Мнение. «Мстители: Война Бесконечности» — дерзкая победа искусства над индустрией
Видеоверсия:
Но для начала абзац для истинных фанатов Marvel, которые все это время строили теории о Камне Души, о плане Таноса и вариантах развития четвертой фазы киновселенной. Быстро закрывайте эту статью и не читайте ничего о «Войне Бесконечности» до самой премьеры! Фильм хороший, красивый, в меру смешной, драматичный и бесконечно крутой. Но чтобы насладиться в полной мере его сущностью, о нем лучше ничего не знать. Впечатления очень легко испортить неаккуратно пойманным спойлером — и все, эффект уже не тот. Так что пожалейте себя и не разрушайте свое мнение о без пяти минут исторически важном фильме Marvel.
А теперь погнали.
Осторожно, спойлеры!
Восемнадцать фильмов киновселенной, десять лет развития, столько же сериалов, десятки персонажей и миллиарды долларов прибыли — цифры внушающие, но довольно сухие. Им не передать, с какой яростью фанаты защищают своих любимых персонажей, с каким рвением рассматривают кадры, подмечая мельчайшие подробности, и с какой любовью воплощают страсть к Marvel в рисунках, видео, музыке и других видах искусства. Выход «Войны Бесконечности» для них сродни второму пришествию Христа. Такое же триумфальное событие и знамение начала конца.
И они получили все, что хотели. Железный Паук! Броня Bleeding Edge у Железного Человека! Невероятная химия между персонажами! Шутки, самоирония, пафос, экшен, драма — все смешалось под чутким руководством братьев Руссо, которые точно знают, что, как и под каким углом преподнести зрителям.
Реакция зала подтверждает это. Появление каждого нового героя сопровождалось восторженными криками и аплодисментами (но забавно, что на Черной пантере все даже глазом не моргнули). Когда на экране начинались битвы, ор людей превращался в нечто непередаваемое, словно сознания зрителей соединялись в коллективный разум, а сами они погружались в транс. И ты чувствуешь себя частью чего-то большего — совершенно незабываемое ощущение.
Которое возникает только в том случае, если в твоем сердце есть хотя бы крупица любви к Marvel. В моем случае это не так. Признаюсь честно, я прохладно отношусь к феномену кинокомиксов в принципе и считаю, что их успех тормозит развитие смелых и экспериментальных фильмов. Потому поначалу мне казалось, что «очередной фильм Marvel» не сможет изменить моего мнения.
Но даже так нельзя отрицать режиссерских заслуг братьев Руссо. Каждый эпизод снят в своем стиле, в уникальной цветовой палитре и с оригинальным музыкальным сопровождением. Возьми каждый из них отдельно и растяни хронометраж, можно было бы получить полноценное кино, причем хорошее! В итоге все кусочки складываются в самый масштабный и эпичный супергеройский эпос. Художественного стиля фильму не занимать
С графикой у Marvel всегда было все в порядке, но в этот раз студия превзошла сама себя. Почти каждый кадр — это произведение искусства, триумф художников и технологий.
Само собой, выглядит все очень красиво. Нет, не так — БЕЗУМНО красиво.
Если у вас есть возможность сходить в IMAX, то покупайте билеты только туда. И тогда словосочетание «визуальный оргазм» будет у вас ассоциироваться именно с «Войной Бесконечности».
Похвалы заслуживают и сражения. Да, все мы знали, что они будут масштабными и красочными, но в итоге они оказались еще и на удивление реалистичными. Глядя на первых и вторых «Мстителей», можно заметить, что хореография в них преобладала над здравым смыслом. В «Войне Бесконечности» все несколько иначе: драки получили очень контактными и приземленными, каждый удар и выпад ощущаются физически. Причем даже при активном использовании суперспособностей это чувство никуда не исчезает. До «Сорвиголовы» далеко, но все равно смотрится достойно.
Но все это — лишь мишура, второстепенные факторы, которые никак не могут перекрыть суть «фильма от Marvel». И почти вся «Война Бесконечности» — это классический кинокомикс, красивый и масштабный, но довольно бессмысленный.
Словно главная идея заключалась в том, чтобы собрать как можно больше супергероев в одном месте (и отчасти это правда). На месте и типичный юмор студии, глупый, но, чего греха таить, смешной.
Опять же, фанаты будут в восторге. Им все равно на практически отсутствующую завязку, ведь она скрыта в предыдущих фильмах, в десятилетней истории киновселенной, которая наконец-то подошла к своему кульминационному моменту. А вот фансервис тут отличный: когда Локи говорит «а у нас есть Халк», ссылаясь на один из самых известных эпизодов первых «Мстителей», на душе становится как-то тепло и уютно.
А затем наступают два момента, заставляющие полностью переосмыслить «Войну Бесконечности». Первый из них связан с Таносом и делает его злодеем, в котором киновселенная нуждалась уже давно, — проработанным и не шаблонным. Безумный титан безусловно удался, его холодное спокойствие и уверенность в своей правоте внушают страх и трепет. А самое главное, что он прекрасно осознает, насколько высокую цену платит за свои идеалы.
Во многом это заслуга Джоша Бролина, чья актерская игра заметна даже сквозь компьютерную графику. Мы видим не просто анимированную модельку, а живые человеческие эмоции, которые не спутать ни с чем. Таносу уделено больше всего экранного времени, но самое любопытное, что ему не нужна никакая предыстория, которую нам поведают в выходящем осенью романе. Он прекрасно справляется сам, раскрывая груз своих грехов через фразы и поступки.
А вот процесс сбора Камней Бесконечности выглядит однообразно, пускай нас и уверяли в обратном. Разве что с Камнем Души ситуация получилась интересная и даже трогательная, но с остальными все идет по стандартному плану. Танос приходит, почти проигрывает, но все-таки побеждает и забирает очередной Камень. Скука.
Увы, не всех персонажей раскрыли полноценно. Как и предполагалось, их оказалось слишком много для двухчасового фильма. И пока одни появляются на экране с завидной частотой и играют ведущие роли (Стражи Галактики, Тор, Железный человек, Капитан Америка), другие созданы лишь для своих эпизодов и порой обходятся всего парой фраз (Баки Барнс, Черный Орден, Черная пантера).
Некоторые сюжетные линии, начатые еще в первой фазе, так и остались в подвешенном состоянии. Взаимоотношения Черной Вдовы и Брюса Баннера не раскрыли. Трогательного воссоединения Старка и Роджерса не случилось. Про Соколиного Глаза и Человека-муравья даже не спрашивайте — с ними студия то ли решила всех затроллить, то ли просто поиздевалась над ожиданиями зрителей.
Но все это меркнет после второго переломного момента, который и делает «Войну Бесконечности» легендарным кино. Нас десять лет знакомили с персонажами, формировали отношения между ними, прописывали вселенную — а потом пришли братья Руссо и растоптали это все! Все, не было вашей второй и третьей фазы, катитесь к черту! И этот дерзкий плевок в лицо всем фанатам — лучшее событие за всю историю кинокомиксов.
Как писал Фридрих Ницше, «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц!», подразумевая, что для рождения новых идеалов старые ценности должны умереть.
Так вот, братья Руссо — это ницшеанские богоубийцы, а «Война Бесконечности» — это их копье Лонгина, которым они пронзили сердце Marvel. И теперь нас ждет неопределенное будущее, ведь впервые за долгое время киновселенную окутала неизвестность. И это прекрасно.
Кстати, скажи мне год назад, что в новых «Мстителях» я увижу ницшеанские мотивы, то я громко рассмеялся бы и назвал бы собеседника идиотом. Ах, ирония!
А самое забавное, что финал может разочаровать как раз самых преданных фанатов MCU, которые следят за ней еще с выхода «Железного человека». Еще бы, ведь практически всю их любовь, все надежды и теории разрушили по щелчку пальца (в прямом смысле).
