Монстры на страже капитализма: как за 20 лет изменились ценности «Корпорации монстров»
Чем прославилась «Корпорация монстров»
Изначальная концепция сюжета «Корпорации монстров» сильно отличалась от того, что показывали в кинотеатрах. В 1996 году режиссёр и сценарист студии Pixar Пит Доктер питчил мультфильм как историю о 30-летнем мужчине, который борется с монстрами со своих детских рисунков, каждый из которых олицетворяет его страхи. Идея не прижилась: по словам Доктера, питч звучал хорошо лишь на словах. В итоге режиссёр придумал новую историю, заменив человека на монстра…
Главным героем стал Джонсон — ничем не примечательный клерк, который боится потерять свое место в корпорации после объявления о массовом сокращении штата. В другой версии сценария герой был уборщиком, в третьей — механиком, и только в финальном варианте сценария монстра сделали лучшим страшилой корпорации. Внешний вид персонажа тоже менялся: на ранних стадиях он был коричневым, потом стал зеленым, затем оранжевым, а вместо рук у него были щупальца.
Из истории о маленьком человеке «Корпорация монстров» эволюционировала в семейный мультфильм о монстрах Майке Вазовски (Билли Кристал) и Джеймсе Пи Салливане (Джон Гудман). Они живут в городе Монстрополисе и работают в Monsters, Inc. Задача героев — пугать детей, потому что их крики снабжают город Монстрополис электроэнергией. Из-за невнимательности главных героев на территорию корпорации попадает девочка Бу (Мэри Гиббс). В Монстрополисе дети считаются опасными, поэтому Майк и Салли вынуждены прятать ребенка, пока не вернут его обратно в мир людей.
Как и практически во всех своих проектах, в «Корпорации монстров» Pixar сделала ставку на проработанный мир, где каждый попавший в кадр персонаж важен для сюжета. Будь то фиолетовый монстр Рэндалл (Стив Бушеми), главный соперник Салли в рейтинге лучших страшил, или постоянно донимающая Майка бумажной работой администраторша отдела страха Роз (Боб Питерсон). Монстрополис — не просто набор декораций с персонажами-пустышками для массовки, а город, с устройством и жителями которого Pixar знакомит досконально.
Студия придала быту монстров нетипичный (или по крайней мере оригинальный) для жанра смысл — теперь чудища пугают не просто так, а преследуя материальную и важную для своего мира цель — сбор энергии.
Однако ключевым для мультфильма стал концепт «сила смеха в десять раз сильнее силы страха», который перевернул ценности корпорации. Монстры принялись не страшить, а смешить. В этом заслуга Бу, которую неловкие Майк и Салли не пугали, а больше забавляли: от восторженного смеха девочки в Монстрополисе начинались перебои с электричеством из-за высокого напряжения, потому что энергия добывалась быстрее, чем от крика. В итоге новый подход оказался не только более этичным, но и эффективным.
В «Корпорации монстров» Pixar генерировала одну оригинальную идею за другой, параллельно влюбляя аудиторию в Монстрополис и его жителей. Сценки с неловкими монстрами разбавлялись взрослыми шутками, а яркие мохнатые чудовища контрастировали с серыми офисными стенами. Pixar смешала миры детей и их родителей, найдя идеальную форму развлечения для всех — идеи «Корпорации» кажутся оригинальными, шутки смешными, а история трогательной даже спустя 20 лет.
Какие ценности пропагандирует «Корпорации монстров»
В центре сюжета «Корпорации монстров» — не столько отношения монстров с Бу, сколько дружба между Майком и Салли. Лучшие друзья сошлись ещё в студенческие годы, а после бок о бок поднимались по карьерной лестнице в корпорации: сначала в почтовом отделении, затем в отделе технического обслуживания, а спустя ещё несколько повышений добрались до «главного» этажа страшил.
В большинстве своих полнометражных фильмах Pixar ставила дружбу превыше всего: как до «Корпорации» (фильмы «История игрушек» и «Приключения Флика»), так и после (от «В поисках Немо» и «ВАЛЛ-И» до нового «Луки»). Через сюжетную линию с Бу, которую монстры были вынуждены прятать от посторонних глаз, работая сообща, мультфильм проверял на прочность отношения между Майком и Салли. В одной сцене Вазовски даже сбежал со свидания с девушкой, чтобы выручить друга.
Помимо дружбы в «Корпорации монстров» разбирается другой важный конфликт: требование выполнять рабочие обязанности сталкивается с необходимостью этично относиться к окружающим. Именно через эту внутреннюю борьбу проходит Салли. Он занимает первую строчку в рейтинге лучших страшил. Глава корпорации Генри Водоног восхваляет навыки монстра и ставит его в пример другим, а для жителей Монстрополиса персонаж словно рок-звезда: в одной сцене у него берут автограф даже сотрудники спецслужб.
Но чем больше Салли проводит время с Бу, тем быстрее отказывается от своих и корпоративных принципов. Увидев в одной сцене испуганный взгляд девочки, с которой монстр уже успел сблизиться, герою становится стыдно за дело всей своей жизни.
В то же время Салли ценит своих коллег — нетоксичные рабочие отношения для него важны не менее, чем дружественные. Монстра не донимают даже ехидные замечания Рэндалла, которые Майк Вазовски постоянно воспринимает в штыки. Для Салли рейтинговая гонка не столько соревнование за звание лучшего, сколько приятельское состязание. В отличие от Вазовски, который еще со студенческих времен ставил на первое место только себя, пренебрегая коллегами и приятелями, за исключением разве что Салли, своего первого и единственного друга.
