Мнение. The Occupation — революционный immersive sim, к которому мы еще не готовы
Для меня Ether One — эталон «симуляторов ходьбы». White Paper Games развили идею взаимодействия игрока с окружением настолько, что ни одна игра в индустрии до сих пор не добилась настолько проработанного в плане деталей мира — а Ether One, на секунду, вышла пять лет назад.
Это фантастическая головоломка, в которой герой бегает по вымышленному миру и собирает обрывки чьих-то воспоминаний. Если придерживаться основного сюжета, Ether One можно пробежать за час-два. Однако помимо основной задачи на каждой из локаций есть дополнительные квесты — их трудно не то что выполнить, но хотя бы найти. Здесь нет мигающих иконок или очевидных интерактивных предметов — потому что интерактивно абсолютно все. Так, подобранные на первом игровом часу молоточек или дверная ручка могут пригодиться через часов пять на другом уровне — при этом каждую вещь можно оставлять на складе, состоящем из десятка полок.
Все эти головоломки не обязательны, но они тесно связаны с основным сюжетом — а потраченные на их решение сутки могут заметно повлиять на впечатления от финальной сюжетной развязки. Которая, к слову, заставит вас рыдать — Ether One вообще вызывает очень сильные эмоции. Редактору Kotaku она, например, помогла пережить деменцию своего родственника. Да, это игра вроде That Dragon, Cancer или To the Moon — которая не столько развлекает, сколько разговаривает с игроком на личные и сложные темы.
The Occupation оказалась не такой трогательной — скорее, напротив. Это политический детектив, события которого развиваются в Англии 80-х.
На улицах — протесты и разбои, вызванные правительственным Актом — по нему собираются запретить иммиграцию в Соединенное Королевство, всех иммигрантов прогнать из страны, а также загрузить личную информацию каждого жителя Англии на государственные серверы. Инициатива исходит из комплекса Боуман-Карсон, небольшого исследовательского городка. И одна из его сотрудниц решает саботировать программу в ночь перед принятием Акта — и той же ночью в одном из здании комплекса происходит взрыв, который уносит жизни 23 человек.
Теракт вешают на другого сотрудника, Алекса Дюбои, — иммигранта, который изначально противился Акту, но крупных улик против него нет. Через полгода журналист и писатель Харви Миллер (игрок) решает провести расследование — узнать, виновен ли Дюбои на самом деле, и разузнать о деталях Акта, которым все так недовольны. Да, в The Occupation много политических интриг и социальной повестки — разработчики явно вдохновлялись событиями Брексита.
Однако эта игра не столько про политику, сколько про само журналистское расследование — и здесь оно выведено на совершенно невообразимый уровень.
White Paper Games, видимо, было мало дотошной иммерсивности Ether One, отчего студия пошла дальше — и сделала еще более (гораздо более!) подробный симулятор.
В первой главе игрок прибывает в комплекс Боуман-Карсон, чтобы взять важное для расследования интервью у сотрудницы PR-отдела. Приходим мы за час до встречи — в 15:00, чтобы была возможность побродить по зданию и, может, собрать какие-нибудь улики. Здесь три этажа, несколько сотрудников, молодой патрульный и еще один охранник за стойкой у входа. Половина здания открыта, другая — только для работников, туда нам нельзя соваться. Большинство дверей на сигнализации, наиболее важные защищены магнитными воротами, пройти через которые можно, только проведя карточкой определенного цвета, а в некоторых случаях — еще и введя код.
И здесь The Occupation предлагает (буквально) десятки возможностей. При желании можно подслушать шутливые диалоги охранников. Или сходить в галерею на нижнем этаже — там стоят экспонаты, и рядом с каждым размещен аудио-гид, который читает лекцию за монетку (они разбросаны повсюду). Еще можно искать зацепки — например, забраться в шахту лифта, от нее по вентиляции зайти в запретную комнату и пошариться в компьютере. Вот на столе лежит лист с какими-то цифрами — это либо код для отключения сигнализации в одном из примерно десяти кабинетов, либо чей-то номер от сейфа, либо компьютерный пароль.
The Occupation полна самой разной информации — и запоминать здесь приходится не только цифры, но и имена, и номера кабинетов, и расположение всего подряд. Допустим, вам нужно распечатать один файл, хранящийся на компьютере. План действий примерно такой:
- Найти пустую дискету (мы же в 80-х!);
- Зайти в кабинет, где находится компьютер с нужным файлом; это можно сделать множеством способов — через вентиляцию, со стороны окна, отключить электричество в помещении через щиток в кладовой, войти в комнату и быстро ввести код сигнализации (если он есть), войти с помощью украденной карточки сотрудника или стриггерить сигнализацию и отсидеться под столом, пока кабинет осматривает охранник;
- Получить доступ к компьютеру. Если повезет, пользователь будет залогинен, если нет — придется искать пароль. И если вы вошли в кабинет, отключив электричество, компьютер, соответственно, работать не будет;
- Войти в компьютер, вставить дискету, на экране найти нужные письма/документы и перекинуть их на носитель. Загрузка займет примерно секунд десять;
- Забрать дискету и выйти из кабинета — если на входе стоят магнитные двери, они повредят файлы, починить которые можно будет только в одном месте на втором этаже;
- Если все удачно, направиться на этаж с общедоступным компьютером и принтером — и не забыть, что для распечатки одного листа нужно вставить монетку;
- На экране компьютера выбрать нужный файл и ждать, пока он секунд пять будет печататься.
