Обзор комикса «Bloodborne. Конец сна» — спорное, но все равно приятное возвращение в Ярнам
С Bloodborne в принципе сложилась интересная ситуация. Нет никаких сомнений, что фанаты, как говорится, «хотят еще». Однако From Software не спешит делать продолжение, вместо этого довольствуясь намеками в VR-игре Deracine. Зато успела выйти настольно-карточная игра Bloodborne: The Card Game, причем официально лицензированная. Однако комикс ближе всего подобрался к тому, чтобы стать полноценным спин-оффом.
Анонсировали его еще в октябре 2017 года, но переведенное на русский язык издание вышло только недавно. Сценарист — Алеш Кот, успевший поработать над такими комиксами, как «Отряд самоубийц», «Секретные Мстители» и различными альтернативными проектами. Он не отрицает, что большой фанат игры, в которой на момент анонса провел свыше 200 часов, а сейчас, наверно, и того больше. За рисунок отвечает Петр Ковальски, стиль которого вы можете знать из комиксов по «Ведьмаку» и «Темной башне».
Описание с обложки достаточно туманное. Нам вновь обещают рассказать историю охотника, ищущего бледную кровь. Сам Кот тоже был скуп на сюжетные подробности:
В комиксе будут загадки, странные, жуткие, ужасные и кровавые — а также подтекст разлагающегося романтизма, идущий рука об руку с вбивающимся в мозги и раскалывающим душу экшеном.
Что хочется сказать сразу: экшен, быть может, и не «вбивается в мозги», но точно получился первоклассным. Ковальски способен создавать очень насыщенные подробностями и динамикой картины, что идеально подходит под запредельную скорость сражений игры-первоисточника. Так что боевые сцены «Конца сна» вас не разочаруют.
Тем более, что они полны отсылок к эксклюзиву PS4. Авторы не стали выдумывать ничего лишнего в плане дизайна, потому отважный охотник сражается против обратившихся в монстров людей, Чудовища-кровоглота, змеиных клубков и встречается с Амигдалой. В этом ему помогает сначала пила-топор, затем — пила-вертушка. А движения напоминают боевой стиль из игры.
Даже локации и сторонних персонажей все фанаты Bloodborne узнают моментально. Причем нельзя сказать, что их использовали исключительно для фансервиса и ублажения игроков. Ковальски и Кот применяют знакомые элементы, чтобы рассказать свою историю. Ее сущность диаметрально противоположна игре от From Software. Ведь если последняя посвящена погружению в самые глубины кошмара, то «Конец сна» — о побеге из него любой ценой.
Тут стоит отметить, что у сценариста был огромный простор для фантазии. Все-таки главная особенность сюжета игры — его недосказанность. Ключевые факты мы узнавали из описаний предметов, элементов окружения, загадочных фраз NPC или и вовсе додумывали самостоятельно. И это круто, ведь такой подход подогревал интригу и заставлял воображение работать активнее.
Однако Кот отказался от столь неординарного нарративного принципа, уйдя в сторону более доступного и наглядного сюжета. Даже охотник у него — это не проекция игрока, а вполне самостоятельная личность.
С загадочным прошлым, тяжелым настоящим и туманным будущим, но все-таки главный герой комикса стал полноценным персонажем, а не своеобразным проводником по ночным кошмарам Ярнама. Но вот воспользовался автор им не самым лучшим образом.
Приключения протагониста начинаются с того, что охотник Джура поручает ему сопроводить мальчика-носителя той самой бледной крови, «которая преодолеет охоту». Потому они сбегают из объятого пламенем Старого Ярнама и устремляются… куда-то подальше. Комикс не любит разглашать ценную сюжетную информацию, а многие моменты по своей структуре напоминают сон.
Только если в игре из-за ее интерактивности подобные моменты были интересны сами по себе, то в графическом романе их разбавили пространными размышлениями о сущности охоты главного героя. Мол, «охотник должен охотиться», а кровавая резня в Ярнаме стала для них единственным смыслом существования.
Замысел сценариста тут очевиден — приставив к охотнику необычного ребенка, он хотел очеловечить героя, продемонстрировать, что он способен не только на постоянный цикл убийств и смертей.
