Обзор первой серии «Одни из нас»: патетическое погружение в мир катастрофы
![Кадр из сериала «Одни из нас»](https://cdn.kanobu.ru/articles/pics/tmp/images/2023/1/16/22bc9e51-5511-4aee-88f2-919d33e906c1.webp)
15 января на HBO состоялась премьера сериала «Одни из нас» (The Last of Us). Долгожданная экранизация одноимённой игры от студии Naughty Dog. В числе шоураннеров автор оригинальной истории Нил Дракманн и Крейг Мэйзин – режиссёр сериала «Чернобыль» (Chernobyl). Качественная адаптация, раскрывающая детали оригинального мира игры. Редактор «Канобу» Карина Назарова делится впечатлениями от просмотра первой серии. Осторожно, впереди спойлеры!
Экспозиция. «Когда ты потерян во тьме»
![Обзор первой серии «Одни из нас»: патетическое погружение в мир катастрофы - изображение 1 Обзор первой серии «Одни из нас»: патетическое погружение в мир катастрофы - фото 1](https://cdn.kanobu.ru/editor/images/65/cb10d63b-231c-429b-82ff-44ae1def8bd7.webp)
Телеэкран 1968 года, двое учёных рассуждают о грядущей эпидемии смертоносного вируса, способного быстро эволюционировать и овладевать человеческим телом и разумом. В тот год родился Джоэл. Только 35 лет спустя, в 2003 году, смертоносный грибок настигнет его и всё человечество. В день Икс ничего не предвещало беды. Несмотря на видимую усталость, Джоэл, кажется, был доволен своей жизнью. В его доме уют, поутру его дочь по имени Сара (Нико Паркер) готовит всем завтрак, а брат героя – Томми (Габриел Луна) язвительно прикалывается. Теплоту семейного быта не способны охладить даже тревожные новости по радио – важное предупреждение радиоголоса остаётся незамеченным, а, между прочим, говорят, что в Джакарте начались беспорядки, гражданам США стоит немедленно вернуться на родину.
Экспозиция сериала позволяет разглядеть мир «Одних из нас» и его героев детальнее. Мы узнаём, что Сара была чутким подростком с добрым сердцем. Попавшая на крупный план простая деталь в виде наклейки на бампере позволяет увидеть в Джоэле ветерана войны, участвовавшего в операции «Буря в пустыне» в Ираке. Помимо живого пересказа отношений героев через особенности их рутины, экспозиция полна маленьких деталей, которые собираются в предчувствие беды.
![Обзор первой серии «Одни из нас»: патетическое погружение в мир катастрофы - изображение 2 Обзор первой серии «Одни из нас»: патетическое погружение в мир катастрофы - фото 2](https://cdn.kanobu.ru/editor/images/55/f5ae1ce2-35f0-480a-afab-bf6e1aa8b9f6.webp)
Сара подмечает, что мир за пределами её дома стал словно другим, непривычно беспокойным и неестественным. Забежав в часовую лавку, камера, выступающая здесь как продолжение глаз героини, начинает вглядываться в циферблаты часов и стремительно бегущие секундные стрелки – вот она, безмолвная патетика.
Вдруг жена часовника боязливо выгоняет девочку за дверь и запирает их на ключ. А дороги улиц между тем заполонили полицейские машины, повсюду звучат сирены, но мало кто обращает на это внимание, кроме Сары, все таки «это Америка», а, значит, полицейский патруль – обычное дело. Однако, что-то не так. Престарелая соседка корчится в неестественных гримасах, а её собака вдумчиво таращится в одну точку, пока посреди ночи не сбегает из дома искать новый приют.
Такое продолжительное внимание к состоянию мира перед апокалипсисом позволяет выстроить необходимую динамику его разрушения и показать на контрастах, как в один миг цивилизация обращается в руины, а привычные свободы сгибаются под грузом политического террора. С одной стороны – излюбленный троп жанра-катастроф, с другой – продуманный до мелочей вызов зрителю, требующий узнать в увиденном не столько начало сюжета оригинальной игры, сколько неигровую реальность.
Специфика погружения в историю
![Обзор первой серии «Одни из нас»: патетическое погружение в мир катастрофы - изображение 3 Обзор первой серии «Одни из нас»: патетическое погружение в мир катастрофы - фото 3](https://cdn.kanobu.ru/editor/images/7/3f85bca0-8859-4ef8-9df1-b739ed6f1c3f.webp)
Той ночью на город обрушилась тьма – вирус распространился с феноменальной скоростью, люди стали превращаться в зомби. В панике Джоэл, Сара и Томми стремятся выехать за пределы города. Но на их пути горят дома, взрываются машины, люди молят о помощи. Смотреть становится невозможно – тревога превращается в слёзы.
Погружение в пространство и в сюжет берёт на себя камера. Она застревает в замкнутом пространстве машины вместе с героями, боязливо всматривается в происходящий за окнами апокалипсис. Камера, за которой стоит операторка Ксения Середа, идентифицируется со взглядом Сары, девочка озирается по сторонам и в ужасе замечает тотальную потерю человеческого облика прежнего мира. Сцена в машине производит клаустрофобический эффект: пространство внутри кадра задыхается в страхе вместе с героями. Но вскоре им придётся бежать к трагической кульминации своим ходом.
![Обзор первой серии «Одни из нас»: патетическое погружение в мир катастрофы - изображение 4 Обзор первой серии «Одни из нас»: патетическое погружение в мир катастрофы - фото 4](https://cdn.kanobu.ru/editor/images/50/e56dc233-ac60-4306-a592-b851ad7bf5a1.webp)
В постапокалиптичный мир 2023 года мы вновь погружаемся с позиции детской перцепции. Маленький мальчик подходит к вывеске «Добро пожаловать», висящей на стенах бетонной границы Бостона, охраняемой солдатами FEDRA. В стенах города безымянного мальчика не ждёт счастливая и сытая жизнь. Всем чужакам по вене пускают яд, а тела сжигают. В карантинных зонах страны установлена военная диктатура, а повстанческие группы за годы сопротивления словно уже успели утратить прежний пыл и толику надежды. Здоровые жители стали больше походить на зомби, чем сами монстры – в этом новом почти оурэлловском мире лучше не выделяться, лишний раз не двигаться и молча исполнять свои обязанности.
Во время показной расправы военных над нарушителями порядка, уже контрабандист Джоэл вместе с подругой Тесс (Анна Торв) планирует побег из карантинной зоны на поиски своего брата Томми в Вайоминг. Но выбраться из города можно только одним способом – помочь «Цикадам» – повстанческой организации, борющейся за возвращение прежнего государственного строя. По поручению главы «Цикад» Марлин (Мерл Дёндридж) Джоэл должен сопроводить девочку Элли (Белла Рэмси) в Капитолий Массачусетса. Элли, острая на язык и бойкая девчонка, некоторое время сидела в убитой старостью и бедностью комнате, будучи прикованной цепями к трубе. Пару недель назад её укусили, но вирус не распространился дальше её руки (хотя каждый укушенный обращается в течение суток). Кажется, она – шанс человечества на спасение и именно ей предстоит посвятить свою жизнь большой миссии.
Характер сериала и персонажи
![Обзор первой серии «Одни из нас»: патетическое погружение в мир катастрофы - изображение 5 Обзор первой серии «Одни из нас»: патетическое погружение в мир катастрофы - фото 5](https://cdn.kanobu.ru/editor/images/81/6e82bdba-5a96-49a9-972d-3b68a09e0c59.webp)
Режиссёром первого эпизода выступил Крэйг Мэйзин, автор сериала «Чернобыль». Ему вновь удалось раскрыть масштаб катастрофы посредством взгляда на личные трагедии людей, случайно втянутых в роковые обстоятельства. Но удивляет то, как выверенно и стройно используется почти та же игровая динамика движения героев в пространстве и та же механика камеры, что и в оригинальной The Last of Us. То ли сама игра и вправду достигла удивительного уровня кинематографичности, то ли авторы всеми силами стараются сделать адаптацию действительно адаптацией, а не пародией. Всё здесь работает, каждая сцена становится последующим этапом в погружении в этот мир, знакомство с персонажами не кажется вторичным. Этот выдуманный мир, как и прежде, наполнен ужасами, но всё ужасное здесь ближе к реальному-человеческому, чем к фантастике, ужасы в мыслях: тревоге, потерянности, разбитости, скорби, злобе.
Само повествование так же старается идти шаг в шаг с оригиналом. Безусловно, при переносе нарратива с одного медиума на другой потери неизбежны. Но создатели стремятся их по возможности минимизировать. Отсутствие управления главным героем и идентификации с ним шоураннеры восполняют драматическими аспектами и вниманием к душевным состояниям персонажей. Дракманн и Мэйзин умело манипулируют сменой интонаций в сценах: с трогательной на катастрофическую, с жестокой на нежную. Маленькие редкие улыбки в стенах мрачного города дают хоть какую-то видимость надежды, язвительные реплики, как ни странно, — потенциал для восстания, внезапный флэшбэк — понимание бесконечного траура героя по погибшей дочери и сентиментальность его сердца.
![Обзор первой серии «Одни из нас»: патетическое погружение в мир катастрофы - изображение 6 Обзор первой серии «Одни из нас»: патетическое погружение в мир катастрофы - фото 6](https://cdn.kanobu.ru/editor/images/93/5cedd93b-d168-4849-aa7a-439f90e057db.webp)
Образовавшаяся химия между персонажами Педро Паскаля и Белы Рамзи начинает работать с первых тактов их встречи. Актёрам удалось воплотить на экранах свои прообразы блестяще. Демоническому взгляду Педро Паскаля, сочетающему в себе угнетённость со скрытой яростью, веришь. Героиня Белы Рамзи получилась на удивление яркой, Рамзи крадёт шоу у своих взрослых коллег благодаря сильной актёрской харизме.
А что до нас, до зрителей – теперь мы управляемые марионетки, которыми двигают сценаристы при помощи яркого размаха эмоций и драмы. Серия получилась взрывной, пугающей, в ней есть все детали и аспекты первой главы игры: экшен, насилие, трепет, но представлены и иные детали, которым раньше немножко не хватало места — чуткость, любовь и сила человеческого горя. Западные кинокритики, уверяют в том, что в последующих сериях напряжение будет только нарастать, а первоначальное качество проекта совсем не обманывает. Будем следить за развитием событий!
Следующий эпизод будет доступен на HBO Max 22 января в 05:00 по московскому времени.
![guccikazanova guccikazanova](https://cdn.kanobu.ru/r/a1609e58638e1ecdd0c80101800d297e/100x100/u.kanobu.ru/accounts/88/10351588/avatar.jpg)