«Мы приблизились к “Людям в чёрном”»: интервью с режиссёром «Последнего богатыря» Дмитрием Дьяченко
В кино 23 декабря выходит «Последний богатырь: Посланник тьмы», завершение трилогии, которая уже успела собрать в российском прокате миллиарды рублей и завоевать доверие зрителей. Автору «Канобу» Мари Григорян удалось поговорить с режиссёром всех трёх фильмов Дмитрием Дьяченко и спросить о необычной приглашённой звезде, вдохновении картинами Васнецова и планах на вселенную русских сказок.
Франшиза «Последний богатырь» совместно создали студия Yellow, Black and White и российский офис корпорации Disney. Первый фильм вышел в 2017 году, окупился за первый же уикэнд, собрал в целом 1,7 миллиардов рублей и получил неплохие отзывы критиков. Вторая часть, «Последний богатырь: Корень зла» (2020) вышла ещё более коммерчески успешной — за планкой в два миллиарда рублей. Подробнее о создании фильмов, а также о том, каким вышел «Последний богатырь: Посланник тьмы», можно почитать в рецензии «Канобу».
Режиссёром фэнтези-блокбастеров стал Дмитрий Дьяченко, до этого известный по более камерным проектам. С 2008 года он снял несколько фильмов с комедийным объединением «Квартет И» — «День радио», «Быстрее, чем кролики» и две части «О чем говорят мужчины». Дьяченко также снимал первые два сезона популярного сериала СТС «Кухня» и его спин-офф фильм «Кухня в Париже».
О вдохновении и камео Филиппа Киркорова
Главный вопрос после просмотра: как родилась идея пригласить Филиппа Бедросовича в фильм? Что появилось, так сказать, раньше — Жар-Птица как персонаж или желание увидеть его в необычной роли?
Конечно, сначала мы решили, что в фильме должна появиться Жар-Птица: в сюжете она играет очень важную роль. Но кто его или её должен играть, мы долго не думали. Филипп Киркоров не просто певец, он классный артист. Кому-то он может казаться излишне ярким и эпатажным, но он выкладывается — не жалеет сил на площадке. И у нас сыграл отлично. Филипп понимает юмор и может иронизировать над собой: он ведь играет Филиппа Киркорова, прикалывается по полной над своим образом.
Получается, Киркоров соединяет вселенную фильма и нашу реальность?
Да, мы здесь близки к фильму «Люди в чёрном», где инопланетяне были среди нас замаскированы. И не только он: кикиморы тоже переместились в наш мир, выглядят смешно и по-новому.
У «Последнего богатыря» нет чёткой литературной или иной основы: это фольклор, это сказки, и в то же время это оригинальная история от Виталия Шляппо и сценаристов YBW. Но визуально она напоминает разом очень много всего: что-то от Marvel, немного «Гарри Поттера» и других популярных кинофраншиз. Вы визуально от чего-то отталкивались?
В первую очередь мы опирались на картины Васнецова, живопись XIX века, связанную со сказками. Возрождение русской сказки произошло как раз в ту эпоху, весь псевдорусский стиль, которым застроена Москва — оттуда. За этим уже пошли сказки Александра Роу и Александра Птушко [советские режиссёры 60-70-х годов — прим.ред.], мультфильмы, «Двенадцать месяцев» и много всего другого. Питаясь этим багажом, визуальной культурой, мы всё и создавали. Оно видится не так явно, но в нашем фильме есть этот посыл.
Мы никуда не уйдем от [визуала] «Властелина колец» и других сказок. И нам очень хотелось бы быть похожими на Marvel по своей энергетике, по своему яркому посылу, который может нравиться и детям, и подросткам, и взрослым.
О сюжете фильма «Последний богатырь: Посланник тьмы»
«Последний богатырь: Посланник тьмы» выглядит как завершение истории со счастливым концом. Это действительно последний фильм трилогии? Есть ли желание, или конкретные планы дальше развивать этот мир?
