps в большем количестве игр, включая не только эксклюзивы вроде Gears of War 4, Forza 7, Forza Horizon 3, но и игры сторонних издателей вроде Shadows of War. Это чувствуется, и это производит впечатление.
Если вам хватает Full HD экрана, разница не так велика — при стандартной консольной графике обе платформы справляются с поддержанием стабильного фреймрейта в 30 fps (более высокие фреймрейты обычно заблокированы) одинаково хорошо, а дальше дело уже за HD-патчами. И вот ими разработчики обычно занимаются довольно неохотно, не факт, что это вообще станет мейнстримом.
С точки зрения мультимедийных возможностей консоли примерно равны — 4K Blu-Ray и музыкальные CD (которые PS4 Pro почему-то не воспринимает) все равно покупают не так уж много людей, а YouTube, Plex и Netflix доступны на обеих одинаково. Xbox One лишь немного вырывается вперед — у него более удобный плеер для проигрывания кино в USB-флешки или жесткого диска и есть инфракрасный порт, чтобы управлять воспроизведением с обычного универсального пульта управления.
Библиотеки игр у Xbox One и PlayStation 4 разные, но решить в пользу какой-то одной оказалось сложнее, чем думалось поначалу. Да, у Sony есть мощная линейка эксклюзивов: Uncharted 4: A Thiefʼs End, Horizon: Zero Dawn, The Last of Us: Part 2 и Spider-Man (2018), которые выглядят прекрасно и предлагают, пожалуй, лучший опыт одиночных игр на рынке.
С другой стороны, и поначалу это не укладывается в голове, одиночные игры сейчас нужны далеко не всем. Аудитория Grand Theft Auto Online, Call of Duty: WWII FIFA 18 и Playerunknown’s Battlegrounds значительно превосходит любой одиночный проект.
И в такие игры на Xbox One X играть лучше, для этого есть целый рад причин. Во-первых потому, что для сетевой игры критически важен максимально возможный и стабильный фреймрейт, который пресловутые 6 терафлопс способны поддерживать более эффективно. Во-вторых, сама сетевая служба Xbox Live гораздо удобнее и стабильнее PSN.
К тому же, на Xbox есть ряд собственных эксклюзивных фишек. Например, несколько десятков игр с Xbox 360 по обратной совместимости, которые на новых консолях получают улучшенный фреймрейт (до 60 fps) и разрешение до 4К. А еще та же PUBG сначала выйдет именно у Microsoft, а Electronic Arts предлагает подписку EA Access — почти вся библиотека EA Sports, шутеры от DICE, серии Mass Effect и Dead Space — все без ограничений за 1 200 рублей в год. Игры в эту коллекцию попадают примерно через полгода после выхода, а к новым релизам подписчики получают доступ на две недели раньше, если оформляют предзаказ.
Microsoft предлагает сразу несколько подписок. Кроме EA Access есть еще Gold и Game Pass. Первый открывает доступ к мультиплееру, специальным скидкам и четырем бесплатным играм в месяц (две для Xbox One и две для Xbox 360 по обратной совместимости), а второй — к огромной коллекции классики для двух последних поколений консолей Microsoft. Game Pass обойдется в 600 рублей в месяц, но за них можно играть во все части Halo, Gears of War, Fable, BioShock, LEGO-играм и многим другим играм вроде Saints Row, которые хочется попробовать или даже пройти, но отдавать несколько тысяч рублей за полноценную собственную копию все-таки жалко.
И последнее — для Xbox One X можно докупить геймпад Elite Controller. Да, он дорогой и для казуальных игр не особо нужен, но в мультиплеере быстро становится понятно, что он правда стоит своих денег. Подобной замены DualShock 4 нет (хотя подвижки уже есть), и при прочих равных Xbox все же смотрится выигрышнее.
К тому же, Microsoft уверенно идет к полноценной кросс-платформенности. Рано или поздно в консоли появится поддержка обычных беспроводных мышей и клавиатур, а это уже совершенно другой уровень соревновательной игры. По слухам, реализуют этот так: при входе в какую-нибудь Halo 5: Guardians система сможет отслеживать подключенные устройства ввода и отправлять в соответствующее лобби, чтобы кибер-атлеты с профессиональной игровой периферией не издевались над обычными игроками со стандартными геймпадами.
Впрочем, опять же, все то же самое есть и на Xbox One S: и обратная совместимость, и подписки на игры, и даже Elite Controller.
Итог
Xbox One X — это не устройство из категории «Надо брать», скорее нишевый апгрейд для конкретных запросов, как тот же Elite Controller. Это крутая стильная железка, которая расширяет возможности стандартной модели, но по факту пригодится далеко не всем.
Если у вас нет 4К HDR телевизора или монитора, то переплачивать нет смысла, и здесь выигрышнее смотрится PlayStation 4. На ней много великолепных эксклюзивов, нет проблем с мультиплатформой, в магазине доступно большинство крупных инди-тайтлов.
Но при наличии подходящего экрана, новая консоль Microsoft намного привлекательнее, чем PlayStation 4 Pro. В условиях 4К производительность становится ключевой характеристикой, и мощность обновленной графической системы тут решает.
Xbox One X — это консоль для тех, у кого уже есть PS4, но для мультиплатформы на новом телевизоре ее уже начинает не хватать. По сути, это идеальный вариант — Xbox One X используется как основная консоль в доме: для мультиплатформенных хитов, для кино в гостиной и игры в онлайне, а стандартная PS4 стоит рядом, чтобы раз в полгода пройти очередной одиночный эксклюзив — сознательно пропускать легендарные вещи вроде Last of Us — Part 2, Spider-Man или переиздания Shadow of the Collossus будет преступлением, но от остальных игр все же стоит получать максимум.