«Нишу заслуженной стервы российского кинематографа я заняла». Интервью с Марьяной Спивак
— До работы над «Эпидемией» были ли вы знакомы с таким жанром фильмов или сериалов, где человечество уничтожил какой-то вирус?
— Вы знаете, я никогда особо не была поклонником жанра. Не могу сказать, что опиралась на какой-то фильм.
— То есть у вас не было источников вдохновения при работе над образом выжившей в постапокалиптическом мире?
— Нет, исходили из ситуации, описанной в сценарии. В детстве, проводя лето в деревне, мы с подругой бывало играли, представляли что будет, например, если на деревню нападет стая волков и всех загрызет, и как мы будем спасаться от них сидя с ружьем на дереве. Запасались печеньками забирались туда и сидели боялись.
Страх апокалипсиса по той или иной причине мне кажется у человека в крови. А на съемках У нас была очень профессиональная команда — художников особенно. Они были замечательные, воссоздавали такие жуткие картинки, что не нужно было ничего придумывать. Обошлись без всяких «хромакеев» и компьютерных спецэффектов, от этого все еще реальнее и страшнее.
— А вы знакомы с сериалами «Ходячие мертвецы» или «Во все тяжкие»?
— «Ходячие» не смотрела, а «Во все тяжкие» да.
— Почему мы спрашиваем… Героиня Анны Ганн во «Все тяжкие» выступает в амплуа очень упрямой «бывшей жены героя», чем вызывает раздражение у определенной части аудитории. Можете ли вы понять такое отношение, как зритель?
— Я понимаю зрителя, конечно же, относительно Иры в «Эпидемии». По первым эпизодам Ира может восприниматься как неприятная женщина со стервозной натурой, по сравнению с такой положительной Аней.
Но, как адвокат своей роли, могу сказать что это же неспроста так. Она же не потому злая, что хочет быть такой. Просто в текущих обстоятельствах она вынуждена так себя вести, и это, конечно, все от боли от какой-то, от обиды, от прочего. Не знаю, спойлер или нет, но, по крайней мере, в течение этих 8 серий мой персонаж претерпевает изменения. Ира успеет раскрыться с разных сторон.
Больше об «Эпидемии»:
А что касается героини «Во все тяжкие», то она ведь тоже неоднозначный человек. Она тоже оказывается в непростой ситуации. Все зависит от обстоятельств, как и в жизни.
Вот вчера мы играли спектакль «Отелло», например, где я играю Дездемону, в театре «Сатирикон». Казалось бы, такой образ «божий одуванчик», такая прекрасная, ни в чем неповинная, задушенная, бедная-несчастная. А у нас в спектакле она раскрывается с разных сторон, потому что ее видит Отелло в разных образах. И вот за спектакль я успеваю сыграть и стерву, и божий одуванчик, и такую недалекую блондинку, и очень умную, стратегически подкованную женщину. Очень много разных проявлений одного человека за 3 часа спектакля.
А здесь 8 серий, куча событий и как следствие — раскрытие персонажа с неожиданной стороны.
— Как вы считаете, ваша роль в «Нелюбви» оказала влияние на ваш кастинг на роль Иры?
— Думаю да, какую-то нишу «заслуженной стервы российского кинематографа» я заняла. Но хотелось бы верить, что все-таки героини разные, несмотря на общность характера. Конечно, это такая большая опасность застрять в одном образе, обрасти штампами. Стараюсь искать для себя разные детали образа даже в схожих по характеру ролях.
Хотя мне всегда было интереснее играть героинь с характером, мне как-то претило всегда играть принцесские роли, или страдающих деревенских барышень и так далее. Мне гораздо интереснее играть людей с характером подальше от себя.
Насчет использования в одном амплуа… Вот фильм у Тарантино — «Однажды в Голливуде». Когда герой Ди Каприо все время играет негодяев, штампует эти роли, и это в какой-то момент начинает его напрягать. Но в принципе это все равно гораздо интереснее чем когда ты из фильма в фильм переходишь в каком-то мелодраматическом героическом образе.
Тем более, у меня есть опыт и других ролей в кино — например, я очень люблю свою Ирину в сериале «Шифр», к которому мы сейчас снимаем второй сезон. Ее никак не назовешь стервой. И потом, когда выкладываешь всю свою стервозность на работе, домой приходишь нежный-пушистый, никого не трогаешь, тарелки в стены не кидаешь. Все довольны и счастливы.
— По-вашему, насколько «Эпидемия» семейная история, и насколько фантастически-апокалиптическая?
— Я думаю, она в большей части семейно-драматическая. Да, в сериале показаны обстоятельства постапокалипсиса, но в принципе такое могло случиться в любых экстремальных условиях — просто в одном месте собралась бы компания неприятных друг другу людей, по какой-то причине вынужденных существовать вместе. Конечно, это психологическая драма отношений.
— Лично меня в описании сюжета сериала заинтересовала не история про вирус, идея про мужчину, который в одной социальной ячейке вынужден совмещать две семьи — бывшую и актуальную. Такого, кажется, нигде пока не было…
— Может, в кино этого и не было, но в жизни часто случается так, что мужчинам приходится тянуть две семьи — бывшую и нынешнюю, и бывшая женщина все время лезет в отношения с нынешней. Вообще, как мне кажется, наша история не может не увлекать, потому что все ситуации в ней жизненные — и в каждом герое кто-то узнает себя.
— Вам были интересны отношения вашей героини с героиней Виктории Исаковой, действующей женщиной героя?
— Да, конечно, мы еще в процессе съемок выясняли, кому что достанется. Но при этом в жизни у нас были прекрасные отношения. Рабочая вражда не перетекала в жизнь, слава богу.
Больше про «Закатать в асфальт»:
— Вы много работали в дубляже — в этом году озвучивали героиню Дженнифер Карпентер в триллере «Закатать в асфальт»…
— Вы знаете, если бы вы мне сейчас это не сказали — я бы и не вспомнила. На самом деле, когда работаешь в дубляже, редко запоминаешь названия, все происходит очень быстро. Про какой эпизод вам рассказать?
— Ну вот такой шокирующий, внезапный вывод героини.
Да, сцена, которую я озвучивала, мне очень близка, я понимаю героиню Карпентер. По сюжету муж выгоняет героиню на работу, а у нее маленький ребенок, ей тяжело. Мне это знакомо, потому что я своего ребенка обожаю настолько, что сложно с ним разлучаться. Я пошла работать, когда моему мелкому было всего 3 месяца. Съемки были долгими, и я испытывала моральные страдания из-за того, что я ушла от ребенка работать.
— Вы еще озвучивали Аманду Рипли, дочь Эллен Рипли, в игре Alien: Isolation…
— Да, было дело. Я сама видеоиграми не увлечена, и для меня это такой темный лес. Вообще озвучание игр обычно отличается от озвучания фильмов.
Если в фильмах ты сначала видишь картинку, то в играх наоборот — сначала записывается текст, а потом под него прорисовывается изображение. И когда актеры видят этого персонажа, узнают, как он выглядит, как он двигается и говорит, случается, что нужен еще один этап озвучания.
— А есть у вас какой-то любимый опыт работы в дубляже?
— Из компьютерных игр я очень люблю League of Legends. Там была парочка такая — Шая и Рэйкан. Обычно голоса мы записываем в одиночку в студии, а этих двух красавцев мы писали вдвоем, с замечательным артистом Филиппом Бледным. Это было живое общение, такой дуэт в игре. И в студии мы отталкивались друг от друга, что-то придумывали, фантазировали…
А из фильмов было забавно переозвучивать «Сияние». Все мы смотрели этот фильм-легенду еще в детстве, а теперь мы его переозвучивали со всем ужасом — с разбиванием топором дверей, визгами, криками… Это было очень круто.
Больше о российском кино:
— Вот, кстати, еще один пример героини, очень сильно раздражающей зрителя!
— Да, у меня раздражающий персонаж опять. Но, например, я озвучивала и несколько работ Евы Грин — она же прекрасная. Барышня с характером, у нее часто бывают отрицательные персонажи, но она не отталкивает, она только привлекает.
— В 2019 году вас еще что-то зацепило из фильмов или сериалов — помимо упомянутого Тарантино?
— Я проглотила все сезоны «Рассказа служанки», жду теперь выхода следующего. Это из зарубежного. Было много работы, поэтому мало чего удавалось посмотреть. Из наших понравился «Шторм» Бориса Хлебникова, прекрасный совершенно.
Этот сериал меня впечатлил больше его же «Обычной женщины», которую я смотрела с удовольствием. Смотрела «Содержанок», смотрела «Домашний арест» на PREMIER. Видела большинство сериалов, которые были на наших интернет-платформах. В общем, у меня был год российских сериалов.
— Что вы можете как профессионал сказать о работе Элизабет Мосс в «Рассказе служанки»?
— Она, конечно, фантастическая. Я не знаю, как она это все переживает на экране. К третьему сезону сериала уже начинаешь немножко уставать — кажется, что страдать дальше уже просто невозможно. Но первые сезоны — это такое садомазохистическое наслаждение ее игрой. Она не боится быть страшной, это в ней привлекает. У нас артистки стараются в кадре быть условно красивыми, припудрить носик, если рыдать — то рыдать красиво.
Еще мне очень понравилась героиня Ивонн Страховски, мучительница героини Мосс. Она тоже классная, я слежу за ней в инстаграме, и это совершенно другой человек в жизни. В сериале ее персонаж не может забеременеть, а она в это время уже родила ребенка… Это такие женские темы, но они очень душещипательные.
— Еще что-то ждете в 2019-м, в декабре, что точно будете смотреть?
— Точно буду смотреть «Эпидемию» — интересно, что получилось. Мы сами видели только две серии, и даже их смотрели с замиранием сердца, потому что и не подозревали, что это будет ТАК круто! И даже несмотря на то, что мы знаем, чем все дело закончится, нам безумно интересно посмотреть дальше.
— А вы «Эпидемию» рассматриваете как мини-серию, как законченный проект, или как сериал с продолжением?
Мы все надеемся на продолжение, на то, что сценаристы еще что-то придумают. Нам бы всем очень хотелось еще раз столкнуться со всей командой — и с режиссером Пашей Костомаровым, и с операторами, и с художниками. Это были несколько месяцев… счастливого апокалипсиса.
- Наша рецензия на «Секту» — лучший российский сериал года
- Впечатления от сериала «Полярный»