Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
22 ноября в прокат выходит «Апгрейд» — фантастический боевик Ли Уонелла, сценариста и создателя «Пилы». В российском дубляже голос одному из главных героев фильма подарил стендап-комик и видеоблогер Данила Поперечный. Мы встретились с ним после премьерного показа  «Апгрейда», чтобы поговорить о процессе озвучания, юморе и цензуре в России.
22 ноября в прокат выходит «Апгрейд» — фантастический боевик Ли Уонелла, сценариста и создателя «Пилы». В российском дубляже голос одному из главных героев фильма подарил стендап-комик и видеоблогер Данила Поперечный. Мы встретились с ним после премьерного показа «Апгрейда», чтобы поговорить о процессе озвучания, юморе и цензуре в России.

Расскажи, как ты вообще попал на озвучку «Апгрейда»?

Мне написали в директ в Инстаграме. Я искал голые сиси и наткнулся на интересное предложение.

Не жалеешь, что сиси не нашел?

Очень жалею, но ничего страшного, сиси еще придут. Так вот, написали: «Привет, есть идея, чтобы ты озвучил в официальном дубляже в прокате персонажа в фильме «Апгрейд».

А ты знал про него что-нибудь до этого?

Да, прикол в том, что как раз на тот момент все, кого я смотрю, всякие Кат-Зэ-Крэпы и Кьюбайты нахваливали его, мол, «Веном» — говно, а вот это — конфета. Я посмотрел трейлер и такой: ну, прикольно! И тут как раз мне говорят, что фильм выходит в дубляж, и все такое. Я спрашиваю: «А кого озвучивать?». Они говорят — Стэма.

Деревянный голос искусственного интеллекта? Пожалуй, с этим я могу справиться.

А почему согласился вообще?

Да просто прикольный опыт. Ну здорово же, прикинь, по стране прокатят, и фильм не говенный.

Что было сложнее всего? Ты же не профессиональный актер!

Страшнее всего был не оправдать ожиданий. Я с режиссером дубляжа болтал когда, говорил: «Так, занижайте максимально планку. Сколько в теории может занять запись?». Она говорит: «Смотри: если ты суперкрутой — где-то часа полтора. Если ты обычный — три часа». Я говорю, ну понятно: часов шесть будем записывать. В итоге записали за три, что греет мне душу.

Какое место больше всего запарывал? Сколько дублей?

Ой, там с дикцией какая-то залупа все время была. Самая моя первая затычка случилась в моменте, когда надо было очень быстро говорить много цифр. Один, один, один, слэш, слэш, слэш… И мы решили делать это не нарезкой, а я попытался все это сразу прочесть. И в тексте это очень тупо выглядит: типа там цифры, и ты реально должен бежать по строчке и не сбиваться.

Но это все звучит, как будто жалоба, на самом деле вообще ничего не было суперсложного. Просто озвучка.

Кого бы еще хотел озвучить? Назови любых трех героев, можно даже уже дублированных.

Звездный Лорд — потому что я толстею очень быстро. Так. Даже не знаю. Супербобровых хочу переозвучить всех. Вторую часть обязательно. И-и-и что еще…

Порнопародию какую-нибудь?

О-о-о, да! Короче, была такая порнуха, которую озвучивал Петя Гланц. Про монашку. Нет, про монаха, и он такой говорит: «Покайся в грехе, суканах! _#$^ _(распутная) сосалка!». Вот это я бы хотел переозвучить.

Ха, у тебя опыт есть какой-то релевантный?

Это наш внутренний мем, мы обожаем эту порнуху, потому что ее очень смешно переозвучил Петя Гланц. Всю. И мы, в общем, любим это, ценим, и это наш, типа, Святой Грааль, к которому мы все прикладываемся рано или поздно.

Чтобы вы поняли, как звучит Петр Гланц.

«Апгрейд»-то фильм — не особенно веселый. Тебя можно назвать технофобом? Как ты вообще думаешь, в будущем искусственный интеллект нам поможет, или мы все очень рискуем?

