Мнение. «Черная пантера» — новая планка для киновселенной Marvel (это правда крутой фильм!)

Максим Иванов
26 февраля в широкий прокат выходит «Черная пантера» — первый супергеройский фильм в киновселенной Marvel, снятый чернокожим режиссером и задействующий преимущественно чернокожий каст. Главный редактор «Канобу» Максим Иванов рассказывает, как «Черная пантера» освежает комиксмуви и почему фильм получился глубже, чем остальные картины студии. Рецензия и «неудобные вопросы» от Александра Трофимова выйдут уже в ближайшие дни.
Мнение. «Черная пантера» — новая планка для киновселенной Marvel (это правда крутой фильм!) | Канобу - Изображение 1

После «Черной пантеры» мне захотелось отправиться в Африку, чтобы посмотреть на ее культуру своими глазами. Конечно, Ваканда — не аккуратное отображение конкретных стран или народностей.

Режиссер фильма Райан Куглер оставляет за скобками проблемы континента и вместо этого рисует красочную утопию, мешая яркие элементы африканского наследия с высокими технологиями.

Картина спрятанного вакандского рая конфликтует с фильмами вроде «Последнего короля Шотландии» (где, к слову, тоже играет Форест Уитакер), что становится художественным приемом, ведь именно карнавальность «Пантеры» дарит мощные, непривычные, запоминающиеся образы.

Но важно помнить, что реализм и не был самоцелью — прежде всего нам продают мечту.

Сегодня Африка слабо представлена в современных блокбастерах, поэтому народные танцы, песнопения, жесты, одежда и ритуалы кажутся чем-то уникальным и любопытным. Внезапно выясняется, что Marvel не нужны радужный мост в Асгард или путешествия в далекий космос, чтобы показывать очаровывающие миры и удивлять их разнообразием. И это же так логично!

Все последнее десятилетие мы смотрели фильмы про американских супергероев; смена культур и места действия позволила освежить жанр и рассказать историю, которая отображает ценности иных групп.

Этим «Пантера» напомнила мне «Тайну Коко» — анимационный фильм Pixar праздновал уникальность Мексики, предлагал насладиться ее богатым наследием: музыкой, верованиями, традициями, ценностями. Куглер также наслаждается африканской идентичностью, романтизирует ее и пропитывает ДНК фильма маркерами свой-чужой — ну как не встрепенуться, когда национальные мотивы сменяются Кендриком Ламаром, величайшим из современных чернокожих проповедников?

Мнение. «Черная пантера» — новая планка для киновселенной Marvel (это правда крутой фильм!) | Канобу - Изображение 2
Мнение. «Черная пантера» — новая планка для киновселенной Marvel (это правда крутой фильм!) | Канобу - Изображение 3

На этой культурной базе «Черная пантера» рассказывает одну из самых комплексных историй в киновселенной Marvel — сюжет замыкается на персонажах и судьбе Ваканды, пережевывает темное прошлое ее правителей и сталкивает в конфликте не супергероев, а идеологов, бьющихся за свою правду (поэтому «Пантера» отлично смотрится в отрыве от остальной киновселенной).

Я ни за что не стану сравнивать Майкла Б. Джордана с Джокером Хита Леджера, на мой взгляд, это абсолютная глупость и совершенно разный калибр актеров, Джордан тут скорее компетентно страдает в кадре. Более того, в ряде сцен ему написали очень скучные диалоги, которые просто не позволяют назвать злодея «Черной пантеры» выдающимся. Зато Киллмонгера погружают в драматичный контекст, в котором ему невозможно не сопереживать. Именно из-за личных откровений в середине фильма мне стало казаться, что «Пантера» все-таки достигнет высот «Темного рыцаря», но этого, к несчастью, все-таки не происходит.

Впрочем, прогресс очевиден, и не последнюю роль тут играет количество шуток, которых на порядок меньше, чем в, скажем, «Мстителях» или «Капитане Америка» — эмоциональные моменты не обрубают, их не смягчают в боязни «перегрузить» зрителя. Куглер дает прочувствовать душевные метания и тяжелые откровения из прошлого героев. И это — очень правильный шаг для Marvel, вам точно будет что обсудить после выхода из кинотеатра.

Мнение. «Черная пантера» — новая планка для киновселенной Marvel (это правда крутой фильм!) | Канобу - Изображение 4

«Черная пантера» в равной степени фильм про Киллмонгера, пусть Джордан и исчезает с экрана в начале и не появляется вплоть до середины, когда внутренние дрязги вакандцев достигают своего пика — возвращение Джордана запускает ту самую схватку за будущее страны, реализацию ее потенциала, с которым Т’чалла пытается определиться в течение всего фильма. Параллелизм становится главным приемом Куглера, режиссер наделяет его реальным значением и только поэтому марвеловское клише «зеркального злодея» тут срабатывает.