О чём сериал «Монстры за работой»
Сериал «Монстры за работой» стал прямым продолжением оригинального мультфильма, в отличие от вышедшего в 2013 году полнометражного мультфильма-приквела «Университет монстров» про юность Майка и Салли. Действие сериала разворачивается буквально через день после событий «Корпорации», когда Водонога посадили в тюрьму. В Monsters, Inc перестановки: обязанности CEO теперь исполняют Майк и Салли, а бывшие страшилы вынуждены заставлять детей смеяться. Правда, не у всех монстров получается так быстро адаптироваться к новым условиям работы.
Особенно остро реструктуризацию почувствовал Тайлор Таскмон — выпускник Университета монстров, которому предложили место страшилы в корпорации за день до упразднения должности. Его навыки больше не актуальны, поэтому Тайлора устраивают в MIFT — отдел технического обслуживания. Там амбициозному выпускнику придётся работать механиком бок о бок с причудливыми сотрудниками самого низкого ранга. В то же время Тайлер пытается впечатлить своих боссов, Майка и Салли, чтобы получить повышение и попасть на этаж смешил.
Ценности «Монстров за работой»: инклюзивность и офис как семья
«Монстры за работой» развивают концепцию «смешить, а не страшить» из концовки оригинального фильма. Но из-за того, что многие монстры не могут заставить детей смеяться, в Монстрополисе участились перебои с электричеством, а сотрудники корпорации вынуждены дополнительно посещать курсы Майка по комедии. Вазовски пребывает в зените славы: пугать зеленый монстр никогда не умел, зато лидирует в рейтинге смешил.
В «Корпорации монстров» на первом плане были физические особенности персонажей: кому-то когти позволяли царапать углы детской кровати, кто-то мог становиться невидимым и подкрадываться незаметно. В сериале монстры чаще всего используют подручные средства — вроде мячиков для жонглирования — или устраивают стендап-шоу прямо в комнате ребенка.
Из-за этого работа в корпорации стала инклюзивнее. Если тому же Майку в приквеле «Университет монстров» не позволяли даже учиться на Страшильном факультете из-за его внешности, которая забавляла детей, а не пугала, то вот смешилой может стать любой желающий.
«Монстры за работой» не выбрасывают за скобки и Майка с Салли, движущую силу франшизы. В сериале они стали героями второго плана, которые продолжают выяснять отношения: на обоих монстров свалилось больше обязанностей, которые проверяют дружбу приятелей на прочность.
И если в подростковые годы, показанные в «Университете монстров», герои мерились громкостью рёва во время экзамена, то в «Монстрах за работой» разворачиваются драмы повзрослее. Например, в одной серии Салли приглашает на бейсбольный матч не Майка, а другого коллегу, что приводит к ссоре между лучшими друзьями (впрочем, они быстро мирятся и идут на матч вместе). Правда, все это происходит на фоне. Сериал раскрывает ценность дружбы не через героев фильма, а через Тайлора и его отношения с коллегами.
Здесь «Монстры за работой» следует не столько заветам «Корпорации», сколько «Университета». Главный герой сериала — выпускник университета, поэтому перед нами очередная история о взрослении, разве что не в стенах учебного заведения, а сразу на рабочем месте. Параллелей действительно много. Тайлор, как и Салли с Майком, которые первое время занимались доставкой почтовых писем, начинает с низов — с работы в технических отделах. Его коллеги — кучка странных монстров, напоминающих членов студенческого братства «Общажный Кошмар» («ОК»), в котором состояли Вазовски и Салливан в Университете. Работники технического отдела даже внешне походят на монстров из «ОК», а еще и те, и другие проводят абсурдные обряды посвящения.
Почему новые ценности оказались неубедительными
«Монстры за работой» продолжают некоторые идеи «Корпорации», но сохранить дух оригинала и перенять его ценности сериал даже не пытался. Шоу вводит новые концепты, но они оказались неубедительными. Например, добавление инклюзивности сделало бессмысленным творческий и разнообразный дизайн монстров. С точки зрения diversity важно, что ты можешь насмешить, а не то, что у тебя есть щупальца. Но в сериале не раскрывается, чем комедийный талант одного монстра отличается от другого, в основном они просто одинаково подскальзываются на разбросанных игрушках.
«Монстры за работой» не способны и воодушевить, как это делал оригинал. В сериале мы смотрим на корпорацию глазами Тайлора, который относится к своим коллегам, а по совместительству к друзьям, с пренебрежением, прямо как Майк к членам «ОК» в приквеле — новая история дружбы разыгрывается по старым шаблонам. Ближе к десятой серии шоу наверняка сблизит главного героя с другими работниками MIFT, но пока сериал ничему не учит — лишь наглядно показывает токсичную атмосферу на рабочем месте.
Так «Монстры за работой» оказались не духовным продолжением оригинала, а компиляцией не самых удачных идей «Корпорации» и «Университета». «Питч звучал хорошо лишь на словах», — говорил создатель «Корпорации монстров» Пит Доктер об изначальной концепции первого мультфильма. Идея «Монстров за работой» тоже звучала многообещающе, но лучше бы она так и осталась на бумаге.