Обзор второй серии «Одни из нас»: встреча с инфекцией

Читай нас
Скриншот «Канобу», кадр из сериала «Одни из нас», HBO Max
Скриншот «Канобу», кадр из сериала «Одни из нас», HBO Max

На HBO Max состоялась премьера второго эпизода сериала «Одни из нас» (The Last of Us). Шоураннеры проекта Нил Дракманн и Крейг Мэйзин в первой серии задали отличный старт для истории, пустившись в драматизм и катастрофичность. Но удалось ли авторам нарастить глубины во втором эпизоде? Редактор «Канобу» Карина Назарова рассказывает, как устроены атмосфера и лор во второй серии, и как авторы вновь разбивают сердечки поклонникам оригинала.

Обзор второй серии «Одни из нас»: встреча с инфекцией - фото 1

Серия продолжает экспозицию персонажей и постапокалиптического мира. Во втором эпизоде сериала Джоэл (Педро Паскаль), Элли (Бэлла Рамзи) и Тэсс (Анна Торв) направляются к Капитолию. Сперва мы застаём троицу в разрушенной комнате. Элли спит на подушке из зелени, выросшей на полу, а её избранность визуально подчеркивает свет солнца, пробивающийся сквозь потолок. В это время терзаемые сомнениями и потерявшие веру Джоэл и Тэсс сидят во тьме, вцепившись в свои оружия. Дракманн поначалу выстраивает дистанцию между взрослыми героями и Элли на формальном и содержательном уровне. Однако по ходу развития событий им удаётся найти друг к другу подход и сблизиться. А первоначальная обособленность Элли от остальных и её неосведомлённость о жизни в жестоком внешнем мире помогают ей выполнить основную нарративную функцию в сюжете серии — девочке предстоит провести зрителей вдоль разрушенных пространств города. Но об этом чуть позже.

Главные особенности и события второй серии

Обзор второй серии «Одни из нас»: встреча с инфекцией - фото 2

2003 год, жизнь инфекции

В новом эпизоде предлагается та же повествовательная структура, что и в первом — экспозиция серии погружает нас в прошлое, в события 2003 года. Джакарта, специалистка по микологии Ибу Ратна рассматривает труп заражённой женщины и не верит своим глазам – споры кордицепса обрели способность выживать в человеческом организме. Сняв первый покров кожи на месте укуса, Ибу обнаруживает сеть живого грибка. Тело полностью поражено, превратившись в субстрат для жизни чужеродного организма.

Сцена насыщена тревогой и ужасом. Испуганное состояние Ибу дублирует металлический звук саундтрека Густаво Сантаолаллы, словно отражающий поверхности лабораторного металла. Настроению женщины вторит и камера, которая пугливо, но с любопытством следует за скальпелем в её руках. Несмотря на небольшой метраж, по ощущениям время здесь замирает, позволяя зрителям разглядеть предвестника катастрофы и впервые встретиться с шевелящимся жутким кордицепсом. Экспозиция завершается эмоционально: из уст плачущей учёной тихо и робко «кричит» предложение спустить на город бомбы, пока не стало слишком поздно. А далее – 2023 год, цивилизация лежит в руинах.

Обзор второй серии «Одни из нас»: встреча с инфекцией - фото 3

Интересное раскрытие лора

В первом эпизоде мы переживали события катастрофы от лица дочери Джоэла, теперь взгляд Элли помогает нам не заблудиться в этом мире. Тэсс по-матерински учит девочку особенностям выживания в жестокой среде и предельной осторожности, тем самым направляя свои наставления и в зрительный зал.

Авторы решают освежить оригинальный сюжет невиданной ранее предысторией инфекции и намеренно ужесточают её монструозность. Оказывается, что все люди, поражённые кордицепсом становятся связаны единой нервной системой – коллективным разумом грибницы. Грибные нити и ветви разрослись вдоль всей поверхности городов и просочились под землю, грибные споры засорили воздух – кордицепс почти полностью оккупировал планету. Стоит неудачно наступить на живую ветвь грибка, как на импульс боли в грибном организме слетятся обращённые всех мастей: и Бегуны, и Щелкуны.

Обзор второй серии «Одни из нас»: встреча с инфекцией - фото 4

Впечатляющий визуальный стиль

В роли оператора вновь выступила Ксения Середа, она цитирует механизмы движения камеры внутри игрового пространства, но в сериале старается уйти в полудокументальный стиль с помощью ручной съёмки. Большая часть событий происходит в полу-безопасных убежищах и разворачивается в диалогах, однако дрожащая живая камера придаёт каждой сцене тревожное внутреннее движение.