Интересно, что «Пантера» вышла антивоенным кино. Она вытаскивает под софиты чернокожего режиссера и преимущественно чернокожий каст, любуется культурной идентичностью, но говорит об объединении мира и ответственности перед более слабыми (можешь помочь — не прячься, а помогай).

При этом Куглер не проповедует и отпускает всего одну, но очень едкую шутку про Трампа. Вот почему тот, кто захочет смотреть «Пантеру» как чистую супергероику, получит крутой комиксмуви в уникальном сеттинге. Тем, кто захочет более сложных смыслов, также будет во что вглядеться. Лично мне нравится рассматривать этот фильм как умный, неагрессивный социальный комментарий, который помогает лучше понять другие культуры и стремится показать, что расходиться по углам из-за цвета кожи или разности групп — максимально недальновидная, ведущая в тупик идея. Судя по рекордным кассовым сборам, американский зритель инклюзивность и миротворчество принял на ура. Посмотрим, как пойдет в России.

Мнение. «Черная пантера» — новая планка для киновселенной Marvel (это правда крутой фильм!) | Канобу - Изображение 5
Теги
Комментарии (148)
Ходил в пятницу в IMAX, так что вот вам немножечко имхо. Фильм неплохой, но это не фильм уровня первых "Мстителей", "Стражей" или первых двух "Железных человеков". Хотя оценки говорят об обратном. Варнинг, спойлерс ахеад! Да, Ваканда получилась красивой, но по сути нам страны толком не показали. Мы узнали о парочке древних обычаев, совсем немного об устройстве общества, чуть-чуть поглазели на внешний вид страны, иии... все. Если сравнивать с той же "Тайной Коко", которую в тексте Максим использовал, то "Пантера" сливает керосин по всем фронтам. Там у нас был целый мир, который нам не просто показали - нам весьма ладно рассказали как он работает, объяснили, что тут и к чему. В "Пантере" же это все получилось слишком поверхностно и быстро, многое остается за кадром. Киллмонгер получился никакой. Да, ДРАМА, но камон, персонажу хочешь не сопереживать, а долбануть его по башке садовой лопатой, авось перестанет нести чушь с пафосным видом. Серьезно, он обвиняет людей в том, что они хреновы завоеватели и эксплуататоры, и тут же предлагает идти по их же пути? А мозгов на более адекватный план у тебя не нашлось? Нет? Зря. Да, сам по себе злодей он не худший в MCU, да и вопрос в целом поднимает правильный. Но он все еще прописан как "злодей", поэтому особо сопереживать ему не тянет. Но это уже похоже на человека, Marvel, так держать! С одним я спорить не буду - это опять супергеройский фильм, хотя Marvel уже некоторое количество фильмов отошла от "стандартной" и "чистой" супергероики. Тут же у нас прям вот она и есть, со всеми вытекающими последствиями. Местами фильм мне напоминал первого "Железного человека", конечно. Не постановкой и атмосферой, а вообще.
"Внезапно выясняется, что Marvel не нужны радужный мост в Асгард или путешествия в далекий космос, чтобы показывать очаровывающие миры и удивлять их разнообразием." Максим, очень хорошо, что вы упомянули Асгард и разнообразие. В Асгарде были чёрные. А в Ваканде есть белые, азиаты или индусы? Если нет, то возникает резонный вопрос, где то самое "разнообразие", и не обусловлено ли его отсутствие тем, что чернокожие авторы этого фильма расисты?
А как по мне, то "Пантера" совершенно скучный и не запоминающийся фильм, который взял весь свой потенциал и выкинул в мусорку. Не сказал бы что фильм плохой, он просто никакой - никакой главный герой, никакой злодей, никакая мотивация остальных персонажей. Почти все персонажи говорят какими-то стандартными безэмоциональными фразами и их слова сразу забываешь. Самая же большая проблема фильма - это сама Ваканда - супер страна в которую невозможно поверить, так как на её объяснение авторы полностью забили (тысячи вопросов ответом на которые просто Патамушта), да, тут есть африканский колорит, но как-то создатели фильма забыли, что Ваканда также является самой высокотехнологичной страной, что почти никак не проявляется в жизни людей (по сути после фильма понимаешь, что все в Ваканде полные идиоты).

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE