Обзор четвёртой серии «Дома дракона»: секс как двигатель сюжета и тяжёлая женская доля

На HBO и в «Амедиатеке» вышел четвёртый эпизод «Дома дракона» (House of the Dragon) под заголовком «Король узкого моря». Учитывая обилие эротики, фанаты «Игры престолов» наконец дождались отголосков оригинального сериала… или нет? В традиционном рекапе сериала редактор «Канобу» Мари Григорян объясняет, почему секс в «Доме дракона» иногда совсем не то, чем кажется.
О чём четвёртая серия «Дома дракона»

Со смерти жены короля, выбора его второй жены и непродолжительного бунта его брата, Деймона Таргариена (Мэтт Смит) прошло четыре года. В Королевской гавани всё спокойно: Визерис I (Пэдди Консидайн) мирно живёт с королевой Алисентой (Эмили Кэри), а внешние враги наконец перестали угрожать трону хотя бы на время. Правителя беспокоит только одно – отсутствие подходящей партии для дочери.
На самом деле, женихов у Рейниры (Милли Олкок) несколько десятков. Но ни один из них не по нраву принцессе, которая вовсе не хочет выходить замуж и покидать столицу. Оттягивая момент выбора, она пытается ухватить последние моменты своей свободы.
Тем временем в Королевскую гавань возвращается Деймон – с победой, ведь у него в руках корона поверженного врага. Но ликование и одобрение со стороны брата в его адрес продержится недолго.
Главные моменты четвёртой серии
Секс – это политика

Четвёртый эпизод наконец вознаграждает тех, кто с таким нетерпением ждал одного из важных аспектов «Игры престолов». Об отсутствии постельных сцен переживали даже читатели «Канобу». Отставить сомнения– как уже отметили русскоязычные коллеги, в новой серии «очень много секса».
В «Игре престолов» секс имел очень разный функционал: иногда это было самоутверждение и эмпауэрмент (в случае Дейнерис), иногда – насилие и унижение (в случае Сансы), иногда – бунт и продуманная месть (в случае, например, Серсеи). Неопытные юнцы теряли головы и подводили целую семью, женщины управляли мужчинами, но чаще всего эротика использовалась всё-таки для увеселения зрителя. Это была фишка сериала наравне с жестокостью и реками крови; для аутентичности в сценах даже участвовали реальные актрисы порно.
Сцены в приквеле не стали менее откровенными: зрителей всё ещё обнажённые тела, сомнительная мораль и целая оргия в борделе. Но тон происходящего определённо изменился. Режиссёркой этого эпизода выступила Клер Килнер («Берег москитов»), а сценаристом – Ира Паркер («Всё к лучшему»). Вместе они выдали красивые и очень разные по характеру, но всё равно удивительно деликатные сцены секса.

И каждая из них имеет функциональное и нарративное значение не только для эпизода и сезона, но и для всего сериала. В случае Таргариенов секс – это больше сюжетный поворот, чем какая-то волнительная сцена, пусть и снятая умело.
В чём вообще основная боль «Дома дракона»? В отсутствии искренней любви, которую его герои могут выражать без препятствий, сомнений и страхов. И речь здесь о любви не только романтической, но и отеческой. Любая эмоция может стоить человеку его власти и влияния.
Особенно от этого страдает Рейнира, которую бесконечно шпыняет собственный отец. Никогда нельзя быть уверенным, что движет окружающими её людьми – забота или жажда выгоды, власти и богатства? В этих условиях даже её сексуальное желание становится предметом торга, всего лишь преимуществом для одних игроков и отягчающим обстоятельством (а то и позором) для других.
Все тягости жизни женщин (и не только) при дворе

В «Доме дракона» женским персонажам вообще не принадлежит ни один аспект их жизни. Их предназначение вроде бы сводится к безволию в выборе мужа, невеселой половой жизни и бесконечным родам – достаточно посмотреть на линию Алисенты. Всё, что не укладывается в привычные рамки, будет осуждаться: об этом разные герои говорят несколько раз за серию.
Но на данном этапе своей карьеры Джордж Мартин глубоко феминистичен – рискну сказать, гораздо больше, чем авторы ребута «Ангелов Чарли» или «Охотников за привидениями». Тяжело ли написанным Мартином женщинам? Да. Но были ли они действительно безвольными в «Игре престолов», «Доме дракона» и их литературных первоисточниках? Вопрос очень спорный
Постоянное повторение постулатов вроде «я никогда не буду сыном» или «будь я мужчиной, мне бы было это позволено» в диалогах может раздражать, и поступки Рейниры – главной женской героини – прямо им противоречат. Ей сходит с рук бунтарское поведение, она по-прежнему может летать на своей драконихе, принимать самостоятельные решения и даже выбирать себе любовников (только если очень тихо).
Вся сила произведений Мартина в их системности, даже если говорить конкретно о женщинах – а большая часть интересных конфликтов приходится именно на них. Патриархат – это система, которая будет наказывать Рейниру, принесет ей много краткосрочных и долгосрочных последствий. Бороться с ней долго и выматывающе, а малейшая ошибка может стоить женщинам «Дома дракона» их свободы.
Мартин вскрывает эту сторону общества так же хорошо, как и любые другие социальные проблемы. Конфликт внутри одной семьи некоторым зрителям (и критикам) может казаться несколько мелочным, если сравнивать его с «Игрой престолов»… Но ведь речь во всем сериале и идёт об одной семье!
Минус: медленный разгон и отсутствие антагониста

Новые эпизоды «Дома дракона» хочется хвалить раз за разом – большинство минусов, которые могли напрягать в самом начале сезона, в них исправляются. Но две проблемы остаются на том же уровне: сюжет шоу развивается невероятно медленно, а конфликт слишком далеко впереди.
Как уже неоднократно повторялось в обзорах на серии, до событий «Танца дракона» сюжету хронологически далеко. И если по части внутренних конфликтов у сериала всё хорошо, то внешние в нём попросту отсутствуют. Герои доблестно разобрались с единственным врагом Вестероса, – за половину эпизода!, – а остального мира будто не существует.
Внешняя политика по-прежнему появляется в «Доме дракона» пунктирно, мелкими репликами советников и практически единственной (пусть и отличной) экшен-сценой в третьем эпизоде. Король Крабов, предводитель пиратов под началом Вольных городов, как раз мог бы разбавлять повествование и оттягивать нагрузку с сюжетной линии Рейниры. Но сценаристы то ли не заинтересованы в реальных врагах Таргариенов, то ли не решили, что с ними делать.
Смотреть ли дальше: всем, но поклонникам книг – особенно
Прелесть «Дома дракона», как и любой экранизации, в том, что желающие могут прочитать его примерный сюжет в фан-энциклопедиях. История каждого героя в них излагается подробнейшим образом – в том числе яркие сцены с Рейнирой из этой серии. Не говоря уже о том, что фанаты Мартина давно знают концовку этой печальной истории.
Но поклонники «Пламени и крови» найдут в сериале даже больше интересного, чем те, кто подключился к сериалу из-за «Игры престолов». Несколько правильных реплик, изменённая мотивация и мелкие детали – то, что делает «Дом дракона» действительно новым, альтернативным и крутым прочтением оригинала.
Однако и винить тех, кто отвалился от просмотра спустя пару эпизодов, винить сложно: приквел вышел невероятно медленным, местами даже тоскливым. Возможно, стоит пообещать «очень много секса» и завлечь этих зрителей обратно.