Настроения людей перед и во время сеанса в принципе красноречивы: за несколько минут до начала фильма слышны обсуждения из разряда «а помнишь в Х момент Y?» и «о, а как тебе персонах N?». В первые полчаса все смеются, активно едят попкорн и не скрывают восторгов по малейшему поводу. Но чем дальше развивается сюжет, тем больше накаляется атмосфера в зале, шутки уже не вызывают былого веселья, а тишина угнетает все сильнее.
И закрепляется все громогласным финалом, который вызывает самый разный спектр эмоций. Кто-то рыдает, осознавая, что случилось с персонажами, на которых они выросли. Другие злятся и проклинают авторов фильма, не понимая, на что они потратили деньги. Но самая главная эмоция — всеобщее недоумение, вызывающее вопрос: «А что это было?»
А было это превосходство частицы «кино» в слове «кинокомикс», торжество искусства над бизнесом и индустрией, беспрецедентный случай самой дорогой в истории насмешки над своей же фанбазой.
Конечно, можно немного поворчать, что вышел по большей части стандартный, пускай и действительно «самый амбициозный» фильм Marvel. Но без знакомых штампов и сюжетных ходов финал не оказал бы должного эффекта. Вероятно, братья Руссо это прекрасно понимали.
Более того, мы получили не очередную вариацию мифа о супергероях. «Война Бесконечности» прежде всего о людях, которые пытаются сохранить человечность перед лицом смертельной угрозы. В этом она похожа, как ни странно, на военные фильмы. Тут герои тоже совершают необдуманные поступки, идя на поводу у своих чувств, принимают нелегкие решения ради лучшего исхода — и даже оживший андроид и говорящий енот выглядят естественно и искренне.
Теперь совершенно непонятно, как можно будет получать удовольствие от «путешествия в квантовый мир» и «возвращения духа боевиков 90-х» (то есть от сиквела «Человека-муравья» и «Капитан Марвел»). Хочется лишь поскорее увидеть «Мстителей 4» и узнать, во что выльется величайшая шалость в истории.
Конечно же, хотелось бы, чтобы прежняя дерзость никуда не исчезла, и новые приключения Мстителей поразили всех еще больше. В комиксах ведь нередки многочисленные перезапуски и смерти ключевых персонажей, а фильмы по их мотивам уже доросли до подобного. Отныне простые эксперименты с политическими триллерами («Первый Мститель: Другая Война») или, скажем, уклоном в народные мотивы («Черная пантера») перестанут работать. Кинокомиксы уже никогда не будут прежними.
Вернее, это был бы идеальный вариант. Но высока вероятность, что «Мстители 4», как это принято у Marvel, опять откатят все важные перемены, доказав, что у студии не хватает смелости на нечто грандиозное и поражающее. В любом случае, «Война Бесконечности» и так войдет в историю, став киноаналогом смерти Гвен Стейси или же Питера Паркера в Ultimate-вселенной, доказав, что кинокомиксы Marvel — это не фикция и не псевдокинематограф, а нечто самодостаточное и уникальное.
Возможно, после премьеры «Мстителей 4» все написанное выше нельзя будет читать без смеха. Но прямо сейчас нас ожидает идеальный год для всех любителей кино, комиксов и поп-культуры в целом.
Киновселенная Marvel еще целых четыре календарных сезона будет напоминать своеобразного кота Шредингера, ведь ее будущее сейчас не предопределено. И эта суперпозиция возможностей манит и опьяняет, заставляет строить самые безумные теории и надеяться на удивительные варианты развязки. Конечно, в итоге все может вылиться в очередной фарс, а Интернет заполнят многочисленные статьи на тему «что не так с киновселенной Marvel» и, допустим, мечты о другой временной линии, где братья Руссо довели начатое до конца.
Но прямо сейчас это не важно, ведь мы живем в лучшем из всех возможных миров. В мире, в котором вышли «Мстители: Война Бесконечности».