Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Генерал Зод и его непростая судьба в комиксах

Ни для кого не секрет, что список врагов Супермена довольно обширен. И генерал Зод, пожалуй, один из самых противоречивых антагонистов с очень непростой судьбой. Потенциально самый серьезный и непримиримый противник Человека из Стали получил к удивлению не так много времени на страницах комиксов. И это при том, что он регулярно попадает в топы величайших комиксных злодеев. Как так получилось? Попробуем разобраться.
Ни для кого не секрет, что список врагов Супермена довольно обширен. И генерал Зод, пожалуй, один из самых противоречивых антагонистов с очень непростой судьбой. Потенциально самый серьезный и непримиримый противник Человека из Стали получил к удивлению не так много времени на страницах комиксов. И это при том, что он регулярно попадает в топы величайших комиксных злодеев. Как так получилось? Попробуем разобраться.
Генерал Зод и его непростая судьба в комиксах
Генерал Зод и его непростая судьба в комиксах

Генерал Зод появился гораздо позже, чем тот же Лекс Лютор — он дебютировал в Adventure Comics #283 в 1961-м году. Многие злодеи тех лет страдали тем, что были довольно стереотипными и плоскими персонажами — тот же Лютор почти сорок лет отыгрывал роль стандартного безумного ученого. Но Зод выделялся даже на их фоне — он был просто солдафоном, которого приговорили к заключению в Фантомной зоне за попытку военного переворота.

Очень сложно найти интересный сюжет про Зода из тех лет — почти все они строятся по классической формуле: Зод и еще несколько преступников сбегают из Фантомной зоны и бедокурят (по-другому это не назвать) до тех пор, пока Супермен не упекает их обратно — и все по новой. Более того, зачастую Зод выступал еще и на вторых ролях у Джакс-Ура, еще одного преступника, который был «интеллектуальной» частью беглецов из Фантомной зоны — Джакс банально чаще появлялся в комиксах, нежели Зод. В поздних же сюжетах Зод стал чаще сталкиваться не столько с Суперменом, сколько с Супергерл.

Да и особых причин сражаться с Суперменом у него не было — это была банальная месть сыну за отца, поскольку Джор-Эл, криптонский отец Кларка, в свое время поспособствовал заключению Зода в Фантомную зону. Каких-то отличительных особенностей или особой харизмы у того Зода практически не было, не считая того, что он, как и Супермен, становился сильнее под светом желтого солнца.

Иными словами, Зод злой, потому что злой. В целом, в этом нет ничего плохого — тогда это было ахиллесовой пятой многих злодеев в комиксах.

Очень долгое время Зод не раскрывался как полноценный персонаж, в то время как тот же Супермен еще с начала 70-х годов подвергался определенному переосмыслению. На ум сразу же приходит классический сюжет Must There Be a Superman? из Superman #247, в котором поднимается вопрос — нужен ли Земле Человек из Стали и не слишком ли люди на него рассчитывают. У Зода таких сюжетов, считай, и не было.

Я могу выделить, пожалуй, только Action Comics #492 1979 года, в котором Зод наконец-то выступил в роли лидера и организатора довольно хитроумного плана — он сделал так, что Супермен раз за разом испытывал мучительные видения гибели близких ему людей, надеясь этим довести его до самоубийства.

Так откуда же взялся «тот самый» образ Зода? Где тот холодный, расчетливый и безжалостный криптонец, что смотрит на людей свысока и радеет за восстановление Криптона и его наследия? Он пришел оттуда, откуда, казалось, никто не ждал — из кинематографа.

У Зода было очень короткое камео в «Супермене» 1978 года — полноценно он появился лишь во второй части. И получилось так, что здесь Зода роднит с его комиксным первоисточником только имя и род деятельности.

Актер Терренс Стамп изобразил на экране пусть и слегка карикатурного, но настоящего антагониста. Киношный Зод холоден, рассудителен, харизматичен, сыплет цитатами.

Чего стоит одно лишь легендарное «Kneel before Zod», или «Вы не президент. Человек, повелевающий столь многими, никогда бы не опустился на колени так быстро».

Но что самое главное — здесь, наверно, впервые появился антагонизм Кал-Эла и Зода на почве их разного отношения к Земле и землянам. Зод предпочитал управлять, а не направлять, подавлять, а не пестовать, быть Богом, а не быть одним из них.

Это был гигантский скачок для Зода как для персонажа — у него появилось лицо и появилась достаточно серьезная привязка к Супермену на почве все того же разного отношения к людям. Его даже в какой-то степени можно было понять — ведь он действительно на голову превосходил всех землян и закономерно считал себя существом более высшего порядка. Именно киношный Зод создал образ «того самого Зода» — загляните в любые топы, там непременно будет упомянут Терренс Стамп и вторая часть «Супермена». Портал IGN, поставивший его на 30-е место в списке «100 лучших злодеев в комиксах» прямо пишет:

«Зод — это Терренс Стамп».

