«Marvel: 75 лет чудес». За что мы любим Человека-паука, Мстителей, Громовержцев и другие истории
Thunderbolts (1997) #1
Денис Варков
«Громовержцев» большинство знает как команду суперзлодеев, работающих на правительство. Такими их узнали те, кто пришли в комиксы Marvel в период Гражданской войны и Тайного вторжения. Но история команды началась задолго до этого — в конце 90-х, когда Курт Бьюсик и Марк Багли запустили комикс о команде суперзлодеев под руководством Барона Земо, нашедшей способ одолеть Мстителей — они притворились супергероями и преуспели.
Я открыл для себя Громовержцев, когда заметно устал от похожих друг на друга команд супергероев, и комикс мне очень понравился. Это была история о людях, которые, попробовав себя в другой роли, полюбили ее и не захотели снова становиться злодеями, но выбора у них уже не было. В итоге Громовержцы пустились в бега, оставаясь уже не злодеями, а антигероями.
Командой даже некоторое время руководил Соколиный глаз — герой, тоже начинавший как злодей.
Все, что рисовал Марк Багли по Громовержцам (вы можете помнить его арт по Ultimate Spider-Man), я очень уважаю и люблю порой перечитывать, потому что комикс приятен для изучения вселенной с того угла, с которого вы ее не увидите в других командных супергеройских сериях. Когда сменилась авторская команда, серию долго шатало, местами уводило в совершенно непонятные дебри, откуда, казалось, она уже не выберется, но Уоррен Эллис в период Гражданской войны подарил ей новую жизнь. И я очень рад, что Громовержцев до сих пор можно увидеть на страницах комиксов Marvel.
Amazing Fantasy (1962) #15
Денис Варков
Первое появление Человека-паука. Комикс, содержание которого знает каждый, но читали его при этом единицы. Скажите спасибо многочисленным адаптациям — историю потери Дяди Бена, «великой ответственности, которая приходит с великой силой» и грабителя, которого не остановил Питер Паркер, знает каждый.
Человек-паук быстро стал прорывом — это был персонаж, максимально близкий к своему читателю и в то же время он обладал достаточной силой воли, чтобы после всех своих жертв снова надевать костюм и продолжать защищать родной город. Этим супергерой покорил читателей и не отпускает их до сих пор.
Оля Крайновская подробно рассказывала о феномене популярности Питера Паркера в отдельной статье.
Лично я несколько лет назад решил прочитать классические комиксы о Человеке-пауке (в сборнике «75 лет Marvel» их, кстати, несколько), и не пожалел, что решился. То, как писали комиксы Стэн Ли и Стив Дитко, никак не коррелирует с современной подачей. И тут речь не об огромных диалогах, а об общей легкости, с которой персонажей и связанные с ними ситуации подавали читателю. Они не перегружали, хотя текста там было больше, чем в актуальных историях, зато создавали образы, которые оставались с читателями на долгие годы. Возможно, в этом еще одно объяснение феномена Человека-паука.
Avengers (1963) #1
Денис Варков
Сегодня мы привыкли, что супергерои легко гостят в сериях друг друга, и даже в экранизациях таким никого не удивишь. Но когда-то все было иначе. Каждый персонаж существовал в рамках своей серии, обладал своим кругом врагов и не стремился за его пределы. Все изменилось с выходом «Мстителей» от Стэна Ли и Джека Кирби, в которых встретились Тор, Железный человек, Человек-муравей, Оса и Халк.
По сюжету, Локи решил обманом столкнуть Тора с Халком, но не рассчитал, и происшествие, подстроенное богом обмана, привлекло внимание и других супергероев. Так они и объединились, чтобы сначала вместе разобраться в произошедшем, а затем помочь Тору в борьбе с его братом.
Сегодня читать комиксы тех лет про Мстителей особенно смешно — столь наивными и простыми они выглядят на фоне намеренно усложненных историй более поздних лет. И все же в них есть что-то цепляющее — они способны ненадолго подарить возможность почувствовать эпоху, которая навсегда изменилась, когда подобные кроссоверы стали обыденностью.