Я не думаю, что можно так категорично его оценивать. Я уверен, что в чем-то он будет помогать, а в чем-то — охеренно геморроить. Да, скорее всего, искусственный интеллект задаст нам жару, но по большей части он полезен. Это, знаешь, как говорить: «Вот ножи. Они хорошие или плохие? Мы режем ими хлеб, но они могут убить человека. Запретить ножи!».

Но ножи не думают, с другой стороны.

Ну, да. А где та грань? Как понять, программа вычисляет или думает? А не программа ли мы?

Посмотри «Из Машины»!

Смотрел! Да, прикольно.

В общем, я думаю, что надо изобретать и не ссать. Единственное — оставаться гуманными.

Но, с другой стороны, может быть и нет (злобная усмешка). Может быть, стоит немножко шагнуть дальше, чтобы… не знаю, понятия не имею. Я просто чувак, который шутит про пердеж.

Ну, а вот появится робот, который будет про пердеж шутить. Работу потеряешь!

О черт! Я буду его мыть тогда, буду так зарабатывать.

Кстати, о шутках про пердеж. Ты собрал стадионы. Не только ими, правда, но все же. Что дальше, Даня?

Не знаю, собирать… город. Да, хочу собрать город, весь.

Какой?

Начнем с Воронежа. Да нет, на самом деле для меня «Ледовый» был гештальтом, который я закрыл. Галочку поставил, мол, вот, это произошло. Чувак из интернета без помощи телека собрал стадион своей комедией. Специфической весьма. И для меня это многое расставило по местам, но при этом я хочу сказать, что комедия, как по мне, — все-таки не очень стадионный жанр. Потому что это больше должно быть шоу, а не чувак вот такой (показывает пальцами пару сантиметров), который стоит и базарит за власть и за «о-вы-замечали», и которого можно увидеть только на увеличивающем изображение экране. Мне больше нравится выступать, знаешь, в местах, где ну максимум тысяча человек. Когда ты всех видишь, когда (щелкает пальцами) сразу чувствуешь реакцию зала, шутканул — и сразу ее слышишь. Потому что в «Ледовом» и в «Крокусе» была фишка: я луплю панч, и я знаю, что он заходит, но слышу пару секунд тишины и ссу: «Что? Не зашло?». А потом… «РРРООООО!!!». В общем, очень долго доходит, и я выступаю, словно у меня пинг очень херовый и все подлагивает. Вот это мне не очень нравится. А так, конечно, круто видеть столько людей. Вау.

Что дальше? Не знаю. Мне хочется снимать сериал хороший.

Тоже только в интернет? Не на телек?

Конечно! Нахер телек! Он не нужен. Я планирую и дальше развивать интернет и делать контент, который бы привлекал заказчиков и крупные бабки на сервис, чтобы в интернете можно было делать продукт, не уступающий по качеству, и по рекламным бюджетам, и по просмотрам телевизионным. По просмотрам мы их вообще уже опережаем.

Сколько обычно правды в твоих стендапах? Я могу в следующем услышать историю про тупого журналиста, который спрашивал тебя про фильм «Апгрейд»?

Это был не ты, это после тебя пришел! Слушай, ну процентов 70% — это правда. Процентов 15 — приукрашивания, оставшиеся 15 — чистый вымысел. Нет, ну когда шутка, например, про педофилию — это, конечно, чистый вымысел. Я почему про это шучу: для меня это нонсенс. Правда? Заниматься сексом с ребенком? #$^ (Кошмар)! Я это говорю и, сам типа: «Ха! Прикиньте, я такой был бы чувак!». В общем, такой посыл. Это, конечно, все фейк. Но когда какие-то истории, то они в основном… Скажем так, я все-таки автор, и какую-то работу над ними проделываю. Одну и ту же историю можно рассказать пятнадцатью разными способами, и естественно элемент приукрашивания в некоторых историях есть. Но по большей части почти все правда.

