Мнение о фильме «Гуляй, Вася! Свидание на Бали». Как кошмарные идеи для комедий губят все шутки
Одна из лучших романтических комедий минувшего 2020 года – фильм «Зависнуть в Палм-Спрингс», полноценный режиссерский дебют Макса Барбакова. Это такой «День сурка» на свадьбе с бассейном, живописной пустыней, почти бесконечными запасами выпивки и кнопкой reset в таинственной пещере.
Зависают в фильме два главных героя, причем оба плохи во всех жизненных аспектах. Парень – обаятельный дурак и слабак, девушка – безалаберная бездельница, к тому же насолившая своей сестре. В любом случае, у них обоих, конечно же, золотые сердца, и они почти идеально подходят друг другу, но для этих выводов мы как раз и смотрим подобное кино.
Или, чтобы не ходить далеко, посмотрим на последний сериал, где снималась Любовь Аксенова. В «Настя, соберись!» ее героиня теряет все, что у нее есть – карьеру, мужа, квартиру, лучшую подругу. Ситуация настолько страшная, что над ней остается только смеяться.
Все эти идеи не отличаются оригинальностью. Но у них есть одно очень важное качество: они не тошнотворны, и в своем зародыше не вызывают реакции «да сколько можно». По крайней мере, у меня.
Справедливости ради, Роман Каримов не пытался сделать свой фильм «Гуляй, Вася! Свидание на Бали» похожими на примеры выше. Скорее, это была пародия на «Мальчишник в Вегасе» Тодда Филлипса; не зря режиссер описывает свою работу как «трэш-карусель веселых приключений».
Будем судить честно и посмотрим на сюжетную завязку «Мальчишника»: друзья просыпаются в номере, ничего не помня, и по цепочке восстанавливают безумные события прошлой ночи. Без измен и ублюдского поведения не обходится, но у ребят есть отличное оправдание – наркотик рафинол.
На контрасте с этим новый «Гуляй, Вася!» начинается с того, как нерешительного Пашу (Борис Дергачев) и его откровенно глупую жену Киру (Вера Кинчева) обводит вокруг пальца та самая легендарная Василиса. Героиня, которую даже Любовь Аксенова не спасет своим обаянием.
Образ Василисы что в первом, что во втором фильме – кромешный ужас, микс из хабалки, постоянно лезущей в драку, и хитрой содержанки. И это не моя характеристика, а позиционирование фильма: Вася живет за счет других мужчин, не ударяя пальцем о палец.
На Бали она тоже едет за счет Паши, который вроде бы верен своей жене, но почему-то все равно решает взять с собой старую знакомую. Дело в том, что в школе они много лет встречались, но так ни разу и не переспали. Теперь Паша летит на Бали вроде бы по просьбе своего друга, но с незакрытым гештальтом, а Вася хочет на почве этого вытряхнуть из него побольше денег. Все остальные герои тоже в итоге отправляются на остров, следом за ними.
Сюжет выходит не только отвратительно дурацким и завязанным на мерзком поведении героев, но еще и запутанным — чтобы упростить его, пришлось выкинуть сразу нескольких персонажей. «Гуляй, Вася!» в принципе пришлось сильно сократить для проката, так что он напоминает нарезку смешных и не очень скетчей. Так почему вообще о нем стоит говорить, особенно на фоне откровенного трэша последних лет – наподобие «Женщин против мужчин», «Неидеального мужчины» и тому подобных?
Дело в том, что в «Гуляй, Вася!» есть очень смешные моменты. До них придется терпеть примерно час хронометража и попыток слепить какой-никакой сюжет из вожделения, жадности и тупости. А потом происходящее вдруг сменяется немного оторванной от основной линии, но искренне неплохой сюжеткой.
Например, в фильме есть Владимир Карпук из очередного спин-оффа «Кухни». Его персонажа иронично зовут Данко, а сам он стал лидером на совершенно оторванной от остального Бали маленькой территории, затерянной в кустах. Данко с горящими глазами строит на индонезийском острове… Коммунизм.
Он отдает грязные капиталистические кроссовки Паши одному из жителей, учит своих подопечных упорному труду и читает им советские стихи. У Данко даже есть красивая легенда о его появлении на Бали, бредовая и трогательная одновременно.
Или прекрасная в своем абсурде линия с качком Максом (Роман Курцын) и его планом – стать лучшим бойцом без правил на Бали, чтобы впечатлить и вернуть свою бывшую девушку. Его главный противник имеет необычную привычку: вне ринга он переодевается в женщину и крышует местный бар, где другие транс-женщины ищут себе клиентов. Режиссер умудрился показать эту необычную тему одновременно и не обидно, и смешно.
После сеанса я долго не могла отделаться от мысли, что некоторые сцены в фильме просто гениальны. Ведь мало что может напугать среднестатистического русского мужчину сильнее, чем бегущая за ним толпа «боевых транссексуалов» – и это ужасно забавно.
Но идея строить фильмы на том, что все бабы – жадные до денег изменщицы, а все мужики – глупые подкаблучники, устарела еще в прошлом десятилетии. Это не просто банально и пошло, это скучно. Никакие шутки не перебьют ощущение того, что все до единого герои фильма отвратительны и болеть за них совершенно не хочется.
И даже там, где шутки есть, панчлайн не дотягивает по силе до того, чтобы простить кино все его минусы. Получается просто не очень смешная, зато хаотичная, неприятная и затянутая при этом комедия. Основной замысел просто погребает под собой и все хорошие шутки, и конечное «перевоспитание» героев, которые все понимают и раскаиваются в своих поступках.
Словом, хочется попросить об одном: чтобы фильмы, даже такие сюрреалистичные, были больше о реально существующих людях, чем о фантастических серцеедках. И, конечно, наконец стали по-настоящему смешными.