Так ли хорош Mortal Kombat Пола Андерсона?
Андерсон сосредоточился на том, что делало Mortal Kombat таким популярным – жестоких и впечатляющих сражениях. Если не брать во внимание Кристофера Ламберта, исполнившего роль Рейдена, каст целиком состоял из мастеров боевых искусств (каратэ, джиу-джитсу, дзюдо).
Режиссер передал дух знаменитого файтинга, сохранив иконические атрибуты вроде узнаваемых героев, их костюмов и «коронных» ударов. Обязательное «Get over here!», без которого и «Смертельная битва» не «Смертельная битва», также прозвучало – и как прозвучало! Более того, фильм Пола Андерсона привнес в серию и новые элементы, которые впоследствии стали неотъемлемой частью Mortal Kombat. Например, легендарную главную тему, написанную композиторами Прагой Кханом и Оливером Адамсом.
Говоря о киноленте Пола Андерсона, нужно понимать, что мы (я уж точно) смотрим на его работу сквозь розовые очки ностальгии.
«Смертельная битва» и сегодня считается единственной удачной экранизацией видеоигр — даже ее продолжение, вышедшее в 1997 году, не сумело повторить успеха предыдущей картины. Но заслужил ли Mortal Kombat свой титул? И был ли у нас хоть один достойный фильм, снятый по мотивам популярных видеоигр? И самое главное – нужны ли нам эти экранизации?
Говоря о киноленте Пола Андерсона, нужно понимать, что мы (я уж точно) смотрим на его работу сквозь розовые очки ностальгии. Я вспоминаю не только Джонни Кейджа и его фирменные удары по яйцам, но и видеомагнитофоны, и журналы с наклейками, и фишки, и картриджи с Mortal Kombat.
Все эти детские артефакты переходили из рук в руки, к этим гик-сокровищам относились с трепетом даже на закате VHS-эпохи. «Смертельная битва» стала культом и одновременно символом счастливого детства, когда жизнь была беззаботнее, а хвалебное «Excellent!» звучало громче и чище. И как вся эта любовь могла не передаться фильму Андерсона? И как мы могли простить его продолжению сломанную шею Джонни Кейджа и другого, уже не «нашего» Рейдена?
Но чем больше я думаю о первой «Смертельной битве», тем отчетливее понимаю, что, вероятно, хорошим фильм сделали совершенно отвлеченные внешние факторы – те же фишки и журналы. С годами ностальгия все сильнее искажает восприятие пережитых нами событий и полученных впечатлений. Именно поэтому сегодня возможны фильмы вроде «Неудержимых» и того же Kung Fury. Все это игра в поддавки с коллективной бессознательной тоской по детству.
Разве были гнусавые переводы Володарского так уж хороши? Разумеется, нет. Тогда почему многие ищут на торрентах и по приятелям с живыми «видаками» именно его озвучку? Почему мы продолжаем ходить в кино на новые «Крепкие орешки» и «Терминаторы» («Генезис», к слову, собрал в России 20,5 миллионов долларов; для сравнения, последний «Безумный Макс» заработал у нас всего 12,5)? Уж точно не ради их качества и культурной ценности. Все упирается в воспоминания и погоню за мироощущением юного себя. Поэтому я повторю вопрос. А была ли «Смертельная битва» хорошим фильмом? Или тут все как с Володарским – эффект розовых очков, алогичное фанатское помешательство?
Отзывы критиков подтверждают мою теорию о ностальгической горячке. Понимаю, что обзоры – это не всегда показатель, но тут есть важный момент. Рецензенты шли на показ с чистой головой. Они не раскладывали фишки с друзьями, не коллекционировали наборы жвачек с наклейками, на которых были изображены арты из видеоигр, не спорили, кто и кого будет отыгрывать в дворовых «ролевках». А самое главное, журналистам, оценивавшим ленту, на тот момент было сильно больше, чем нам с вами, и ностальгировали они по совсем другим вещам: комедийным сериалам «Я люблю Люси», «Трое – это компания» и, допустим, «Стар Треку» с Шетнером и Нимоем.
И, что особенно важно, авторы изданий оценивали работу Андерсона как фильм, а не как переложение игры на кинопленку. Потому на Mortal Kombat и обрушился шквал негативных отзывов. На Rotten Tomatoes рейтинг картины по итогам 30 обзоров составил всего 33%, на IMDb – 58/100 (пользовательский рейтинг – 58% и 5,8/10 соответственно). Маловато для ленты, заслужившей звание лучшей экранизации видеоигр, согласитесь?
Но если и «Смертельная битва» оказалась так себе фильмом (пусть и успешным в смысле сборов), что у нас остается? «Обитель зла», снятая тем же Андерсоном? Спасибо, увольте – эта мыльная опера с зомби и Милой Йовович давно уже превратились в несмешную пародию на оригинальную игру.
Far Cry и Bloodrayne Уве Болла? Не буду ехидничать, я просто напомню, что третья часть «Бладрейн», вышедшая в 2011, посвящена вампирам-нацистам, а в кадре мелькает Гитлер-кадавр (пользовательская оценка на IMDb – 3,0/10).
Ну а кто помнит хоть что-нибудь из экранизации Doom? Кроме камеры, переключавшейся на вид от первого лица, конечно. Может, «Лара Крофт» с восхитительно молодой и гибкой Анджелиной Джоли? Тоже нет – ужасное кино (если хочется сексуальной Лары, лучше включите Tomb Raider XXX: An Exquisite Films Parody, честнее будет). «Принц Персии»? «Сайлент Хилл»? «Супербратья Марио»? Нет, нет и «Боб-Хоскинс-пил-на-съемках» нет.
На Rotten Tomatoes рейтинг Mortal Kombat составил всего 33%, на IMDb – 58/100 (пользовательский рейтинг – 58% и 5,8/10 соответственно). Маловато для ленты, заслужившей звание лучшей экранизации видеоигр, согласитесь?
И я ничего не жду от нового «Хитмэна» с Рупертом Фрэндом, я со сдержанным интересом наблюдаю за работой над экранизациями Assassin’s Creed и Uncharted. Но даже если все ожидаемые мной проекты окажутся такой же ерундой, как «Макс Пейн» с Марком Уолбергом, я не расстроюсь. Потому что не вижу смысла в этом кроссформатном транзите.
Я люблю Hitman за то, что я сам планирую убийство очередного богача. Assassin’s Creed – за возможность изучать старинные города и их архитектуру. Uncharted – за приключения и загадки, которые решаю сам. Убери эту интерактивность, и мы получим еще один фильм про безупречного наемника, кино по Дэну Брауну и «Индиану Джонса» без Харрисона Форда. При этом продюсеры, вероятнее всего, не оставят и следа от любимых нами серий – посмотрите сериал Episodes с Мэттом Лебланом, чтобы понять, как работает современная киноиндустрия. И если даже Mortal Kombat делают хорошим лишь наши ностальгические воспоминания, есть ли смысл продолжать и дальше плодить фильмы по мотивам игровых серий? Не лучше ли оставить попытки и смириться с тем, что кино в играх уместнее, чем игры в кино?
Ответ я получу после выхода полнометражного World of Warcraft – мне интересно, как Blizzard справилась с самостоятельным производством фильма. Кто знает, может, у студии получится прервать порочный круг дешевых низкокачественных экранизаций? Было бы здорово! Надеюсь, Blizzard убедит меня и своим примером докажет, что из игр может выйти отличное кино, а предыдущие картины про наших любимых персонажей были всего лишь недоразумением.