«В 19 веке в пагубном влиянии упрекали книги». Эксперты – о связи видеоигр и преступлений
С чего все началось:
Арсений Попов – учитель, бывший член команд модмейкеров «Kamrades» (серия Gothic) и Chaos Heart (серия TES)
— 12 лет я работал учителем. Поскольку сам был разработчиком модификаций компьютерных игр и любителем стратегий и RPG, то был в курсе игровых пристрастий детей. В одной школе у нас вообще был компьютерный клуб, где учителя и ученики вместе играли по сетке в WarCraft и стреляли друг друга в шутерах.
Да, ученикам было приятно «отстрелить башку» особо строгому учителю. Иногда мне, как более опытному игроку, приходилось «прикрывать» коллег от назойливых атак учеников. Вышло ли это за пределы кабинета информатики? Конечно, нет. Все вместе мы шли домой, никакой связи с агрессивным поведением не наблюдалось. Скорее наоборот, если и возникали эксцессы, то, как правило, без участия завсегдатаев «игрового клуба».
В целом за все время преподавательской работы не было замечено хоть сколько-нибудь значимой связи агрессивного поведения с компьютерными играми. Сложные дети больше времени проводили на улице, чем у компьютера.
— Могут ли видеоигры повлиять на психику ребенка и вызвать желание навредить близким?
— Исходя из моего личного опыта — нет. Если человек, играющий в стрелялку, решает пострелять в обычной жизни — это уже клинический случай. Значит, игрок изначально психически нездоров. На игры свалить произошедшее легко, но я считаю, что причины глубже. Их и надо искать. Почему ребенок тратил все время на игру, не соответствующую его возрасту, а не на общение с друзьями или родителями, чтение книг, учебу в конце концов? Просто один из вопросов, который следует задать.
— У видеоигр больше шансов повлиять на психику человека, чем у кино или музыки?
— Все зависит от конкретной игры, фильма и музыки. Но в целом не могу этого исключать. Все-таки создатели игр стараются сделать свои творения как можно более затягивающими, не дающими оторваться. Это способно привести к зависимости. Но последствия такой зависимости — это выпадение из социума, может быть, ухудшение здоровья игромана, но не агрессия, направленная на окружающих. Я изучал этот вопрос и не встретил ни одного доказанного случая переноса человеком событий игры в реальность. Добавлю: здоровым человеком. Психически больной человек, разумеется, может поиграть в игру и пойти совершать преступление. Но он и макароны может поесть перед этим — не будем же мы искать причины агрессии в обществе в макаронах.
Статистика показывает обратную картину: после выхода условно агрессивных игр количество насильственных преступлений снижается. Специалисты связывают это с тем, что потенциальные преступники расходуют свои потребности в насилии в играх.
— Как фанатам видеоигр сохранить связь с реальностью?
— Игра не должна мешать жизни. Если из-за игры у вас не хватает времени на учебу, работу, семью или другое хобби, — значит вы тратите на нее слишком много времени. Посмотрите на игру как на книгу. Не всегда нужно читать запоем от корки до корки, можно прерваться, сделать закладку и дочитать потом. Хорошую игру тоже можно смаковать. Поставьте цель (например, пройти миссию или достичь уровня), сохранитесь, и отложите игру на завтра. Или наоборот, сохранитесь в самом интересном месте и продолжите потом! Будьте внимательны, современные разработчики в конце миссий ставят «заманишки» для продолжения игры. Если у игры нет четких отрезков для «закладок» — просто определите время, которое вы за ней проведете. Будьте тверды и не тратьте на игру времени больше, чем запланировали.
— Как вы сами относитесь к современным видеоиграм? Играете ли во что-нибудь?
— Сейчас у меня не так много времени на игры, в последние годы я много интересного пропустил в индустрии. Поэтому сейчас мое увлечение выглядит так: я захожу в архив игр на каком-нибудь сайте (например, на почивший, но оставшийся как база ЛКИ), и ищу, в какую игру с высоким рейтингом я еще не играл. Сейчас неторопливо, с перерывами в 1-2 дня прохожу серию Dragon Age, а в прошлом году это был Mass Effect. Это же здорово, когда все уже играли, а ты еще нет!
Константин Смыгин – психолог по образованию, основатель сервиса о бизнес-книгах MakeRight.ru, эксперт по нехудожественной литературе
— Игры сами по себе не могут быть однозначной причиной криминально поступка. Давайте разберемся, почему популярны видеоигры в принципе. Игры так популярны, потому что они удовлетворяют те потребности, которые не может удовлетворить реальность.
