Мог ли лучший стать худшим? Вспоминаем злые версии Супермена в комиксах
Прежде, чем читать об альтернативных версиях Супермена, я советую обратить внимание на ультимативную статью Игоря Кислицына, в которой он разбирает образ Кларка Кента с момента первого появления и до современности.
Также Игорь рассказывал и об очевидной «злой» версии Супермена — генерале Зоде. Его часто трактуют в комиксах, как другую, более принципиальную версию криптонца, но образ персонажа не всегда был таким.
За долгие годы существования Супермена его образ многократно исследовался на страницах комиксов. И если в основной вселенной DC моральный кодекс героя оставался почти неизменен, то в параллельных мирах (в том числе в рамках импринта Elseworlds) исследовались различные подходы к изображению Человека из стали.
Так появились и Овермен — ответ на вопрос «Что если бы Кларк Кент в детстве упал в Чехословакии, бывшей в 1938 году под контролем нацистской Германии?», и Супербой-Прайм — одна из сильнейших версий Супермена, сошедшая с ума из-за невозможности вернуться в родной мир, и Ультрамен — Кларк Кент из вселенной, где герои и злодеи поменялись местами, и вместо Лиги справедливости — Преступный синдикат.
Но, к сожалению, далеко не каждая из этих версий героя получила достаточно времени на страницах комиксов. Ниже несколько версий супергероя, которым было уделено действительно много времени, и каждая из них получилась по-своему уникальной и непременно достойна внимания. И самое важное — двое не из комиксов DC!
Injustice — Супермен
Пожалуй, самый очевидный кандидат в списке — Кларк Кент из вселенной игры Injustice: Gods Among Us. Обычно миры, придуманные для игр, редко предлагают интересные концепты, которые впоследствии развиваются в комиксах, но Injustice стала исключением. Сценарист Том Тэйлор в комиксе-приквеле исследовал причины, которые привели Супермена к тому, чтобы стать тираном и лидером Режима, а его друга и соратника Бэтмена — на другую сторону баррикад.
Главное достижение комикса в том, что для перемены в характере Кларка не используется никаких сложных схем — он просто теряет самого важного человека в своей жизни в самый важный ее момент.
Разом Кент лишается и любимой женщины, и будущего ребенка. Это привело к неотвратимым переменам в герое, который отверг свои прежние методы, решив, что справедливость иногда требует жертв.
Пытаясь изменить мир и построить новый порядок, Кларк слишком далеко ушел от своих принципов — ему пришлось убивать, причем не только злодеев, но и своих коллег-героев, выступивших против его новых методов. Кент не хотел всех этих жертв, но у него не было выбора — только так он мог действительно что-то изменить.
Том Тэйлор и пришедший ему не смену Брайан Буччеллато последовательно показывали, как Супермен изменил весь мир своими действиями, и никто из персонажей DC не остался прежним — даже те, кто в конфликте Кларка и Брюса сохранил нейтралитет. Рано или поздно каждому пришлось сделать выбор, и он тоже сказался на общей истории.
Injustice — кровавый комикс, полный неожиданных твистов вроде кроссоверов, казалось бы, совершенно несочетаемых героев, а также смертей различных персонажей DC. У этой истории множество недостатков, но это, пожалуй, одна из самых глубоко исследованных версий злого Супермена в комиксах DC.
Irredeemable — Плутонианин
Процитирую самого себя из нашего Топа 100 комиксов и манги по версии «Канобу». Комикс Марка Уэйда попал на 38 место в списке:
История начинается с простой мысли — что если бы самый сильный герой на Земле, местный Супермен, внезапно перестал быть героем и решил стать главным суперзлодеем и убийцей? Представьте, как отреагировал бы мир, что сделало бы супергеройское сообщество. Irredeemable — это история Плутонианина, героя, уставшего помогать людям и слышать в свой адрес критику и оскорбления. У всех есть предел терпения, и величайший герой Земли терпел слишком долго.
Пока коллеги Плутонианина пытаются понять, что превратило их друга в психопата, он в буквальном смысле начинает охоту на своих вчерашних друзей. Оказывается, что и они не были честны со своим другом. У каждого свои скелеты в шкафу, Плутонианин на многое закрывал глаза, пока не устал это делать.
Irredeemable — не сатира на супергероику, а самый худший из всех возможных сценариев, который действительно мог бы быть. На страницах комиксов «Большой двойки» нам часто показывают, как герои выступают друг против друга. Но редко это приводит к каким-то серьезным последствиям. В конце концов все возвращается на круги своя. В Irredeemable этого нет. Марк Уэйд позволяет Плутонианину убивать людей и героев, потому что знает, что перешел черту один раз — перешел ее навсегда. Дороги назад для Плутонианина уже нет. И из-за этого ставки меняются. Это больше не история о том, как спасти героя от себя самого — это попытка уничтожить самое сильное оружие на Земле, которое защищало планету долгие десятилетия.