Подобные манипуляции придется совершать периодически — и трудности возникают не только из-за постоянной беготни и поиску файлов, но и в том числе из-за иммерсивности игры. Например, ту же дверь можно открыть двумя способами — просто толкнуть на ЛКМ или медленно двигать комбинацией ЛКМ+W/S (стелс!). Чтобы распечатать письмо, нужно потянуть за каждую из его сторон — сначала откинуть одну часть бумаги наверх, затем другую вниз. Все заметки/улики записываются в блокнот, а интерфейс здесь представлен чемоданчиком. Чтобы его открыть, следует поставить кейс на пол, присесть и уже потом лазать по отсекам, где в одном хранятся документы, а в другом — собранные предметы.
И ко всему вроде привыкаешь, но есть один важный нюанс — время. Ведь в 16:00 у вас интервью! Да, на исследование всего помещения дается один реальный час: успели вы все обойти или нет — уже ваши проблемы. The Occupation — одна из немногих игр, в которой время ощущается настолько остро. При первом прохождении я обошел лишь половину здания — до некоторых мест даже не добрался и не смог отыскать хотя бы одну зацепку, что стоило мне пустого интервью. Причина — отвлекающие дела и, опять же, избыток информации.
The Occupation — идеальная игра для перфекционистов, которая не поощряет перфекционизм.
Пока ищешь одну улику, находишь документы, отсылающие к трем другим — и напрочь забываешь, куда вообще шел ранее. Итого за 10 минут в блокноте набирается примерно десять различных кодов непонятно от чего — а тормозить и вчитываться времени нет. Стратегия «собрать все подряд и уже потом разбираться» здесь не прокатит — только на собирание всего уйдет час времени. А интервью уже через 40 минут.
На пейджер (мы все еще в 80-х!) приходит сообщение — сейчас на стационарный телефон позвонит ваш личный секретарь. Ты выныриваешь из запретного кабинета через вентиляцию, бежишь до разрывающегося от звонка телефона, где тебе подкидывают еще одну улику. Возвращаешься к кабинету — а туда уже вошел уборщик: да, про оставленную на двери записку «Уборка в 15:20» ты забыл. Надо было ставить будильник. В игре постоянно приходится сверяться с часами, на которых можно задавать будильник или секундомер — тайминг в The Occupation очень важен, потому что на счету буквально каждая секунда.
После сверяешь свои записи, вспоминаешь, где находится тот или ной кабинет, как слышишь, что охранник на ресепшене собирается на 2 минуты отойти в туалет. Спускаешься с третьего на первый, бежишь в его офис, находишь сейф, быстро роешься в документах вокруг — и на задней стороне буклета видишь пароль. Открываешь — пусто. До интервью 30 минут.
Это лишь первый уровень из трех — между ними будут сюжетные кат-сцены и небольшие интермедии не на время. Для «симулятора ходьбы» про политические интриги The Occupation очень сильно давит на игрока. Компьютер слишком медленно сохраняет файлы, факс слишком долго отправляет копию секретарше. Под рукой в нужный момент не оказалось дискеты или монетки, а вы к тому же забыли, что написано на важном документе? Что ж, будьте любезны потратить 5 секунд на анимацию открывающегося чемоданчика. Тем временем до интервью — 20 минут.
Поначалу такая медленная и слишком реалистичная механика раздражает — то, что в других immersive sim совершается в два клика, в The Occupation требует десяти нажатий. Затем проникаешься аутентичностью, вживаешься в роль журналиста и потихоньку начинаешь наслаждаться процессом — проблема лишь в том, что не каждый способен погрузиться в игру настолько глубоко.
Со временем в некоторых ситуациях возникает вопрос — а зачем вообще было совершать столько усилий?
Вы вставили монетку в приемник кофе-машины, медленно комбинацией ЛКМ+W задвинули паз в автомат, выбрали кофе/чай/какао — и стоите 7 секунд, наблюдая за готовкой кофе. Выпить его, кстати, не получится. А интервью уже через минуту.
The Occupation поглощает своей рутиной, реалистичность которой утрирует геймплей — она уникальна в своей механике, но во многих аспектах требует от игрока слишком многого.
White Paper Games безусловно создала грандиозную игру. Небольшая инди-студия смогла добиться иммерсивности, не уступающей Red Dead Redemption 2 — а то и превосходящей ее. В The Occupation плохой движок катсцен, множество багов (часть на днях починили), не очень качественная озвучка и довольно слабый сюжет — полный скучных нюансов, о которых нужно помнить во время прохождения (требуется приличное владение английским, русификация в игре почти машинная).
Однако все это с лихвой кроется геймплеем. Проблема лишь в том, что The Occupation умудряется раздражать и впечатлять одними и теми же элементами — у игры довольно высокий входной порог, который трудно преодолеть даже ярым любителям и ветеранам «симуляторов ходьбы». Впрочем, ничто не сравнится с моментом, когда в конце главы на интервью выбрасываешь в лицо лгущей пиарщицы доказательства о нестыковках в ее словах (поверьте, это не спойлер).
И только тогда осознаешь важность своих поступков и видишь результаты того изнуренного часа офисной работы. К сожалению, моменты триумфа кончаются очень быстро и не факт, что вы вообще успеете собрать что-то полезное. А тем временем до следующего интервью 60 минут.
Таки не понял,игра проходится за одно интервью? Или их там несколько? В Эфир к стати играл, отличнейший квест.
"иммерсивности, не уступающей Red Dead Redemption 2" ????
Ладно, посмеялись и хватит. Предметы в игре можно кидать?