Как супергерои в комиксе удивляются при встрече друг с другом, так и читатели поражались, как можно собрать вместе столь непохожих персонажей. Сегодня таких эмоций уже нет.
The Ultimates (2002) #1
Андрей Станкевич
На протяжении полувека читатели следили за приключениями одной из самых известных супергеройских команд — Мстителей. Этих персонажей любили, ими восхищались, у них учились. Могучие герои, рыцари без страха и упрека, готовые сложить головы ради спасения мира, и двигал ими истинный альтруизм и героизм. Невероятно скучно, не так ли?
Комикс The Ultimates, который вышел в рамках инициативы Ultimate в начале нулевых, показал нам совсем других Мстителей — жестоких, циничных и каждый со своим набором демонов и скелетов в шкафу. Мстители этого мира объединяются, поскольку того требуют обстоятельства, но они не самые лучшие командные игроки. Этим и запомнилась серия больше всего — суровый и реалистичный взгляд на то, какими были бы герои в нашем, реальном мире. Как быть сверхчеловеком, если ты подвержен порокам, страдаешь от проблем с головой или мнишь себя непогрешимым.
Сценарист Марк Миллар отлично нащупал ту самую тему, с которой нужно раскрывать этих узнаваемых героев, чтобы они смогли с новой силой увлечь читателя.
Первый выпуск этой серии, который представлен в сборнике «75 лет чудес» расскажет нам лишь о последнем подвиге Капитана Америка на фронтах Второй мировой. Но именно в этом выпуске уже расставлены акценты, на которых и будет строиться новый лор Мстителей. Это мрачная и суровая история, которая лишена лоска и яркости, присущей супергероике. А темный рисунок Брайана Хитча только усиливает это впечатление.
Hawkeye (2012) #11
Андрей Станкевич
«Хоукай» Мэтта Фрэкшна (в России его перевели именно так) — комикс весьма необычный. Он не только первопроходец популярного сейчас веяния на постмодернистские комиксы, он еще и установил для них определенную планку качества. Если объяснять просто, то рецепт подобного комикса выглядит следующим образом: берется малоизвестный или малозначимый персонаж для издательства и отдается на откуп какому-нибудь именитому автору. Он, в свою очередь, начинает творить магию, после которой получается самый настоящий бриллиант. Не всегда, конечно, но схема довольно часто работает. Так вышло и с «Хоукаем» — история про парня без способностей, который взял отпуск, чтобы посмотреть новый сезон своего любимого сериала, стала одним из главных событий комикс-индустрии в 2012 году. А почему? Да потому, что комикс получился невероятно трогательным, смешным и очень живым.
Фрэкшн рассказал о персонаже, который несет в команде Мстителей наверное самую важную функцию — он остается простым человеком.
В сборнике «75 лет чудес» представлен 11 выпуск серии и не зря. Выпуск рассказывает об одном вечере пса Лаки по кличке Стрела или Пицца-пес. Уникальная работа, в которой пес — главный герой. Мы видим мир глазами очаровательной и предприимчивой собаки, которая начинает свое собственное расследование.
В выпуске практически отсутствуют реплики. Вместо них мы видим обрывки фраз, которые смог понять Лаки, а о событиях вокруг мы узнаем из забавных схем, которые рисует пес у себя в голове. И надо сказать, что подход к визуализации того, как собака интерпретирует мир вокруг себя крайне занятен. Кто его знает, может быть так это и работает, но сценарист Мэтт Фрэкшн и художник Дэвид Аха выдали наверное самый забавный, самый милый и при этом весьма экспериментальный выпуск, который оказался выше всяких похвал. Заставить читателя пытаться думать как пес — разве это не прелесть? Не зря выпуск взял отдельный «Айснер».
Captain America (2005) #25
Андрей Станкевич
Смерть Капитана Америка была событием шокирующим — без преувеличения. Ее обсуждали везде и далеко за пределами комикс-индустрии. И тут нет ничего необычного. Персонаж, который долгие годы был живым символом и моральным ориентиром для целой нации, погиб. Погиб, защищая идеалы, в которые, под давлением страха, все перестали верить.