Отдельное достижение Марка Уэйда в том, что причины, побудившие Плутонианина так резко измениться, будут понятны всем читателям. Это совершенно обыденные вещи вроде ссор с близким человеком или сплетен от коллег. Он держался столько, сколько мог, но в определенный момент просто взорвался. Если обычный человек может совершить множество серьезных ошибок во время гнева, то что будет со сверхчеловеком?
Подобно «Хранителям», The Boys Гарта Энниса и другой нетипичной супергероике, Irredeemable деконструирует жанр, показывая привычные механики с нового угла. Читатель встречает Плутонианина тираном, убивающим людей и не оставляющим им ни одного шанса, но постепенно через флешбеки нам показывают, что привело героя к этому, показывают его падение. В финале Irredeemable Плутонианину даже сочувствуешь, а к другим супергероям отношение складывается неоднозначным, ведь многие из них, сами того не желая, помогли лучшему из защитников планеты стать худшим злодеем, когда-либо существовавшим.
Irredeemable — очень остросоциальный комикс. Он актуален для современных читателей, ведь в последние годы общество яростно реагирует на медийных персон, навязывая им свои желания, не забывая порицать за все поступки, которые не соответствуют их видению. А чем супергерой не медийная персона? Марк Уэйд поднимает вопрос — а действительно ли Плутонианин что-то должен людям, которые выливают на своего защитника столько агрессии? Ради чего ему нужно стараться?
The Boys — Патриот
Вновь частично процитирую самого себя из нашего Топа 100 комиксов и манги по версии «Канобу». Комикс Гарта Энниса попал на 20 место в списке:
The Boys — главный сатирический комикс в карьере невероятно талантливого Гарта Энниса (Preacher, Punisher MAX, Hellblazer, Hitman). Причем в этой истории он высмеивает буквально все — от типичных клише жанра супергероики до политической системы США, где важную роль играет крупный частный бизнес. В этой истории Эннис выкладывается по полной, в своей привычной хулиганской и откровенной манере рассказывая истории, на которые другие авторы предпочитают закрывать глаза.
Главные герои — специальный неофициальный орган ЦРУ, задача которого — выискивать компромат на супергероев и при необходимости напоминать им о том, что суперлюдям не все дозволено. Причем делают они это различными жестокими способами — нередко доходит и до убийства супергероев.
Впрочем, большинство действительно заслужили этого, поскольку давно потеряли свой моральный компас и погрязли в пороках.
Эннис умышленно пишет героев плохими. Он стремиться показать, что сила развращает, меняет человека, делает его таким же злодеем, как те, с кем он пытается бороться. The Boys наглядно демонстрирует, что грань между добром и злом очень тонка, и некоторые герои, сами того не осознавая, давно ее перешли, став совсем другими людьми — худшими версиями себя.
Здесь много сатиры на супергероев, но среди прочих заметно выделяется Патриот (Homelander). Лидер Семерки — местного аналога Лиги справедливости, всемирно известный супергерой, чья история во многом повторяет путь Кларка Кента. Патриот настолько прочно погряз в корпоративных делах, что спасение мира совершенно перестало его интересовать. В мире The Boys Семерку больше заботят продажи мерчендайза с их изображением, чем судьбы простых людей.
После того, как неизвестный начинает шантажировать Патриота, присылая ему фотографии, на которых герой творит ужасные вещи вроде убийств или изнасилований, у лидера Семерки начинается паранойя. Он не может поверить, что совершил все это, но также и не может этого опровергнуть, потому что во время вспышек гнева он совершенно не контролирует ни себя, ни свои способности.
Патриот в The Boys — яркий пример супергероя, который настолько погряз в пороках, что пал ниже всех — в финале истории он окончательно перешел черту. Причем Патриот много раз мог исправить произошедшее, измениться, признать свои ошибки, но отказывался воспользоваться вторым шансом, чем лишь усугубил вообще все процессы, связанные с супергероями в этом мире. И все из-за нежелания признавать свои ошибки.
Irredeemable прочитал разом после Вашей статьи. Намного интереснее и мрачнее показалось раскрытие концепции "злого Супермена", чем в Injustice и Boys. В первой показывают, как одна большая утрата сломала идеального во всем супергероя, во второй Патриот просто сам по себе показан как образ супергероя, который решил получать из своих сил и статуса максимум выгоды. В Irredeemable же характер Плутонианина постепенно раскрывается путем показа всего, что повлияло на становление его как суперзлодея: начиная от семьи, в которую он попал и любимой женщины, которая отвергла и унизила его, заканчивая бесконечными сомнениями и личными ошибками героя, которые в итоге свели его с ума. Судя по трейлерам Brightburn именно эта концепция ближе всего к фильму.
А Супербой Прайм?