Далее я не буду рассматривать образы Зода в других медиа, кроме комиксов — персонажа Терренса Стампа я упомянул только потому, что он сыграл впоследствии немаловажную роль в формировании комиксного Зода. Сосредоточимся исключительно на комиксах.

Спустя всего пять лет после появления этого впечатляющего образа грянул Crisis on Infinite Earths. Настала пора преобразований и переосмыслений — вспомните, какую метаморфозу претерпел Лютор и как сильно он вырос как персонаж! У Зода были все шансы закрепить свой образ уже на страницах комиксов и стать самым главным врагом Супермена.

Вот только Зода победил не Человек из Стали — его победила редакторская политика. После обновления вселенной DC было принято решение оставить Кларка единственным выжившим с Криптона. Пропала Супергерл, пес Крипто, Кандор, никто не вспоминал о Фантомной зоне — следовательно, пропал и Зод. Он появился в основной вселенной только спустя двадцать лет, когда у остальных антагонистов Супермена была очень серьезная фора в развитии. Но Зод все равно оставался в памяти людей, в огромной степени благодаря все том же фильму с Терренсом Стампом.

Несколько раз Зод все-таки появлялся в комиксах, но не в основной вселенной. Первая попытка была сделана в 1988 году, спустя всего три года после Кризиса, когда была введена Карманная вселенная. И здесь придется сделать неизбежное отступление и вкратце пояснить, что это вообще такое.

«Кризис на Бесконечных Землях» служил одной цели — навести порядок в хаосе Мультивселенной с десятками параллельных Земель и событий, в которые было очень сложно вникнуть новому читателю.

Редакция DC поступила самым радикальным способом — просто убрала само понятие Мультивселенной. Собрав «все лучшее» со всех Земель, они объединили их в одну, заметно изменив большинство персонажей и их прошлое. Так, в «новой» вселенной Супермен никогда не был Супербоем, и в мини-серии _Man of Steel _читателям кратко показали период с начала его карьеры до «текущего» момента во вселенной.

А раз не было Супербоя, то, значит, не было и Легиона супергероев из 30-го столетия, который вдохновлялся приключениями того самого Супербоя — а это значит, что будущее было под угрозой. Тогда Повелитель времени создал Карманную вселенную, которая была копией до-кризисной Земли и была прошлым для 30-го столетия. И в этом мире существовал Зод.

Едем дальше! Зод этой вселенной обманом вошел в доверие к Лексу Лютору, который при помощи одного из устройств Супербоя обнаружил Фантомную зону и трех заключенных там криптонцев. Зод представился как Вон-Эл и назвал себя одним из уцелевших — мол, они специально спрятались в Зоне выживания (Survival Zone), чтобы избежать гибели вместе с планетой. Зод помог Лютору вытащить его, Заору и Квекс-Уи из Фантомной зоны, после чего решил подчинить себе Землю. Здесь Зод выступает как типичный завоеватель, которому на каком-то этапе земляне банально наскучили и он решает уничтожить их всех — уцелел только Лютор и горстка тех, кого он смог спрятать. В конце концов при помощи Супермена из основной вселенной Зод оказывается повержен. Эту версию можно назвать выкрученной на максимум — его не интересует ничего, кроме уничтожения и насилия. Он дебютировал в Adventures of Superman #444.

Следующая версия Зода стала, пожалуй, самой оригинальной. Аврускин из Поколистана (Avruiskin of Pokolistan) был сном двух советских космонавтов, которых во время Холодной войны отправили в космос для строительства орбитальной станции. В станцию попал метеорит, облучив обоих радиацией — тем не менее, оба выжили. Мать Аврускина умерла вскоре после его рождения, отец оказался страшно изуродован. Советские спецслужбы держали Аврускина под наблюдением, быстро выяснив, что свет желтого солнца губителен для него, в отличие от света красного солнца — силы Супермена работают строго наоборот. Мальчик проводит дни напролет в тренировках и контактирует с внешним миром только посредством переписки с отцом.

Аврускин узнает о Супермене и о том, что держащие его в заточении лгали ему — его отец уже много лет как мертв. Во время одной из медитаций до него доходит слабый мысленный отголосок того, кто ненавидит Супермена сильнее, чем кто бы то ни было — это был Зод из Карманной вселенной. Аврускин решает взять его имя и уничтожить Супермена, полагая, что его капсула была в том самом метеоритном дожде, что повредил космическую станцию с его родителями. Новый Зод вырывается на свободу, захватывает небольшую страну Поколистан и становится ее диктатором.

Этот Зод был диктатором и тираном в кубе, и ненавидел Супермена потому, что… Зод ведь должен ненавидеть Супермена? Образ оказался упрощен еще сильнее, его свели просто к большому, злому негодяю со знакомым именем. Но это снова «не тот» Зод.