Было такое, что к тебе к приходит твой друг или знакомый, о котором ты рассказывал в стендапе, и что-нибудь предъявляет? Или, наоборот, радуется?

Не, у меня много кто в моем кругу и так знает эти истории. Хотя я же вот застендапил про Бантееву в последнем «Спэшале», и встретил ее ни с того, ни с сего…

…У подъезда?

Типа того: на концерте Жака Энтони. Куча чернокожих — и Бантеева сидит. Я такой: «Э-э-э, привет!». И она тут: «Привет, Данечка! Я смотрела, мне очень понравилось, я даже не обижалась!». Я спрашиваю, мол, на что обижаться-то, я же тебя там даже не чморю! Ну я все равно не обижаюсь, говорит.

Так что единственное, от кого мне прилетает, — это всякие депутаты. Вот помощник Милонова сильнее всего обижается на мои шутки. Даже Соловьев, который меня поддрачивал, посмотрев мой стендап, просто забанил меня в твиттере. Вот максимальные последствия.

Последнее, что было, — Норкин, ведущий НТВ написал на меня заявление. Причем ровно в тот момент, когда по сети вирусились видео из колоний, где избивают заключенных и насилуют их черенками от лопат. И он такой: «У-у-у! Парень, который шутит про власть, — вот наша проблема!».

«Надо не ссать и делать»: интервью с Даней Поперечным

За что заявление-то?

Типа я оскорбляю честь и достоинство человека, но он не уточнил, какого именно.

Всегда было интересно, как стендап-комики готовят материал. Потому что, если Карлина послушать, складывается ощущение, что он думает об этом вообще всегда.

Да он просто старый брюзга!

Но ты вот не старый брюзга! Как готовишься, как копишь материал? Вряд ли же ты просто садишься за стол и начинаешь писать шутки?

Иногда и такое бывает, кстати! А иногда просто идешь по улице, видишь какую-то срань и такой: «Ха! Странно!». Открываешь заметки, туда вгоняешь. У нас в Питере каждую среду мой открытый микрофон в «1703». Я туда прихожу и катаю материал. Раньше я думал, что выступать перед своим зрителем проще — оказалось, что нифига, потому что у них наоборот повышенная планка ожиданий. Типа, о, Поперечный! И когда я выхожу с посредственной херней необкатанной, они все такие: «Ну мы так и знали — говно ссаное!».

«Надо не ссать и делать»: интервью с Даней Поперечным

Как изменилась твоя жизнь после «Нелицеприятного»? Там же много шуток про власть, появились ли из-за этого проблемы?

Нет, пока ничего такого. Власти странно работают: они через год, скорее всего, начнут переживать из-за этого стендапа. Так что единственная проблема, которая появилась, — это ощущение, что надо перепрыгнуть вот этот уровень, и не в плане сборов, а в плане качества материала. Мне каждый раз хочется прыгнуть выше головы, и не понятно, получится ли.

Недавно на YouTube заблокировали клип Хаски. С цифровых площадок удаляют песни ЛСП. Закрыли канал RBL. Что, по-твоему, происходит? Осталась ли в России свобода слова?

Слушай, на своем примере, могу точно сказать: да! Потому что, видишь, какой я в «Ледовом» трэш загонял — и ничего.

И не пытались ничего запретить? Ни один организатор не «слился»?

Единственное, что мне запретили делать — у меня был бит, где на экране появлялась свастика, и на зал проецировалась свастика, и она крутилась!

Ну блин, Даня! Ну ты же должен был догадаться! (смеюсь)

Конечно, конечно! Причем, в некоторых городах получалось это сделать! Но я реально: выложил «Спешал» и сидел на сумках пару недель, типа: «Все, _#$^ _ (конец) мне?». Да вроде нет!

Свобода слова есть, я думаю, все, что сейчас происходит с клипами и с творчеством, — это они проверяют нас на прочность и смотрят реакцию народа.