Реальность не удовлетворяет их, они устают от нее, или она не кажется им такой привлекательной, как игра. Отработав положенное время на скучной работе, люди приходят домой и на несколько часов погружаются в гораздо более красочный виртуальный мир. Тут они могут применить свой интеллект и таланты, оказавшиеся невостребованными в реальности.
Благодаря четко очерченным правилам и немедленному вознаграждению люди получают большее удовлетворение от достижения игровых целей. Таким образом мы имеем, что причиной данного поступка стала не столько игра, сколько суровая реальность, в которой оказался подросток, и из которой он мог пытаться уйти с помощью видеоигр.
Более того, было доказано, что многие игры положительно влияют на психику человека и на развитие его когнитивных навыков. Например, улучшение координации, улучшенное цветовосприятие, развитие коммуникативных навыков за счет общения в сообществах по интересам.
— Как остаться в реальности?
— В первую очередь нужно работать со своей реальностью. Если у человека нет выхода, на работе и дома постоянные конфликты и стрессы, финансовые проблемы, то он совершенно однозначно начнет компенсировать свои негативные переживания уходом в виртуальные миры.
Приведу пример. В World of Warcraft основная задача игроков — самосовершенствование. И именно эту работу люди считают самой притягательной. Когда персонаж становится сильнее, богаче, лучше, игрок чувствует удовлетворение от осознания своей продуктивности. Чем больше он зарабатывает очков, тем выше уровень, а чем выше уровень, тем сложнее и интереснее продвигаться дальше. В реальности мы лишены возможности таким наглядным образом видеть результаты своей деятельности. Но благодаря играм мы можем понять, что нас больше всего мотивирует. Чтобы работа приносила удовлетворение, у нее должны быть четкие цели и осуществимые шаги для их достижения. Если же мы не видим шаги, которые помогут выполнить работу, то работа становится не целью, а проблемой.
Чтобы человек меньше играл в видеоигры, нужны позитивные внешние стимулы. Если они отсутствуют, никакие методы не помогут уменьшить количество времени присутствия в виртуальной реальности.
Еще по теме:
— Киберспортивные соревнования могут повлиять на психику киберспортсменов или фанатов?
— Киберспортивные соревнования, как и любые другие соревнования, влияют на когнитивные способности людей, которые принимают в них участие. Игры могут научить нас правильно относиться к неудачам. Согласно исследованиям, 80% игрового времени геймеры терпят неудачи. Почему они продолжают играть, несмотря на частые поражения, хотя обычно люди избегают ошибок?
Удивительно, но, как показали исследования, нам нравятся неудачи в играх с хорошо продуманными правилами, неудачи не только не разочаровывают, но и, наоборот, делают нас счастливыми и более оптимистичными. Ученых удивили такие результаты исследования. Но, оказывается, играя и проигрывая, люди развивают в себе психическую выносливость.
К тому же, зачастую в играх люди проигрывают зрелищно: происходит что-то смешное, что не дает разочароваться и заставляет пробовать снова. Проигрывая, геймеры понимают, что у них может быть шанс на успех, если пробовать и не сдаваться. Во время игры игроки получают опыт, который помогает самосовершенствоваться.
— Как вы сами относитесь к современным видеоиграм?
— Положительно. Игры — это искусство. И, как и любое искусство, оно достойно восхищения. По крайней мере уже тем, какой титанический труд вложили разработчики, дизайнеры и другие члены команды в создание компьютерной игры. Раньше я довольно много играл в компьютерные игры. Но потом на это перестало хватать времени. Мы запустили наш проект о книгах и сейчас на чтение профильной литературы уходит все время. Сейчас я просто наблюдаю за игровым миром. И что хочу сказать — с каждым годом игры становятся все более продуманными. И с психологической, и с визуальной точки зрения. Влияют ли компьютерные игры на людей в негативном ключе? По моему мнению, однозначно нет. Это может быть какой-то способ убежать от страшной реальности или просто увлечение.
Павел Александров – практикующий психолог, эксперт Oratorica
— Есть противоречивые данные, показывающие, что компьютерные игры помогают в борьбе с депрессией. Вообще, достаточно наивно считать, что игра может определить мотивы и поступки человека. Обычно за скобки выносят личность, исторически сформированную и травмированную каким-либо образом.
Обычно реальность заключается в том, что человек живет в дисфункциональной семье, возможно, сталкивается с насилием, сексуальными инцидентами. Игра здесь становится кульминацией, где скрытая агрессия и деструкция выходит наружу. Повторюсь, базово, ошибочно считать, что игра способна определять поведение людей. Точно так же, как вера в гипноз, она несет в себе массу мифов и стереотипов, сформированных кинематографом, но в массе на людей она подобным образом не влияет.
