11 августа 2021Сериалы
Обновлено 11.08.2021

Монстры на страже капитализма: как за 20 лет изменились ценности «Корпорации монстров»

На Disney+ идет десятисерийный анимационный сериал «Монстры за работой». Это прямое продолжение мультфильма «Корпорация монстров», но Майк Вазовски и Джеймсом Пи Салливан теперь не главные герои, на первый план вышел другой персонаж. Посмотрев шесть эпизодов, автор «Канобу» Егор Парфененков рассказывает, почему «Монстрам за работой» не удалось сохранить дух оригинала
На Disney+ идет десятисерийный анимационный сериал «Монстры за работой». Это прямое продолжение мультфильма «Корпорация монстров», но Майк Вазовски и Джеймсом Пи Салливан теперь не главные герои, на первый план вышел другой персонаж. Посмотрев шесть эпизодов, автор «Канобу» Егор Парфененков рассказывает, почему «Монстрам за работой» не удалось сохранить дух оригинала

Чем прославилась «Корпорация монстров»

Изначальная концепция сюжета «Корпорации монстров» сильно отличалась от того, что показывали в кинотеатрах. В 1996 году режиссёр и сценарист студии Pixar Пит Доктер питчил мультфильм как историю о 30-летнем мужчине, который борется с монстрами со своих детских рисунков, каждый из которых олицетворяет его страхи. Идея не прижилась: по словам Доктера, питч звучал хорошо лишь на словах. В итоге режиссёр придумал новую историю, заменив человека на монстра…

Главным героем стал Джонсон — ничем не примечательный клерк, который боится потерять свое место в корпорации после объявления о массовом сокращении штата. В другой версии сценария герой был уборщиком, в третьей — механиком, и только в финальном варианте сценария монстра сделали лучшим страшилой корпорации. Внешний вид персонажа тоже менялся: на ранних стадиях он был коричневым, потом стал зеленым, затем оранжевым, а вместо рук у него были щупальца.

Из истории о маленьком человеке «Корпорация монстров» эволюционировала в семейный мультфильм о монстрах Майке Вазовски (Билли Кристал) и Джеймсе Пи Салливане (Джон Гудман). Они живут в городе Монстрополисе и работают в Monsters, Inc. Задача героев — пугать детей, потому что их крики снабжают город Монстрополис электроэнергией. Из-за невнимательности главных героев на территорию корпорации попадает девочка Бу (Мэри Гиббс). В Монстрополисе дети считаются опасными, поэтому Майк и Салли вынуждены прятать ребенка, пока не вернут его обратно в мир людей.

Монстры на страже капитализма: как за 20 лет изменились ценности «Корпорации монстров» - фото 1

Как и практически во всех своих проектах, в «Корпорации монстров» Pixar сделала ставку на проработанный мир, где каждый попавший в кадр персонаж важен для сюжета. Будь то фиолетовый монстр Рэндалл (Стив Бушеми), главный соперник Салли в рейтинге лучших страшил, или постоянно донимающая Майка бумажной работой администраторша отдела страха Роз (Боб Питерсон). Монстрополис — не просто набор декораций с персонажами-пустышками для массовки, а город, с устройством и жителями которого Pixar знакомит досконально.

Студия придала быту монстров нетипичный (или по крайней мере оригинальный) для жанра смысл — теперь чудища пугают не просто так, а преследуя материальную и важную для своего мира цель — сбор энергии.

Однако ключевым для мультфильма стал концепт «сила смеха в десять раз сильнее силы страха», который перевернул ценности корпорации. Монстры принялись не страшить, а смешить. В этом заслуга Бу, которую неловкие Майк и Салли не пугали, а больше забавляли: от восторженного смеха девочки в Монстрополисе начинались перебои с электричеством из-за высокого напряжения, потому что энергия добывалась быстрее, чем от крика. В итоге новый подход оказался не только более этичным, но и эффективным.