Завершается история этих героев, но это не значит, что завершается история в этой вселенной. Не могу раскрывать подробно, но часть героев зрители увидят в следующем фильме. Они будут выглядеть немного по-другому, но аудитория их не потеряет!
В трилогии было чёткое разделение по тематикам для каждого фильма: «Последний богатырь» был о становлении героя, «Последний богатырь: Корень зла» — больше об отношениях…
Второй фильм, скорее, о понимании того, богатырь Иван или нет. В жизни у нас часто наступает такой момент, когда нужно понять — соответствуем ли мы той должности, на которую нас приняли? А вот в «Посланнике тьмы» он уже чувствует себя богатырём. Как он распорядится силой, уже отдельный разговор. Богатырь может творить не только добрые дела.
Главный вопрос, который мы ставили в этом фильме: как сделать правильный выбор в очень важный жизненный момент, в тех точках, когда решение повлияет на всю нашу жизнь, на наших родственников до седьмого колена.
- «Генри просто сказал мне: “Ты реально Весемир”»: Ким Бодния и Фрейя Аллан о втором сезоне «Ведьмака»
Во втором фильме вскрывается правда о том, что Галина — мать Ивана, и в нём самом скрыта тёмная и злая сущность. Была ли эта линия задумана заранее, на этапе первого фильма?
Нет, эта идея родилась позже, когда писали уже вторую и третью части. Даже то, что Галина — не просто домохозяйка, а ведьма, при написании первой части пришло не сразу. Да и не было после окончания съёмок первого фильма финального решения снимать вторую и третью картину. На него повлияли сборы. Именно поэтому такой большой перерыв между «Последним богатырём» и продолжениями [между выходом первой и второй части прошло три года — прим.ред.]
Об итогах трилогии
«Последнего богатыря» справедливо будет назвать первой успешной франшизой Disney в России — и по сборам, и по симпатии зрителей. Есть ощущение, что какие-то двери приоткрылись, и доверия российскому развлекательному кино стало больше?
Двери для нашего кинематографа в какой-то степени открылись: сказки в последнее время не снимали. И вдруг, после наших фильмов, люди поняли, что здесь можно хорошо снимать и зарабатывать.
Для меня лично это тоже очень интересно. Зритель меня и раньше знал по фильмам с «Квартетом И» , по сериалу «Кухня», но мне приятно, что аудитория узнаёт в первую очередь по «Последнему богатырю». И масштабы съёмок заражают, подпитывают.
Я не отказываюсь снимать какое-то камерное кино, если интересный сценарий. Но когда ты снимаешь блокбастер, задействуются все силы: ты должен придумывать гораздо больше, мощнее, энергичнее. Этот масштаб захватывает, мне кажется, любого режиссёра.
Этот год можно назвать годом российского кино: отечественные фильмы получают награды в Каннах, картины с российскими актёрами и командой — в шорт-листе «Оскара». Как вам лично кажется: поменялось ли что-то на самом деле? Наш контент изменился, или он был хорошим всегда — просто теперь аудитории стал доступнее и ближе?
Хорошие фильмы у нас всегда делали, каждый раз стараемся всё лучше и лучше. Это необязательно блокбастеры, иногда и фильмы с небольшим бюджетом очень яркие, сильные и захватывающие. Мне кажется, российское кино — несмотря на все странные политические отношения — будет выходить в мире, становиться популярнее, как сейчас это происходит с корейским кино. Может быть, не в следующем году, но в ближайшее десятилетие наш кинематограф точно будет завоевывать новые позиции. У нас же много толковых, ярких, нестандартно мыслящих людей.
А конкретно «Последний богатырь» в мире знаком зрителю?
В странах, культурно поближе к нашей стране — где знают, кто такая Баба-Яга, Кощей, Колобок. Но там, где люди не понимают, откуда взялся шарик с глазами, ртом и носом, который катается и разговаривает… Там, наверное, сложнее это воспринимают. Я надеюсь, что всё это ещё впереди.