Насколько это удалось? Трудно ответить, ведь эта сюжетная линия постепенно мельчает и будто растворяется в воздухе. Чем дальше от кошмара уходят герои, тем менее очевидной становится цель их путешествия. Нельзя сказать, что авторы потеряли сценарный фокус, ведь даже пейзажи и окружение подчеркивают все усиливающуюся ирреальность. Так что зыбкость происходящего наверняка создана намеренно.
Но вот незадача — для полноценной «логики сна» история получилась слишком объективной. Даже переход в Сон Охотника с фирменной надписью «You Died» показывается, как нечто обыденное. Дорога охотника и мальчика тоже не блещет откровениями, зато полна рефлексии и тоски. В ней можно даже уловить библейский мотив или, если вам так угодно, отсылку к «Дороге» Кормака Маккарти.
«Конец сна» будто балансирует между объективной реальностью и фантасмагорией, но не рискует полноценно зайти ни на одну из территорий, оставаясь в своеобразной «серой зоне». Со стороны «сна» комиксу не хватает по-настоящему абсурдных и непонятных событий, каких-нибудь эфемерных метафор и прочих вычурных элементов. Без них странствия по границам кошмаров кажутся немного блеклыми.
Причем это минус как раз со стороны сценария, ведь по отдельным страницам и композиции кадров видно, что Ковальски не чуждо все невозможное и невероятное. Пожалуй, его рисунок — главное украшение «Конца сна», ради него можно советовать комикс всем и каждому. Художник порой не стесняется даже играть с перспективой объектов, добавляя происходящему большей сюрреалистичности. Становится немного обидно, что история не позволила его художественному гению развернуться в полной мере.
А как тут со стороны «реальности», то есть каких-нибудь расширений общего сеттинга и лора игры? Увы, ничего особого любители теорий и домыслов не найдут. К примеру, наш главный редактор Денис Майоров, а по совместительству — главный фанат Bloodborne в редакции, оказался очень разочарован комиксом. Не сказать, что «Конец сна» слишком сильно искажает некоторые факты, но своих персонажей он использует далеко не лучшим образом. Да и фанатская база у игры такая, что точно воспримет любые попытки изменения и дополнения любимой вселенной в штыки.
Но именно на поклонников Bloodborne и ориентирован комикс в первую очередь.
Лично мне было приятно вновь увидеть мрачные, но такие манящие улочки Ярнама. Вопрос лишь в том, сможете ли вы преодолеть внутренний скептицизм и закрыть глаза на некоторые минусы «Конца сна». Удовольствие, получаемое в итоге, явно того стоит, но и мириться с совестью сумеет не каждый.
Касательно тех, кто никогда не слышал о Ярнаме, Великих, охотниках, зверях и прочем. Им будет гораздо тяжелее вникнуть в суть комикса, ведь в нем каждая страница основана на игре. Однако если вы любите качественный рисунок, то «Конец сна» станет достойным пополнением вашей книжной полки. Все-таки художник из Ковальски крайне хороший.
Но самое примечательное в комиксе, что это лишь первый том и первая история о безумном и обескураживающем падении Ярнама. На момент написания статьи вышло еще пять выпусков, правда, они пока не переведены на русский. И вот в них уже все намного интереснее. Так что если вы готовы принять «Конец сна» в качестве пролога к чему-то более великому, то комикс тоже заслуживает прочтения.
Да и в конце концов, если Bloodborne 2 никогда не выйдет (а скорее всего, так и будет), разве не приятно хоть в формате графического романа вернуться в места, навсегда запавшие в сердце?
На русский язык комикс переведен издательством АСТ под импринтом Mainstream. «Bloodborne. Конец сна» издан в твердом переплете, в нем 112 страниц. За качество перевода можете не переживать, ведь и ответственный редактор Антон Смоленцев, и просто редактор Никита Казимиров (это я, да!) оказались поклонниками Bloodborne, потому ориентировались в первую очередь на игру.
Редакция «Канобу» благодарит за предоставленный на обзор комикс издательство АСТ.
Нормальный комикс, но рекомендую только фанатам бладборна.
рисовка огонь