В «Корпорации монстров» Pixar генерировала одну оригинальную идею за другой, параллельно влюбляя аудиторию в Монстрополис и его жителей. Сценки с неловкими монстрами разбавлялись взрослыми шутками, а яркие мохнатые чудовища контрастировали с серыми офисными стенами. Pixar смешала миры детей и их родителей, найдя идеальную форму развлечения для всех — идеи «Корпорации» кажутся оригинальными, шутки смешными, а история трогательной даже спустя 20 лет.

Какие ценности пропагандирует «Корпорации монстров»

В центре сюжета «Корпорации монстров» — не столько отношения монстров с Бу, сколько дружба между Майком и Салли. Лучшие друзья сошлись ещё в студенческие годы, а после бок о бок поднимались по карьерной лестнице в корпорации: сначала в почтовом отделении, затем в отделе технического обслуживания, а спустя ещё несколько повышений добрались до «главного» этажа страшил.

В большинстве своих полнометражных фильмах Pixar ставила дружбу превыше всего: как до «Корпорации» (фильмы «История игрушек» и «Приключения Флика»), так и после (от «В поисках Немо» и «ВАЛЛ-И» до нового «Луки»). Через сюжетную линию с Бу, которую монстры были вынуждены прятать от посторонних глаз, работая сообща, мультфильм проверял на прочность отношения между Майком и Салли. В одной сцене Вазовски даже сбежал со свидания с девушкой, чтобы выручить друга.

Помимо дружбы в «Корпорации монстров» разбирается другой важный конфликт: требование выполнять рабочие обязанности сталкивается с необходимостью этично относиться к окружающим. Именно через эту внутреннюю борьбу проходит Салли. Он занимает первую строчку в рейтинге лучших страшил. Глава корпорации Генри Водоног восхваляет навыки монстра и ставит его в пример другим, а для жителей Монстрополиса персонаж словно рок-звезда: в одной сцене у него берут автограф даже сотрудники спецслужб.

Но чем больше Салли проводит время с Бу, тем быстрее отказывается от своих и корпоративных принципов. Увидев в одной сцене испуганный взгляд девочки, с которой монстр уже успел сблизиться, герою становится стыдно за дело всей своей жизни.

В то же время Салли ценит своих коллег — нетоксичные рабочие отношения для него важны не менее, чем дружественные. Монстра не донимают даже ехидные замечания Рэндалла, которые Майк Вазовски постоянно воспринимает в штыки. Для Салли рейтинговая гонка не столько соревнование за звание лучшего, сколько приятельское состязание. В отличие от Вазовски, который еще со студенческих времен ставил на первое место только себя, пренебрегая коллегами и приятелями, за исключением разве что Салли, своего первого и единственного друга.

О чём сериал «Монстры за работой»

Монстры на страже капитализма: как за 20 лет изменились ценности «Корпорации монстров» - фото 2

Сериал «Монстры за работой» стал прямым продолжением оригинального мультфильма, в отличие от вышедшего в 2013 году полнометражного мультфильма-приквела «Университет монстров» про юность Майка и Салли. Действие сериала разворачивается буквально через день после событий «Корпорации», когда Водонога посадили в тюрьму. В Monsters, Inc перестановки: обязанности CEO теперь исполняют Майк и Салли, а бывшие страшилы вынуждены заставлять детей смеяться. Правда, не у всех монстров получается так быстро адаптироваться к новым условиям работы.

Особенно остро реструктуризацию почувствовал Тайлор Таскмон — выпускник Университета монстров, которому предложили место страшилы в корпорации за день до упразднения должности. Его навыки больше не актуальны, поэтому Тайлора устраивают в MIFT — отдел технического обслуживания. Там амбициозному выпускнику придётся работать механиком бок о бок с причудливыми сотрудниками самого низкого ранга. В то же время Тайлер пытается впечатлить своих боссов, Майка и Салли, чтобы получить повышение и попасть на этаж смешил.

Ценности «Монстров за работой»: инклюзивность и офис как семья

Монстры на страже капитализма: как за 20 лет изменились ценности «Корпорации монстров» - фото 3

«Монстры за работой» развивают концепцию «смешить, а не страшить» из концовки оригинального фильма. Но из-за того, что многие монстры не могут заставить детей смеяться, в Монстрополисе участились перебои с электричеством, а сотрудники корпорации вынуждены дополнительно посещать курсы Майка по комедии. Вазовски пребывает в зените славы: пугать зеленый монстр никогда не умел, зато лидирует в рейтинге смешил.