Еще одно обращение к персонажу произошло в 2004 году в сюжете Superman for Tomorrow Брайана Азарелло и Джима Ли, который продолжался на страницах Superman #204-215. И здесь он тоже большой и злой диктатор, который ненавидит Супермена просто потому, что его отец — Джор-Эл.

Полноценное возвращение Зода случилось только в 2007 году в сюжете «Last Son». Он был написан Джеффом Джонсом в соавторстве с Ричардом Доннером — режиссером первых двух частей «Супермена». И это было возвращение именно в основую вселенную — после событий Infinite Crisis мультивселенная вернулась официально, равно как и ряд забытых персонажей. Зод был среди них.

Этот Зод представляет собой сборную солянку из всех элементов прошлого, которые практически идеально подогнаны друг к другу. Он генерал вооруженных сил Криптона, ярый патриот и даже ксенофоб, ревностно следующий традициям своего народа. Узнав об экспериментах Джор-Эла и о том, что тот предрекает Криптону гибель, Научный совет (верховное правительство Криптона) поручил взять Зода под стражу, чтобы тот не провоцировал панику. Впоследствии Зод узнал, что Совет солгал ему, и что планета действительно находилась под угрозой.

Зод разорвал все связи с Советом и объединился с Джор-Элом и Ноном, еще одним ученым, с целью предупредить население планеты. Зод настаивал на военном перевороте, поскольку, по его мнению, только так можно было быстро спасти людей; Джор-Эл отказался поддержать его, чтобы не запускать бесконечный цикл насилия. Зод вместе с Урсой и Ноном напал на Совет, убив пятерых его членов. От казни их спас Джор-Эл, убедив остатки Совета заменить ее на заточение в Фантомной зоне. Зод чувствовал себя преданным Джор-Элом и видел в нем труса, что не решился пойти до конца — это усугублялось еще и последующей гибелью Криптона. Зод уверен, что если бы Джор-Эл его поддержал, то ценой малой крови они спасли бы гораздо большее количество людей — ведь Совет так и не предпринял ничего для спасения планеты.

Здесь мотивация Зода прописана гораздо лучше, она более ясная и понятная — вторжение Зода на Землю обусловлено не столько местью последнему члену дома Эл, сколько тем, что наша планета, по его мнению, станет идеальным местом для нового Криптона. И в этом есть смысл — помните об эффекте желтого солнца на криптонцев. Зод завоевывает, но не истребляет всех подчистую, он смотрит на людей свысока, но хочет извлечь из них пользу.

Его нельзя, да и не надо, оправдывать — все-таки ведет он себя как агрессор и завоеватель, — но можно понять, почему он это делает, и увидеть в его действиях мотивацию отличную от «я злой — буду злодействовать».

Зод в итоге закономерно оказываля повержен и ненадолго покинул страницы комиксов. За «Последним сыном» шли три сюжета, в которых, на мой взгляд, Зод получил свое максимальное развитие, как персонаж — речь идет о сериях Superman: World of New Krypton из 12-ти выпусков, _Superman: Last Stand of New Krypton _из 3-х выпусков и Superman: War of the Supermen из четырех выпусков + пролог. Пожалуй, это лучшие комиксы о Зоде, которые есть на сегодняшний день, и я рекомендую вам с ними познакомиться.

В ходе событий предыдущего сюжета Superman: New Krypton, Кларку удалось вернуть город Кандор, в котором живут около ста тысяч криптонцев. Много лет назад Брейниак, с целью изучения новых видов, буквально похитил его, уменьшил его в размерах и спрятал в колбе. Супермен не только смог вернуть город, но и вернуть ему первоначальные размеры, освободив жителей из заточения. В конце концов с помощью технологий Брэйниака кандорцы смогли отправить город в космос и вырастить вокруг него искусственную планету. Алура, мать Супергерл, приняла решение освободить узников Фантомной зоны, в том числе и Зода, поставив последнего во главе вооруженных сил Нового Криптона.

Зод, наконец получивший народ для защиты и должность, принялся за дело, последовательно укрепляя обороноспособность Нового Криптона. Он даже принял Супермена в ряды своей армии — в ту пору Кларк решил, что с криптонцами жить ему будет проще. Более того, два бывших непримиримых соперника начали работать вместе и даже прониклись взаимным уважением друг к другу, пусть и не всегда соглашаясь.

Здесь Зод на своем месте, убавивший амбиции и захватнические настроение, обретший место и цель в жизни.

К сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается — Криптон и Земля вступают в конфликт, вот только спровоцировал его не Зод, а сами земляне (если быть точным, превентивный удар нанес генерал Лейн, который не верил в миролюбие криптонцев). Лейн при помощи Лютора натравил на Новый Криптон Брэйниака, в ходе чего Зод взял в свои руки единоличную власть с целью защитить деморализованных криптонцев. Зод ответил на вызов, и они с Кларком снова оказываются по разные стороны баррикад.