При этом есть исследования, доказывающие, что социальные сети, наоборот, могут оказывать депрессивное воздействие на пользователей. Исследователи считают, что социальные медиа способны формировать субдепрессию и иные патологические состояния.
Насколько игры хуже или лучше блокбастеров или кровавых боевиков? На самом деле, всевозможные шутеры несут в себе элементы социальной истории.
В современных играх есть идея моральности поступков. Чем более аморален поступок, тем хуже твой результат в игре. Например, Metro Exodus. В зависимости от твоего поведения там, насколько оправданно ты применяешь силу, зависит твой успех.
Если ты ведешь аморальный образ игровой жизни, в концы игры ты умираешь, и считается, что ты проиграл. В кино подобного выбора сделать нельзя. В игре есть моменты выбора и принятия решений. У тебя есть определенная свобода. В кино ты никак не можешь влиять на сюжет, ты смотришь заготовленную картинку.
Если говорить о каких-либо советах для геймеров, то стоит понять, что увлечение играми может быть следствием стремления психики решать какие-либо задачи. Например, эскапизм, желание уйти из мира проблем. Или это может быть форма зависимого поведения, в таком случае, это ничем не отличается от алкоголизма, наркомании и так далее. Причина кроется не в играх, а в личности, склонной создавать какие-либо зависимости. Неважно, что это будет, казино, сигареты или видеоигра. Поэтому совет, который можно дать, — стараться влиять на реальность, а не только на виртуальные события. Пробовать извлекать из видеоигр какие-то моральные уроки. Необходимо учиться действовать в реальности, а не в рамках той или иной игровой платформы.
Когда встает вопрос, могут ли видеоигры влиять на киберспортсменов, встает вопрос, что значит влиять? Я думаю, что если пытаться вытянуть идею негативного влияния, то первое на что стоит смотреть — на физиологию. Глаза, сидячий образ жизни, постоянное пребывание в помещении, отсутствие реального контакта с людьми… Вот это важно. Важно не то, что человек находится в каком-то сюжете и убивает кого-то, это не проблема, проблема в социальном окружении.
Современные игры вмещают в себя большой компонент морального выбора. На мой взгляд, в ближайшее время мы будем получать некий социальный срез и потрет личности, человека, который играет в игры. Поскольку, анализируя игровое поведение, можно глубже понимать мотивацию поведение людей и предсказывать последующие реакции. Мне кажется, не за горами время, когда на основе «Больших данных», мы сможем с высокой точностью прогнозировать действия больших групп людей, применительно к социально-значимым явлениям и событиям.
Леонид Гарцев – врач-психотерапевт АО «Медицина» (Клиника академика Ройтберга)
— Видеоигры не могут вызвать у любого человека желание навредить близким. В истории человечества есть масса случаев, когда те или иные виды времяпрепровождения оценивались обществом как нечто производящее исключительно пагубное влияние на человека. В 19 веке то же ставилось в вину книгам. По сути, это относительно свежий культурный феномен, в связи с чем к нему относятся достаточно настороженно. Говорить о прямой корреляции между играми и каким-либо противоправном поведении нельзя. Наоборот, есть тенденция снижения делинквентного поведения в момент выхода новых игр.
Видеоигры — это просто средство развлечения. Есть какая-то проблема эмоционального толка, которая замещается играми. В других случаях эту ее можно было бы сублимировать алкоголем, случайными половыми связями, да даже просмотром телевизора — проблема вовсе не в играх, а в трудностях, которые человек пытается решить за счет них.
Что касается киберспортивных соревнований и их влиянии на психику человека, то тут следует отметить, что существуют исследования, которые указывают на то, что увлечение играми оказывает положительное влияние на психику за счет повышения концентрации внимания, улучшая пространственное мышление, а благодаря «командности» киберспорта, он позволяет игроку научиться работать в группе. По сути, говорить о том, что это оказывает какое-либо влияние можно только применительно к конкретным случаям.
Есть, разумеется, примеры, когда люди тратили все свое свободное время на игры, и это негативным образом сказывалось на психическом здоровье человека. Однако, если рассматривать эти прецеденты в масштабах всех увлекающихся играми людей, то станет очевидно, что это исключительно единичные случаи и говорить о прямой корреляции нельзя.
К видеоиграм отношусь положительно и считаю, что это еще один продукт современной культуры наравне с книгами и театром. Играю несколько часов в неделю.