Мнение. Gray Dawn — хоррор для оскорбления чувств верующих
Главный герой Gray Dawn — святой отец Авраам. Незадолго до событий игры он проводил ритуал по изгнанию какого-то черта из тела маленького мальчика, однако обряд провалился, а ребенок сиганул в окно и погиб. Теперь священника мучает чувство вины, плюс ко всему ему мерещится всякое, а в голове порой звучит дьявольский голос, который призывает наплевать на бога и восславить сатану.
Сама по себе такая завязка мало что объясняет, а демоверсия — и это основная ее проблема — запутывает еще сильнее. Я прошел ее дважды, но так и не смог понять, что создатели хотели сказать мне по поводу религии. Если вообще хотели. Тут сразу несколько моментов, давайте про каждый.
Во-первых, Gray Dawn — это жуткая религиозная мешанина. Студия, ответственная за разработку, находится в Румынии, религиозное общество которой больше чем на 85% православное. События игры частично тоже вроде бы происходят на территории этой страны, отсюда и соответствующая символика — иконы, которые можно увидеть, к примеру, в российских храмах, одежда со славянскими мотивами, купола церквей, в конце концов. При этом отец Авраам — католик, и обряд экзорцизма в игре он проводит католический, с использованием святой воды и книги Rituale Romanum. Правда, за пять минут до ритуала он находит просфору — богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии. И затем наблюдает, как его дом заполняют жабы — очевидный намек на вторую египетскую казнь.
Так про что в итоге история-то?
Вообще, создать игру про христианство вообще — нормальная идея, но демоверсия Gray Dawn не дает понять, что разработчики преследуют именно эту цель. Главный герой полчаса просто шарится по трем локациям, глядит на всякое и даже не задает вопросов, когда статуя жабы просит у него «плоти и крови Христа».
Это, кстати, второй момент — авторы Gray Dawn если и пытаются играться с метафорами, то делают это очень странным образом. Что мне должна сказать сцена, в которой святой отец исполняет просьбу статуи и приносит ей вино и священный хлеб?
В другом эпизоде герой видит уже статую Христа без головы — потому что эту голову кто-то отломал, положил на диван, стоящий рядом, и теперь она кровоточит. Голову можно взять и прикрепить обратно, тогда над обеденным столом перестанет летать посуда. Это тоже метафора или просто очередная попытка напустить жути?
Напугать у Gray Dawn все равно не выходит — это третий момент. Ну то есть смотрите — вот бронзовая жаба, которая дьявольским голосом требует крови и плоти Христа. А это окровавленное свадебное платье, и когда герой подходит к нему, экран заливает кровь, а сатана толкает речь про пороки. Вот и призрак мальчика, а в доме Авраама на первом этаже стоит гроб. В демоверсии весь этот символизм не имеет никакого значения, потому что сюжетно никак не объясняется — потому и не пугает. Может быть, в полной версии ему найдется объяснение.
Хотя выглядит Gray Dawn очень здорово и… окей, смело. Это довольно красивая игра, создатели которой, судя по всему, не боятся оскорбить чьи-то чувства. Поэтому и пишут кровавыми буквами на статуэтке свиньи, что «бог мертв». Если они сами знают и понимают, что это значит, и после релиза объяснят это нам, то не исключено, что в Gray Dawn играть будет по-настоящему жутко. К тому же я на подсознательном уровне боюсь всего, что связано с похоронными традициями православия — и их в игре, судя по всему, полно. Если авторы еще и эту тему дожмут, то вообще.
Впрочем, Gray Dawn может так и остаться сборником не связанных между собой изуродованных символов христианства, и это будет грустно — ведь играть ради геймплея смысла нет. В этом плане игра румынов вызывает в памяти Amnesia: The Dark Descent, то есть главный герой бродит туда-сюда по локациям, переносит с места на место предметы и не делает больше ничего. Скукота.
Gray Dawn выйдет 7 июня. Тогда о ней и можно будет составить окончательное мнение.