Я часто сталкивался с тезисом, что стороны в Гражданской войне распределены не логично. Капитан, как солдат, должен был отстаивать интересы страны и слушать приказы. Старк, будучи бунтарем и эгоистом, должен был возглавить общий мятеж. Однако, многие забывают, что Капитан, в первую очередь символ. И этот факт накладывает определенный отпечаток на его мотивацию и действия.
Он посчитал, что «Акт о регистрации» противоречит всем тем идеям, на которых он был воспитан. И в итоге, он погибает, как мученик.
Смерть Капитана, не только красивый финал, наверно, самого главного глобального события Marvel, но и своего рода манифест — живое олицетворение поговорки о древе свободы и крови патриотов.
Само издание «75 лет Marvel» выглядит внушительно. Сразу нужно сказать, что книг, подобной этой, у нас еще не издавали. Массивный том, который сразу просится в коллекцию. Сборник издан в твердом переплете в формате (185×275). Внутри более тысячи страниц комиксов разных эпох (33 выпуска!).
Необходимо уточнить, что немалая часть комиксов из этого сборника уже выходила на русском в различных форматах от других издательств.
Но в таком роскошном формате они появляются у нас впервые. Эта книга — универсальный билет в историю Marvel. Как было сказано выше, издание проведет вас через всю многолетнюю историю комиксов Marvel — от самого их зарождения до самых актуальных историй. «75 лет Marvel» позволит приобщиться к самым важным моментам формирования лора вселенной. Даст возможность увидеть ваших любимых героев такими, какими они были изначально. Эта книга — настоящий подарок для коллекционера и поклонника комиксов.
Но издание, к сожалению, вышло не без огрехов. Несмотря на все плюсы издания с ляссе, золотым тиснением на обложке и качественной бумагой, вступлением от Кирилла Кутузова и Алексея Волкова, а также послесловием от самих издателей, у книги все же есть ряд проблем. Расписывать их все подробно мы не будем, остановившись на ряде примеров.
Из-за ошибки печати (со слов издателя) местами в сборнике можно встретить текст, выбравшийся за пределы «пузырей». Это не критично, но бросается в глаза при чтении. Нечто похожее в книге можно встретить и с оформлением звуков.
Есть в книге и мелкие ошибки, которые недоглядел редактор вроде «Бюса Баннера» (букву «Р» Халк, видимо, оставил себе при трансформации).
В некоторых местах пропали какие-то короткие предложения. Например, в «Людях Икс» Криса Клэрмонта можно встретить места, где закадровый текст, очевидно, случайно был закрашен верстальщиком.
Таких мелочей по книге, к сожалению, немало. Мы не ставили себе задачу найти их все, но при перечитывании выпусков для статьи все же на них натыкались. Для книги, цена которой четыре тысячи, это заметное количество недочетов, которое нельзя отрицать.
И, тем не менее, для столь громадного издания, по мнению ведущего направления «Книги и комиксы» Дениса Варкова, это не такое большое количество погрешностей. От человеческого фактора никто не застрахован, а общее впечатление от книги эти мелочи не портят, ведь она отлично выполняет свою основную функцию — пробуждает желание ознакомиться с большим количеством комиксов минувших лет.
Разве не ради этого издательство изначально задумывало адаптацию сборника на русском языке?
В посте с ответами читателям на вопросы о рубрике «Книг и комиксов» на «Канобу» Денис Варков писал:
Даже плохие переводы комиксов — это хорошо. Плохо — когда их нет совсем. Многие люди не могут прочитать комиксы в оригинале из-за недостаточного уровня английского, а издания на русском языке — их билет в мир комиксов. И даже если издание вышло не очень удачным — люди хотя бы получат возможность с ним ознакомиться.
Стоит ли сборник «75 лет Marvel» внимания? Определенно. Даже с учетом того, что книга не идеальна, она способна открыть вам много нового, чего вы не знали прежде. И пусть многие из представленных в сборнике комиксов издавались ранее — вместе их еще не собирали.
Есть еще 2 хорошие книги, правда они без картинок, только текст.
Это "Marvel vs DC. Великое противостояние" и "Стэн Ли. Создатель великой вселенной Marvel". Там круто и с юмором рассказано об истории Марвел.
Такая здоровая книга и всего 33 выпуска? Я думал будет больше.