Тогда давай как человек, который ни перед кем не прогнулся (ну, по крайней мере, мы не знаем о таких случаях): что нам делать?

Ну, я частично прогнулся уже! Мне в свое время запретили, точнее, прозрачно намекнули, что мне не стоит делать подкаст, где я разжевывал, почему законопроекты — говенные.

Люди в костюмчиках?

Ну… история умалчивает, скажем так. Но этот стендап я сделал, ни с кем не советуясь, и вот теперь сижу на очке: «Уоп-па-па, ослушалась рыжее дитя!».

Что делать? Я не знаю. Думаю, продолжать лупить. Всех не отчислят, как в школе говорили. Всем двойки не поставят.

Руслан Белый сказал, что ты не комик. Ты с ним согласен? Как ты вообще относишься к стендапу на телевидении в целом?

Ну, если мне не изменяет память, я выхожу, говорю написанные шутки, и люди смеются. Я пока еще не настолько #$^ (сумасшедший), чтобы лупить в тишину, и потом на постобработке добавлять смех зала. Реакция Белого мне понятна: он старый ватник, который два месяца назад узнал, что существует депрессия. Плюс я во «вДуде» сам нелестно о нем, о его творчестве, отозвался, плюс ему реально может не нравиться мой материал — как и многим. Мне понравилась одна штука, которую он сказал: мол, он сможет рассмешить мою аудиторию, а я его — нет. Мне очень понравился этот горделивый вброс — и я принимаю пари!

Разрешаю Руслану Белому выступить у меня на разогреве в следующем году. А я выступлю у него — давай так!

Отлично! Ну, а стендап на телеке вообще возможен?

Это говенно!

Цензура?

Да. Я ни в коем случае не хочу сказать, что весь стендап должен быть политическим, и острым, и зубастым, но сам факт того, что он не может там таким быть, — это обрезает крылья. Потому что стендапу в Америке больше 60 лет. И у них общество на свободе слова взрощено. К тому моменту, когда стендап начал появляться, люди были готовы к жести.

А у нас готовы уже? Ты же собрал «Ледовый»!

Да! Ну конечно да! Люди хотят этого, потому что у них в печенках сидит Comedy Club, который шутит про то, что Трамп — #$^ (идиот), а Путин — красавчик. По телеку другого не показывают, а в интернете пока все ссут. Нам нужно двигаться в эту сторону, и движение есть.

«Не ссать и придумывать?»

Типа того.

Как ты относишься к женскому стендапу? Трудно ли женщинам пробиться в жанре?

Я думаю, женщинам сложно в стендапе исключительно из-за того, что они сами себе напридумывали какие-то ограничения. Возможно, это последствия многолетнего репрессирования баб. Типа мы им все время: «Ой, вы не можете этого, вы должны вот это и вот это». И вот щас они получили эту свободу, и многие из них такие: «Блин_! И че делать-то?». Часть из них считает, что есть разделение на комиков-женщин и комиков-мужиков. Я думаю, что если девочки шутят не специальный «девчачий юмор» (хотя это тоже жанр)… Ну, знаешь, когда выходят и говорят: «Блин, вот мужики #$^ _(идиоты)!», — сложно же мужикам над этим угорать, потому что они не ассоциируют себя с…

#$^ (идиотами)?

Да. Нет, ну ассоциируют, просто сразу начинается: «А че это?». Так вот, если девчонка-комик шутит про странные законопроекты, и можно убрать тот факт, что она девочка и просто перевести в текст ее материал так, что будет непонятно, кто читает, — это #$^ (зашибись). Это универсальный материал.

Просто девчонки че-то ссут, я думаю, что им надо меньше разговаривать, больше писать и пробовать. И все будет _#$^ _(зашибись).

Бывают ли у комиков депрессии?

Ха-ха! Следующий вопрос! Ты че, это же, блин, основное топливо. Не знаю, как у всех, но у меня максимальная ненависть к себе является самым плодотворным источником.

