Мнение о первых 5 эпизодах «Страны Лавкрафта». Новые «Байки из склепа» в свете горящих крестов
Книга Мэтта Раффа 2016 года была очень тепло принята критиками и большинством читателей. Хотя поклонники Лавкрафта были разочарованы использованием его имени в названии, ведь произведение дальше примитивных отсылок к нему никакого отношения не имело. Особенно по части атмосферы. В сущности, книга — сборник историй, которые были объединены одной тонкой сквозной линией и некоторыми персонажами.
В 2017 было объявлено, что HBO при помощи Джордана Пила и Джей Джей Абрамса перенесет это произведение на экран. Присутствие Пила в проекте абсолютно не удивляло, а вот заинтересованность Абрамса казалась изначально неожиданностью, но после просмотра все встало на свои места.
Одноименное произведение под названием «Страна Лавкрафта» уложилось в первые два эпизода. В них любящий фантастическую литературу ветеран войны в Корее Аттикус (Джонатан Мейджерс) отправляется на поиски отца Монтроса (Майкл Кеннет Уильямс), так как получил от него странное письмо.
Аттикус давно с ним не общался из-за того, как отец относился к нему в детстве. Но таинственные обстоятельства его исчезновения обязывают героя в компании начитанного дяди Джорджа (Кортни Б. Вэнс) и подруги Летиши (Джерни Смолетт) отправиться в место под названием Ардхэм. Оно созвучно с Аркхэмом из произведений Лавкрафта, который был знатным расистом, о чем не забывают упомянуть в сериале, обратив внимание на его стихотворение On the Creation of Niggers.
Так как действие происходит в 50-е, то герои на своем пути сталкиваются с самым главным ужасом эпохи — расизмом. На этом фоне любые монстры блекнут. Представлен он максимально просто, без изысков. Тупые и злые белые люди в форме и без стараются при любом удобном случае как-нибудь притеснить или оскорбить героев. Им не нужно раскрытие, личность и иногда даже диалоги. Все что им нужно — это злое лицо и бессмысленная агрессия по отношению к чернокожим.
Шоу не старается показать это как-то изыскано или изобретательно. Достаточно, чтобы белая женщина на тротуаре сама врезалась в чернокожего подростка, ведь тогда белые полицейские мигом выбегут из-за угла, чтобы с дубинками и воплями наброситься на перепуганного тинейджера. И из таких сцен состоит каждый эпизод, так как это основная тематика сериала.
Приятно видеть, что уже в первой истории есть изменения в лучшую сторону, если сравнивать с книгой. В бумажной версии попытка хоть как-то соответствовать атмосфере Лавкрафта в отдельных сценах провалилась с треском. Сериал это даже не пытается делать. С эпизода в лесу становится очевиден вектор развития. Незримый ужаc из книги превратился в очень даже зримый. Его не стесняются показывать, ведь Абрамс у руля, а значит нужно много эффектов. В этот момент сразу вспоминается «Супер 8».
Немного странным выглядит замена чуть ли не единственного постоянного белого мужского персонажа из книги на женщину. Таинственный Калеб Брейтуайт превратился в Кристину Брейтуайт (Эбби Ли), которая очень слабо справляется со своими обязанностями. Ее без особого труда затмевает подручный Уильям (Джордан Патрик Смит), который как раз и обладает аурой таинственности и источает опасность, при этом разбавляя ряды напряженных чернокожих и одномерных деревенских белых своей ангельской внешностью. Он выглядит так, как должен был бы выглядеть Люцифер из одноименного комикса.
Периодически вызывает раздражение неуместный саундтрек, где используются современные хип-хоп песни, которые совершенно не подходят происходящему на экране. Да и Мэрилин Мэнсон тоже звучит не к месту.
Местами создатели хотят сделать сильный упор на драму, но по большей части это не работает. Отношения между персонажами и их конфликты слишком очевидны, чтобы глубоко погружаться. Злой папа, который отвратительно вел себя с сыном, что тот готов был сбежать от него куда угодно, даже на войну. Две сестры, между которыми силен дух соперничества.
Параллельно этому стараются не обойти стороной проблему отношений с начальством на работе, что в итоге все равно представлено в максимально примитивной форме.
Сериал по своему духу ближе к «Байкам из склепа» или «Калейдоскопу ужасов». Это не лишенный юмора и местами поучительный хоррор, где кое-как сшиты различные сюжеты. На фоне основной линии про культ рассказываются истории, где фигурирует дом с приведениями, магия с превращением в героя другого цвета кожи и даже есть эпизод в духе приключений Индианы Джонса.
Расчлененки и крови тут не стесняются, как и откровенных сцен. Спецэффекты на приемлемом уровне, а вот актерские работы не цепляют. Персонажи больше похожи на карикатуры, а не настоящих людей. И если с белыми статистами все понятно, так как они в историях только чтобы быть расистами, абьюзерами и умирать, то такая серость среди главных героев правильного цвета удивляет. Потенциал раскрыться есть у отца главного героя, так как на нем очень многое завязано, но вот остальные уже показали свой максимум.
«Страна Лавкрафта» понравится любителям простых хоррор-историй, которых не смутит отсутствие атмосферы Лавкрафта и безостановочный расизм по отношению к белым. Это безусловно качественный продукт с очень спорным идейным наполнением.