Элли всё в новинку. Она впервые оказалась вне стен КЗ и впервые наблюдает красоту и опасность внешнего мира. Несмотря на испытываемый ужас, девочка с восторгом окидывает взором разрушенный Бостон. И, правда, здесь есть на что посмотреть. Декорации, продуманные до мелочей, – сильная сторона сериала. Брошенные и перевёрнутые машины, обвитые корнями деревьев, высотки, поросшие растениями, двери зданий, покрытые грибными нитями, вода, заполнившая этажи старых зданий.

Экология города полностью подчинилась природному хаосу – мир превратился в ползучую, жутчайшую отчуждённую территорию, где больше нет места человеку.

Помимо живописных видов, визуальность серии сосредотачивается и на сокрытых, сломанных убранствах бывших эпицентров городской жизни. Например, в местном отеле на рояле теперь играет жаба, а вместо посетителей – утки. Благодаря этим чудаковатым деталям и эстетически приятной романтизации руин к середине серии начинаешь забывать, что герои находятся в жестокой среде. Заставляют забыться и уместные шутки Элли, и почти что семейные взаимоотношения героев. Следить за общением Тэсс, Джоэла и Элли интересно, они перетягивают всё внимание на себя, но это лишь усиливает переживание ужаса в последующих сценах. Например, на глаза персонажей попадается проспект Бостона, на дорогах которого роится масса заражённых — когда-то живых людей. Совместное проживание страха помогает персонажам сблизиться, а зрителям понять неигровой масштаб представленной трагедии.

Обзор второй серии «Одни из нас»: встреча с инфекцией - фото 5

Атака в музее

Добравшись до музея, герои случайно провоцируют разрушение здания, на громкий шум приходят два щелкуна – создания, которые с помощью эхолокаторов могут ориентироваться в пространстве по звуку. Воплощением монстров занимался декоратор сериала «Чернобыль» (Chernobyl) Барри Гауэр. Детализированная физиология монстров делает существ объемными, мертвецов — по-настоящему живыми. Немалую роль в этом правдоподобии сыграли актёры из числа фанатов игры, знакомых с поведением этих существ не понаслышке. Группе едва-едва удаётся отбиться с помощью пуль, но Тэсс не повезло, где-то за пределами кадра её укусили.

Обзор второй серии «Одни из нас»: встреча с инфекцией - фото 6

Жертва Тэсс ради спасения человечества

После события в музее, серия набирает свой темп. Теперь медлить нельзя, перед глазами Тэсс маячит смерть. Женщина обретает решимость и раскрывается как персонаж. Мы чувствуем её потерянность и сломленность — нет дома, нет сил, нет будущего. Но за горьким чувством предстоящей смерти внезапно обнаруживается надежда на глобальное спасение. Тэсс признаётся Джоэлу в любви и просит его взамен громких слов и прощаний подарить ей обещание завершить миссию – дать человечеству шанс.

Обзор второй серии «Одни из нас»: встреча с инфекцией - фото 7

Постепенное раскрытие персонажей

Анне Торв удалось увидеть в своей героине духовную силу, какой она поражала в сюжете игры. Педро Паскаль и Белла Рамзи восхищают тем, как они с корнями вросли в роли Джоэла и Элли. Джоэл в исполнении Паскаля получился молчаливым, осторожным, но при этом ранимым, что не считывалось в образе оригинального персонажа в исполнении Троя Бейкера. При этом ранимость уместна и скорее сравнима с подавленностью и усталостью.

Несмотря на то, что отношениям Джоэл и Тэсс посвящено совсем немного времени — опасный мир не дал им простора для романтики и разговоров по душам, актёрам всё же удалось воссоздать на экране необходимую смысловую глубину их отношений. Драматургия в серии важна для развития сюжета в последующих эпизодах: по ходу событий Джоэл отпускает свой скептицизм и обнаруживает в себе отеческие чувства к Элли, он готов пожертвовать собой, чтобы уберечь её от смерти и готов исполнить своё обещание, дарованное Тэсс.

Обзор второй серии «Одни из нас»: встреча с инфекцией - фото 8

Вердикт: продолжаем смотреть!

Шоураннеры заметно очистили пространство сериала от второстепенных персонажей и побочных линий, сосредоточившись на раскрытии пугающей способности жителей постапокалиптического мира адаптироваться в нечеловеческих условиях. Второй эпизод доказал потенциал экранизации стать самодостаточным и отдельным проектом. Оттолкнувшись от оригинала, авторы явно не планируют безоговорочно следовать старой истории, Дракманн полон решимости представить слегка альтернативное развитие событий, но от этого не менее мрачное и эмоционально разрушительное.

Читай нас