Ненависть к себе?

Да, конечно!

Понимаю, что вопрос сложный, но за что ты себя ненавидишь?

Очень простой: потому что я слишком хорошо себя знаю. И знаю, каким бы я мог быть, и вижу, че на самом деле. И это раздражает, в плане творческих возможностей, в плане жизненных каких-то решений и так далее.

«Надо не ссать и делать»: интервью с Даней Поперечным

Ты фанат комиксов.

Есть такое.

Как так вышло?

У меня был Fox Kids — я в невероятном восторге был от «Человека-паука» и «Людей Икс». А потом оказалось, что в Воронеже, на рынке, где бабушка покупала пряники и хавку, был ларек с журналами, где бабка, которая там торговала, скупала с поезда Москва-Воронеж «Марвеловские» комиксы, переизданные на русский язык. И я такой: «Блин! Я знаю этих_ ребят, Человек-Паук, #$^ _(офигеть)». И я начал скупать их, и эта старая мымра тупила… Нет, ну это чудесная женщина, благодаря которой у меня хоть что-то было, но она все время _#$^№ _ (упускала) поезда, и у меня были выпуски: первый, второй, четвертый, девятый. И я голову ломал: что в промежутках происходило? В выпусках, которых у меня не было. Но я где-то года с 2001-2002-го плотно сижу на комиксах.

Сколько их уже? Есть коллекция?

Да, есть такая большая папка, как для бумаг, и там реально дофигища комиксов. Ну, щас я новые уже покупаю, но у меня там есть и первые выпуски Ultimate, и «Гражданская война», которая тогда только на русском появилась. Так что да, я жил в месте, где было много чернокожих, и читал комиксы. Поэтому я теперь ношу Эйр-Джорданы.

Любимая серия комиксов?

Мне нравилась Marvel Zombies, где Рид Ричардс из Фантастической четверки из Ultimate-Вселенной, связывается с Ридом Ричардсом, как он думает, из классической Вселенной. Они строят вместе портал между Вселенными, а потом оказывается, что Рид Ричардс из Amazing-вселенной на самом деле из вселенной зомби. Хе-хе. И они вторгаются в Ultimate-вселенную.#$^ (Офигенное) дерьмо!

Только в комиксах такое может быть.

Да, очень клево. Надеюсь, фильм снимут скоро.

Озвучишь кого-нибудь там.

Надеюсь на это.

«Надо не ссать и делать»: интервью с Даней Поперечным

Кого бы ты послал на три буквы?

Ой. Давай так: иди на _*__#$^ _— и заканчиваем интервью (смеется). Можно так сделать? Нет, ну на самом деле… Не знаю, всех, кого бы я послал, я уже слал неоднократно. Я чист: дзен, хорошее настроение.

Кого посмотреть, чтобы стало понятно, что такое стендап-комедия?

Она очень разношерстная. Если, чтобы понять, что это такое, то смотри. Разные жанры: Си Кей (естественно), Бо Бернэм (музыкальная комедия), Джимми Карр (ванлайнеры). Если добавить в эту кучу других переменных, то Даг Стэнхоуп, Джо Роган и Билл Берр. Вот этот треугольник — ребята, которые мне очень нравятся. Для ознакомления можно посмотреть Джорджа Карлина — но я не очень большой его фанат. Я больше фанат Ричарда Прайера.

А почему Карлин не нравится?

Он мне не не нравится — он просто меня не смешит. Я понимаю, почему это было смешно тогда: был другой исторический и временной контекст. Сейчас не так вкатывает. Это как сейчас читать Толстого: тебе сложновато в его слог: «Ну да, гений… Но тяжко идет «Война и мир, сука!..». Вот здесь то же самое. Но Карлин — невероятно крутой сатирик.

А, ну и классический концерт Эдди Мерфи!

А из наших?

Дай нам время!

Спасибо Диме Кинскому за помощь в подготовке вопросов.