Здесь Зод, на мой взгляд, окончательно вырос из тупого солдафона, став еще более неоднозачным персонажем и еще лучшим антагонистом для Супермена, поскольку первый — ярый патриот, чья привязанность к своему народу доходит до открытой ксенофобии; второй же — человек мира, которому чуждо деление на «высшие» и «низшие» народы.

Зод кажется пережитком прошлого, в то время как Кал-Эл полностью оправдывает свое прозвище — Человек Завтрашнего Дня.

Но и будучи архаичным в этом контексте, Зод все равно интересен и его мотивы понятны — конфликт был спровоцирован именно землянами, Зод лишь ответил на него; вот только он уже показал, как он относится к землянам и что он не задумываясь применит силу, если потребуется. Однозначно очень трудно сказать, кто в этой ситуации прав, а кто виноват. Зод видит в Супермене предателя своего народа, поскольку тот стоит на стороне землян — таким образом Зод раскрывается и сам, и помогает раскрыть образ Супермена, что увеличивает его сюжетную ценность как персонажа.

Затем грянул еще один перезапуск в виде Flashpoint. Все снова изменилось — изменился и Зод. В новой версии он был сыном двух ученых. Однажды семья отправилась в экспедицию, в ходе которой мать Зода погибла, а отца он был вынужден убить сам, чтобы отвлечь хищников и спастись. Целый год он жил в дикой природе, пока его не спас Джор-Эл. Оттуда, по замыслу авторов, и выросло то, что Зод — единоличник и привык полагаться на свои силы. Он не может прижиться в «цивилизации», считая нынешних криптонцев слабыми и отошедшими от своей былой славы. С целью вернуть ее, он инсценирует нападение Чаров, расы, живущей на соседней планете, чтобы оправдать военное вторжение. В конце концов коварный замысел раскрывают и отправляют его, Фаору и Нона в изгнание в Фантомную зону. То есть здесь Зод показан как ярый милитарист, желающий возродить утраченную, по его мнению, славу Криптона, благодаря чему он стал еще более архаичным и более туповатым солдафоном — как по мне, это в какой-то степени шаг назад.

С помощью Думсдэя он хотел пробить брешь между Фантомной зоной и Землей и завоевать ее — это мы уже видели. Супермен против — это мы тоже видели. После продолжительной схватки Кларк побеждает, и Зод отправляется обратно — это мы тоже видели. Здесь он — типичный тиран и диктатор, без проблеска чего-то вроде заботы о выживании своего вида.

Дальше больше — Зода вербует… Отряд Самоубийц. Благо очень быстро этот странный сюжет завершается — Зод вместе с Фаорой и родившимся у него сыном сбегают и отправляются в космос.

И вот тут, к счастью, мы видим что-то действительно новое. Пожалуй, впервые в своей истории Зод сражается не с Суперменом, а с корпусом Зеленых фонарей. Зод предстает перед жителями планеты Джакуул в качестве бога и начинает собирать из них армию — дело в том, что на их планете добывается особый кристалл, что может пробивать силовые конструкции Фонарей. Правда, очень быстро все скатывается в довольно стандартное, пусть и эпичное, супергеройское месиво, но как попытка показать Зода с позиции других протагонистов — вполне себе. Этот сюжет занимает выпуски серии_ Hal Jordan and the Green Lantern Corps_ #37-50 включительно.

И мы плавно подходим к настоящему. Что же мы видим? Зод заскочил в серию _Superman vol. 5 _Брайана Бендиса всего на два выпуска, но они вполне ярко его характеризуют. Судя по всему, Зод готов отбросить все старые противоречия и предоставить планету Джакуул как новый дом для всех криптонцев, заключив перемирие между домами. Он даже бросился на выручку Супермену, запертому в Фантомной зоне вместе с Рогол Зааром — существом, которое взяло на себя ответственность за уничтожение Криптона. И даже Супермен сомневается в том, уловка ли это, и позволяет себе слабую надежду на то, что Зод решил пойти по другому пути…

В последний раз мы видим обессиленного Зода, брошенного одного в Фантомной Зоне. Но это далеко не конец его истории. Я надеюсь, что Зод наконец получит свой шанс и геройский момент, так как ему давно пора окончательно отбросить пережитки прошлого и перестать быть просто злодеем. Так вышло, что как персонаж он хорошо работает только вместе с Суперменом — он слишком умен и целеустремлен, чтобы растрачиваться на любые схемы, что не ведут к укреплению и возрождению Криптона. Поэтому ему необязательно быть однозначным злодеем, но вполне можно стать неоднозначным героем.

Генерал Зод и его непростая судьба в комиксах