В «Корпорации монстров» на первом плане были физические особенности персонажей: кому-то когти позволяли царапать углы детской кровати, кто-то мог становиться невидимым и подкрадываться незаметно. В сериале монстры чаще всего используют подручные средства — вроде мячиков для жонглирования — или устраивают стендап-шоу прямо в комнате ребенка.

Из-за этого работа в корпорации стала инклюзивнее. Если тому же Майку в приквеле «Университет монстров» не позволяли даже учиться на Страшильном факультете из-за его внешности, которая забавляла детей, а не пугала, то вот смешилой может стать любой желающий.

«Монстры за работой» не выбрасывают за скобки и Майка с Салли, движущую силу франшизы. В сериале они стали героями второго плана, которые продолжают выяснять отношения: на обоих монстров свалилось больше обязанностей, которые проверяют дружбу приятелей на прочность.

И если в подростковые годы, показанные в «Университете монстров», герои мерились громкостью рёва во время экзамена, то в «Монстрах за работой» разворачиваются драмы повзрослее. Например, в одной серии Салли приглашает на бейсбольный матч не Майка, а другого коллегу, что приводит к ссоре между лучшими друзьями (впрочем, они быстро мирятся и идут на матч вместе). Правда, все это происходит на фоне. Сериал раскрывает ценность дружбы не через героев фильма, а через Тайлора и его отношения с коллегами.

Здесь «Монстры за работой» следует не столько заветам «Корпорации», сколько «Университета». Главный герой сериала — выпускник университета, поэтому перед нами очередная история о взрослении, разве что не в стенах учебного заведения, а сразу на рабочем месте. Параллелей действительно много. Тайлор, как и Салли с Майком, которые первое время занимались доставкой почтовых писем, начинает с низов — с работы в технических отделах. Его коллеги — кучка странных монстров, напоминающих членов студенческого братства «Общажный Кошмар» («ОК»), в котором состояли Вазовски и Салливан в Университете. Работники технического отдела даже внешне походят на монстров из «ОК», а еще и те, и другие проводят абсурдные обряды посвящения.

Почему новые ценности оказались неубедительными

Монстры на страже капитализма: как за 20 лет изменились ценности «Корпорации монстров» - фото 4

«Монстры за работой» продолжают некоторые идеи «Корпорации», но сохранить дух оригинала и перенять его ценности сериал даже не пытался. Шоу вводит новые концепты, но они оказались неубедительными. Например, добавление инклюзивности сделало бессмысленным творческий и разнообразный дизайн монстров. С точки зрения diversity важно, что ты можешь насмешить, а не то, что у тебя есть щупальца. Но в сериале не раскрывается, чем комедийный талант одного монстра отличается от другого, в основном они просто одинаково подскальзываются на разбросанных игрушках.

«Монстры за работой» не способны и воодушевить, как это делал оригинал. В сериале мы смотрим на корпорацию глазами Тайлора, который относится к своим коллегам, а по совместительству к друзьям, с пренебрежением, прямо как Майк к членам «ОК» в приквеле — новая история дружбы разыгрывается по старым шаблонам. Ближе к десятой серии шоу наверняка сблизит главного героя с другими работниками MIFT, но пока сериал ничему не учит — лишь наглядно показывает токсичную атмосферу на рабочем месте.

Так «Монстры за работой» оказались не духовным продолжением оригинала, а компиляцией не самых удачных идей «Корпорации» и «Университета». «Питч звучал хорошо лишь на словах», — говорил создатель «Корпорации монстров» Пит Доктер об изначальной концепции первого мультфильма. Идея «Монстров за работой» тоже звучала многообещающе, но лучше бы она так и осталась на бумаге.

Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Иван Вротыбал
Иван Вротыбал
Почему в тексте столько ошибок!?..."отличалась от того, за показывали в кинотеатрах";..."Будто то";..."из-за того, что многие монстры могут заставить детей смеяться".